Состав числа 10
Цель:
1. познакомить с составом числа 10, закрепить навыки счета в пределах 10.
2. Развивать основные мыслительные операции (памяти, внимания, быстроты реакции, гибкости и вариативности мышления), творческие способности уч-ся.
3. Воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности и взаимопомощи, уважение к товарищам.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
- Ребята, вы любите сказки?
– А хотели бы сейчас побывать в сказке?
– Нам поможет там оказаться Цветик-семицветик с его магическими словами.
– Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказке.
Актуализация знаний
– В какой сказке мы с вами оказались? (Гуси-лебеди)
– Давайте поможем Машеньке найти её братца.
– Проверим, насколько вы внимательны! Посмотрите на экран.
1, 4, 7, 5, 6, 3, 9
– Прочитайте ряд чисел. Какое задание можно предложить?
– Составьте различные суммы и разности, используя эти числа.
(7 – 1 = 6, 9 – 6 = 3, 3 + 4 = 7, 3 + 6 = 9, 4 + 5 = 9 и т.д.)
– Молодцы, но вернемся к Машеньке. Бросилась девочка догонять гусей-лебедей, а на пути ей встретилась Печка.
– Печка! Печка! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания – скажу. Вот задание печки.
– Запишите эти числа в порядке возрастания.
1, 3, 4, 5, 6, 7, 9
– Получили ли отрезок натурального ряда. (Нет. Нужно вставить числа 2, 8.)
– Запишите ниже отрезок натурального ряда:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
– Что общего у этих чисел? (Однозначные).
– На какие группы можно их разбить? (Чётные и нечётные).
– Назовите чётные числа. Нечётные.
– Запишите эти числа в порядке убывания.
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1
– А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили? (Мы каждый раз получаем число 10.)
– Запишите это число на следующей строчке. Машенька стала записывать это число и задумалась. Как вы думаете, о чем? Кто записал число в одной клеточке? Кто в двух клеточках?
Сообщение темы урока.
– Как вы думаете, в чем нам предстоит разобраться на уроке? О чем мы будем говорить?
– Сегодня, помогая Машеньке, мы узнаем, как получается число 10, научимся его правильно писать, изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.
Открытие нового.
– Выполнила Машенька задание и побежала дальше. Видит – стоит Яблоня.
– Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполнишь моё задание – скажу.
1) Знакомство с числом 10.
– Яблонька спрашивает, что мы знаем о числе 10?
– Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (После 9).
– Как получить 10? (К 9 прибавить 1).
– Как ещё можно записать 10? Что за обозначения на слайде? (х – римская цифра, 10 точек в виде треугольника).
– Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой
десятичной системы счета, которую используют во всем мире.
– Чем число 10 отличается от изученных? (Двузначное)
– Узнала Маша про число 10 и побежала дальше, видит – течёт молочная река, кисельные берега.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– А ты выполни моё задание – скажу.
– Давайте поможем девочке! Речка велела Машеньке научиться писать число 10.
– Сколько цифр требуется для записи этого числа?
– Сколько клеточек нужно для записи числа 10?
2) Объяснение написания числа 10
– Давайте посмотрим, как записывается число 10. Проследите глазками за волшебным карандашом.
– Число 10 пишется в двух клеточках с использованием цифр 1 и 0, Цифра 1 пишется в правой половине клеточки и цифра 0 в правой половине клеточки.
– Подготовим наши пальчики к работе.
Разминка пальчиков перед работой.
Ручку я в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
– Пропишите в тетради число 10.
Состав числа 10
– Научилась Машенька, благодаря вам, писать число 10 и побежала дальше за братцем!
Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
– Поможем сестрице повернуть избушку!
– Избушка просит нас вернуться к своим записям и провести наблюдение.
– Здесь записан состав числа 10. Как вы думаете, сколько примеров вы должны запомнить? (Только пять, так как остальные повторяются.)
– Запишите их в первый столбик.
– Какую вы видите закономерность? (Если одно число увеличивается на 1, другое на столько же уменьшается, а результат остается без изменений.)
– Молодцы! Справились с заданием, но чтобы избушка впустила Машеньку забрать братца, она дает еще задание.

Первичное закрепление.
– С вашей помощью Машенька вызволила братца и они побежали домой. А Баба Яга отправила Гусей-лебедей в погоню. Добежала девочка с братцем до молочной реки.
Обратилась девочка к речке:
– Речка-матушка, спрячь меня!
– Выполнишь моё задание – спрячу.
– Речка хочет проверить, как вы усвоили состав числа 10.
– Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания. Проверяем, 10 – это…
Физкультурная минутка.
– Пока речка прячет Машеньку и Иванушку, мы с вами отдохнем.
Прыжки. (Прыгнуть столько раз, сколько не достаёт до числа).
10 это 9 да …
8 это 4 да…
9 это 6 да….
7 это 5 да…
Повторение изученного.
1) Решение задач.
– Пока мы отдыхали, Машенька с братцем далеко убежали, а гуси-лебеди опять близко летят, вот-вот настигнут! Видят дети – стоит яблонька.
Обратилась девочка к ней за помощью, а яблонька отвечает:
– Выполнишь моё задание – спрячу.
– 5 гусей летят над вами,
столько же за облаками.
– Какой вопрос можно задать?
(Отвечайте поскорей,
сколько было всех гусей?)
– Как поняли выражение “столько же за облаками”? (Значит 5)
– Запишите только решение задачи!
5 + 5 = 10 ( г.)
– Яблонька приготовила для вас загадки:
1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)
2. Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (Карандаш.)
3. Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (Конфета.)
По каждой загадке составляем задачи.
2) Работа с выражениями.
– Справились вы с заданиями, и укрыла яблонька детей! Пролетели гуси-лебеди мимо.
– Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут! Добежала девочка до печки.
– Печка-матушка, спрячь нас!
– Выполни моё задание – спрячу.
– Печка предлагает каждому выбрать задание по силам. Подумайте, с каким столбиком вы можете справиться, запишите его себе в тетрадь и найдите неизвестные числа.
8 – 4 + 6 = 
6 – 3 + 7 = 
3 + 5 +
= 10
4 +
+ 3 = 10
10 – 3 –
= 5
10 –
– 4 = 3
– Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка с братцем возвратилась домой к родителям!
– Пора и нам возвращаться из сказки!
– Скажем магические слова!
Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!
– Вели, чтобы мы оказались в своём классе!
Итог урока.
– Понравилось вам участвовать в сказке?
– Чему учит эта сказка? (Помогать попавшим в беду людям, слушать родителей)
– Чему мы учились на уроке?
Самооценка.
– Оцените свою помощь Машеньке и свою работу в тетради.
Красный квадратик рисует на полях тот,– кто активно помогал ей всё время, хорошо потрудился, не допустил ошибок, доволен собой.
Зелёный – хорошо потрудился, но были допущены неточности.
Синий – надо еще постараться.