В современном мире родителям не всегда удается уделять внимание своим детям. Воспитание в семье носит ситуативный характер. Поэтому мы уделяем особое внимание работе учителя, направленной на нравственное воспитание младших школьников. Большим воспитательным потенциалом обладают, как известно, уроки литературного чтения, на которых дети знакомятся с тем, что «хорошо», а что «плохо». Раскрывают для себя смысл понятия доброты и милосердия, добра и зла, честности и бесчестия. В современном мире мы очень часто сталкиваемся с черствостью души. Чтобы не допустить такого, на уроках литературного чтения, через произведения великих писателей и поэтов дети знакомятся с правилами и законами сердца и души.
Первым этапом нравственного воспитания младших школьников является формирование его нравственных представлений и понятий. Читая, ребенок знакомиться с внешним, окружающим его миром, природой, социумом, со сверстниками – их радостями и проблемами, с трудом людей.
Ш.А.Амонашвили пишет: «Мы мечтаем, чтобы воспитать его Благородным Человеком. Мир ждет его таким – Благородным. Потому родительское сердце предупреждает нас уберечь нашего Ребенка от дурных зрелищ, сквернословия, грубости, дурной музыки, всего сложного, что разлагает тело и разрушает дух». Этими словами Ш.А.Амонашвили показывает как важно воспитание в нашем обществе. Особенно когда сейчас нравственные ценности уходят на второй план. Мы просто обязаны воспитывать в детях чувство любви и ответственности. Ведь только так мы сможем вырастить благородное поколение и достойную защиту .
Таким образом, можно констатировать, что на уроках литературного чтения младшие школьники постоянно обращаются к таким ценностям, как «добро» и «милосердие». Одной из первостепенных задач учителя является организация целенаправленной работы по осмыслению обучающимися данных ценностей. Поэтому особое внимание мы уделили поиску видов деятельности, которые позволят усилить работу над осмыслением нравственных ценностей на уроках литературного чтения.
Работа с этическим словариком.
Работа с этическим словариком. Используя данный вид деятельности можно добиться более высокого понимания и осмысления нравственных ценностей, в том числе «доброты» и «милосердия», уяснить поведение героев и действующих лиц, мотивы поведения через анализ проблем нравственного характера, описанных в литературных произведениях.
Этический словарь должен состоять из следующих пунктов:
нравственное качество;
определение данного качества;
произведение, герой, обладающий этим качеством;
признаки, поступки, по которым было определено данное качество;
наличие данного качества у близких людей, одноклассниках;
наличие данного качества у самого ребенка;
иллюстрация, показывающая наглядно качество.
Работу с этическим словариком рекомендуется организовать на этапе анализа произведения, когда выполняется анализ художественного образа. Обучающиеся в ходе анализа выявляют наличие у героя нравственного качества, пытаются раскрыть понятие, определить признаки, доказывающие наличие этого качества у героя. Учитель помогает сформулировать определение, организует самостоятельную работу учеников со словариком. Итогом данного вида деятельности является переосмысление нравственных ценностей. Младший школьник начинает задумываться: «А кто из моих близких такой? А можно ли про меня так сказать? Могу ли я быть таким же? Способен ли я так поступать?» Работа со словариком продолжается и дома. Дети подбирают рисунки, фотографии, на которых представлена ситуация, эпизод, иллюстрирующий проявление записанного в словарик на уроке литературного чтения нравственного качества. Эта работа способствует лучшему пониманию и осмыслению качества.
Работа с пословицами и поговорками.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Усвоение нравственных ценностей на уроках литературного чтения будет более эффективным, если организовать деятельность по осмыслению пословиц и поговорок. Предлагаем обратить внимание детей на следующие пословицы:
«Даешь другому – приобретаешь себе»;
«Доброе слово доходит до сердца»;
«Жизнь дана на добрые дела».
«Мир не без добрых людей»;
«Доброе век не забудется»;
«На чужое горе не радуйся»;
«Как аукнется, так и откликнется»;
«Учись доброму — плохое на ум не пойдёт»;
«Про доброе дело говори смело»;
«Доброе слово лечит, а злое калечит»;
«Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя»;
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»;
«Злой плачет от зависти, а добрый от радости»;
«Добрые слова дороже богатства»;
«В ком добра нет, в том и правды мало»;
«Не ищи красоты, ищи доброты».
Анализ репродукций картин и иллюстраций.
На уроках литературного чтения можно организовать работу с тематически подобранными иллюстрациями на тему доброты и милосердия. Предлагаем обратиться к картинам Дональда Золана серии «Беззаботное детство», Грега Олсена, Марии Зельдис, Фредерика Моргана и др.
