Просмотр содержимого документа
«СОР № 8 , русский язык, 10 класс»
Суммативное оценивание № 8 за раздел «Глобальные проблемы энергетики», 10 класс.
Цель обучения | 10.1.5 строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической и учебно-научной сфер; 10.1.6 оценивать прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение; 10.3.3 создавать тексты различных типов и жанров научно-популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз); 10.4.1 соблюдать орфографические нормы; 10.4.4 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Критерий оценивания | -строит развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической и учебно-научной сфер; -оценивает прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение; -создает тексты различных типов и жанров научно-популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз); -соблюдает орфографические нормы; -использует знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Уровень мыслительных навыков | знание и понимание, навыки высокого порядка |
Задание 1. Прослушайте текст. Составьте на основе прослушанного монолог-рассуждение, включая не менее 3 микротем. Оцените достоверность, актуальность информации, выражая собственное мнение. Время на подготовку - 2 мин., время на ответ - 2-3 мин.
Основные проблемы энергетики и возможные способы их решения
В настоящее время атомная энергетика обеспечивает примерно 18 % от потребности в электроэнергии во всем мире. При условии значительного возрастания эффективности применения ядерного топлива и безопасности атомных электростанций, можно реально достичь увеличения доли данного вида энергетики до 30–40 % в общем производстве электроэнергии к середине XXI века.
Касаемо термоядерной энергетики. Начиная с середины ХХ в. передовые государства тратят много сил и средств на то, чтобы взять под контроль реакцию управляемого синтеза легких элементов (УТС) — фактически неиссякаемый источник энергии. Единица массы такого топлива позволяет получить примерно в десять миллионов раз больше энергии, чем минеральное топливо и в сотню раз больше, чем уран.
Многообещающим направлением в решении проблем, связанных с экологической обстановкой в недавние годы стала водородная энергетика, которая предлагает использовать в качестве топлива водород. Огромным плюсом в пользу водорода является то, что получать энергию теперь можно без негативных последствий для окружающей среды. Для этого нужен специальный топливный элемент, который является электрохимическим генератором и напрямую преобразует химическую энергию в электрическую с единственным побочным продуктом реакции — водой.
В заключение необходимо отметить, что можно говорить о так называемой триаде энергетических проблем: дефицит основных источников энергии, вызванный их исчерпаемостью и неравномерным распределением по планете, ухудшение экологической обстановки, постоянные конфликты за ограниченные ресурсы.
Решение вышеперечисленных проблем возможно за счет использования альтернативных источников энергии, что сократит загрязнение окружающей среды и решит вопросы, связанные с «энергетическим голодом».
Задание 2. Создайте текст научно-популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз) – по вашему выбору. Тема- проблемы энергетики Казахстана. Объем – 180 слов.
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
строит развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической и учебно-научной сфер | составляет и озвучивает монолог по прослушанному тексту | 3 |
включает в монолог 3 микротемы | 3 |
оценивает прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение | дает оценку прослушанному материалу с точки зрения достоверности, актуальности информации | 2 |
выражает собственное мнение | 2 |
создает тексты различных типов и жанров научно-популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз) | создает связный текст объемом 180 слов, самостоятельно выбирая стиль, жанр и тип текста | 4 |
связный текст соответствует предложенной теме | 2 |
соблюдает орфографические нормы | допускает не более 1 орфографической ошибки | 2 |
использует знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | допускает не более 1 пунктуационной ошибки | 2 |
Итого: | 20 |