Просмотр содержимого документа
«СОР № 8. Русский язык. 7 класс.»
СОР № 8, русский язык, 7 класс. ВАРИАНТ 3.
РАЗДЕЛ | «Если бы я правил миром. Синтаксис и пунктуация» |
цель | 7.2.4.1 определять смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.) 7.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях |
критерии | - определяет смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.) использует знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях |
Задание 1 Прочитайте текст, выполните задания.
Определите тип текста, укажите характерные черты, языковые и жанровые особенности, заполнив таблицу:
тип текста | |
стиль | |
характерные черты | |
языковые особенности | |
жанр | |
Спишите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки. Расставьте в выписанных предложениях недостающие знаки препинания.
Природа наделила Абулхаира казахского хана упорством и цельностью характера. Все его действия растопили лед намерзший на сердцах людей. Потрясения часто разбивали ему сердце наполненное любовью к родине.
Казахские аулы жили в ожидании чего-то прислушиваясь и приглядываясь. Узнавали о каждом шаге Абулхаира, толковали каждый его поступок. Известный дипломат Абулхаир завязал и поддерживал отношения с соседними народами. Согнав башкир с берега Иргиза он даже среди них нашел союзников.
Степняки — народ, который познается не в радости, а в горе. Шумливые, несговорчивые, обидчивые в дни мира и покоя, теперь они выказывали единодушие и сплоченность. Собранная в единый кулак казахская рать схватилась с джунгарами в местечке Карасиыр, там, где сходились реки Буланты и Буленты. Джунгары не хотели довольствоваться окрестностями Каратау. Сарыарка легендарная местность заинтересовала врагов. Джунгары вторглись, пройдя через ущелье, которое в народе называется Джунгарскими воротами. Объединенные силы во главе с Абулхаиром разбили полчища неприятеля. Последние бои проходили в ущелье. Тем самым они нанесли врагу сокрушительные удары.
Талант великого хана служил благородной цели спасения своего отечества. Всю жизнь он жил по принципу: «Тот герой, кто за родину горой». И его имя не будет предано забвению, пока живёт на этой планете казахский народ.
Задание 2. Прочитайте предложения и запишите их, расставляя правильно знаки препинания.
Казыбек би участвовал в реформировании «Жеты Жаргы» своде законов степного народа.
Шокан Валиханов как этнограф хорошо знал быт, традиции народов Азии.
Красноречивые ораторы бии умели разрешать спорные ситуации.
Казыбек би как и Толе би считался сильнейшим судьей.
Толе би известен как мудрый политик.
Критерии оценивания | номер задания | Дескриптор | Балл |
определяет смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.) | 1 | определяет тип и стиль текста | 2 |
определяет характерные черты типа текста (не менее трех) | 3 |
определяет языковые особенности текста (не менее 2) | 2 |
определяет жанр текста | 1 |
использует знаки препинания в простых, осложнённых определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. | 1 | находит и записывает предложения, в которых не расставлены запятые, расставляя правильно знаки препинания | 7 |
2 | записывает предложения, правильно расставляя знаки препинания | 5 |
| Всего баллов | 20 |