Слушание музыки.
Для подготовки к восприятию произведений можно предложить обучающимся прослушивание музыки. Программы по чтению и музыке для начальных классов дают большие возможности использования музыкальных произведений и отрывков перед чтением рассказов, стихотворений и сказок.
Беседа по литературным произведениям.
На уроках чтения педагог предлагает детям проанализировать литературное произведение по определенной схеме. В процессе анализа решаются следующие задачи: познакомить с конкретным содержанием произведения; выяснить эмоциональное воздействие произведения; установить причинно-следственные связи в развитии сюжета; выявить мотивы в поведении действующих лиц; раскрыть композицию произведения; проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания; обобщить существенные черты действующих лиц; сопоставить героев и оценить их и др.
На наш взгляд, после завершения литературного анализа необходимо продолжить работу с данным произведением, организовать беседу, которая позволит младшим школьникам выявить качества главных героев, оценить их поступки, осмыслить проблемы и мотивы поведения, которые движут их поступками, поставить себя на место героя.
По мнению Н.Б. Бобковой, сопереживание и оценка являются основой формирования нравственных представлений и убеждений личности. Нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику соотносить свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей. Всё это является основой для активного прояснения учеником своей ценностно-смысловой позиции, собственного отношения к событию, явлению, помогает овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях . Каждую ситуацию нужно обсуждать с детьми. Важно задать вопрос как бы они поступили в этом случае.
Внеклассное чтение.
Неотъемлемой частью литературного чтения является внеклассное чтение. Во внеклассное чтение можно вводить дополнительные литературные произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации. Это способствует развитию когнитивной и личностно-смысловой сфер школьников; помогает самопониманию, самосознанию личности, становлению отдельных ценностей. Тексты подбираются таким образом, чтобы учеников привлекали жизненные ситуации и персонажи произведений: ровесники, с которыми хочется общаться, дружить или, наоборот, объяснять их неправоту . Много рассказов, содержащих нравственные ценности, есть у К.Д. Ушинского, В.А, Сухомлинского, В. Осеевой, Л.Н. Толстого, В. Драгунского и др. Так, например, о доброте и милосердии можно поговорить с детьми на примере таких произведений, как «Старый дед и внучек» (Л. Толстой), «Волшебное слово» (В. Осеева), «Сиротка» (И. Литвак), «Цветик-семицветик» (В. Катаев) и т.д.
Работа со стихотворениями.
Стихотворная форма привлекает внимание большинства детей. Определенный ритм, рифма, эмоциональность, мелодичность оказывают завораживающее действие на ребенка. В стихотворениях мы можем увидеть размышления автора над проблемами добра и зла, честности и бесчестия, милосердия, справедливости и т.д. Помимо представленных в учебниках литературного чтения стихотворений рекомендуем предлагать младшим школьникам чтение по ролям и заучивание стихотворений, ценностным основанием которых является доброта и милосердие. Приведём в качестве примера стихотворения Е. Андреевой и Л. Ерохиной.
Подумайте сами, ребята, случается так почему –
Котенка один обижает, другой лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки старается сбить наповал,
Другой, чтобы выходить пташку, с земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку, в костер ее тащит живьем,
А кто-то из лужи-ловушки мальков перенес в водоем.
(Е. Андреева)
Пожалуйста, добрым будь!
Легко обидеть собаку, а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом, поставив ему подножку.
Легко не слушаться маму, а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала, но всё же играет с тобою.
Легко быть злым и упрямым, на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым, души распахнув своей дверцы.
Тогда ты погладишь собаку и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом ты будешь смеяться звонко!
Увидишь, что маме плохо, её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость ты, словно рукою, снимешь.
Пожалуйста, добрым будь! Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен даже простой муравьишка ...
Добро возвратится добром. Улыбка улыбкой вернётся
И в сердце горячем твоём только добром отзовётся!
(Л. Ерохина)
После прочтения стихотворений учитель задает детям вопросы, направленные на уточнение понимания младшими школьниками смысла прочитанного, предлагает им совместное обсуждение проблемы.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что уроки литературного чтения обладают высоким потенциалом в формировании у младших школьников нравственных ценностей. Работу на уроке можно разнообразить путем включения размышлений над смыслом пословиц и поговорок, прослушивания музыкальных произведений, рассматривания картин и иллюстраций на тему доброты и милосердия, обращению к этическому словарику.
ГБПОУ КК ЕПК
Сообщение на тему:
«Нравственное воспитание учащихся на уроках чтения в 3 классе»
Подготовила
студентка группы Ш-41
Торкай Галина
преподаватель: Голоскок Г.Н.
Ейск, 2017г.