СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав числа 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация + конспект урока "Состав числа 10"

Просмотр содержимого документа
«состав числа 10»

Состав числа 10

Цель:
1. познакомить с составом числа 10, закрепить навыки счета в пределах 10.

2. Развивать основные мыслительные операции (памяти, внимания, быстроты реакции, гибкости и вариативности мышления), творческие способности уч-ся.

3. Воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности и взаимопомощи, уважение к товарищам.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

- Ребята, вы любите сказки?
– А хотели бы сейчас побывать в сказке?
– Нам поможет там оказаться Цветик-семицветик с его магическими словами.

– Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказке.


Актуализация знаний

– В какой сказке мы с вами оказались? (Гуси-лебеди)

– Давайте поможем Машеньке найти её братца.

– Проверим, насколько вы внимательны! Посмотрите на экран.

1, 4, 7, 5, 6, 3, 9

– Прочитайте ряд чисел. Какое задание можно предложить?

– Составьте различные суммы и разности, используя эти числа.

(7 – 1 = 6, 9 – 6 = 3, 3 + 4 = 7, 3 + 6 = 9, 4 + 5 = 9 и т.д.)

– Молодцы, но вернемся к Машеньке. Бросилась девочка догонять гусей-лебедей, а на пути ей встретилась Печка.

– Печка! Печка! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания – скажу. Вот задание печки.

– Запишите эти числа в порядке возрастания.

1, 3, 4, 5, 6, 7, 9

– Получили ли отрезок натурального ряда. (Нет. Нужно вставить числа 2, 8.)

– Запишите ниже отрезок натурального ряда:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

– Что общего у этих чисел? (Однозначные).

– На какие группы можно их разбить? (Чётные и нечётные).

– Назовите чётные числа. Нечётные.

– Запишите эти числа в порядке убывания.

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

– А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили? (Мы каждый раз получаем число 10.)

– Запишите это число на следующей строчке. Машенька стала записывать это число и задумалась. Как вы думаете, о чем? Кто записал число в одной клеточке? Кто в двух клеточках?

Сообщение темы урока.

– Как вы думаете, в чем нам предстоит разобраться на уроке? О чем мы будем говорить?

– Сегодня, помогая Машеньке, мы узнаем, как получается число 10, научимся его правильно писать, изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.

Открытие нового.

Выполнила Машенька задание и побежала дальше. Видит – стоит Яблоня.
– Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Выполнишь моё задание – скажу.

1) Знакомство с числом 10.

– Яблонька спрашивает, что мы знаем о числе 10?

– Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (После 9).

– Как получить 10? (К 9 прибавить 1).

– Как ещё можно записать 10? Что за обозначения на слайде? (х – римская цифра, 10 точек в виде треугольника).

– Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой

десятичной системы счета, которую используют во всем мире.

– Чем число 10 отличается от изученных? (Двузначное)

– Узнала Маша про число 10 и побежала дальше, видит – течёт молочная река, кисельные берега.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– А ты выполни моё задание – скажу.
– Давайте поможем девочке! Речка велела Машеньке научиться писать число 10.
– Сколько цифр требуется для записи этого числа?
– Сколько клеточек нужно для записи числа 10?

2) Объяснение написания числа 10

– Давайте посмотрим, как записывается число 10. Проследите глазками за волшебным карандашом.

– Число 10 пишется в двух клеточках с использованием цифр 1 и 0, Цифра 1 пишется в правой половине клеточки и цифра 0 в правой половине клеточки.

– Подготовим наши пальчики к работе.

Разминка пальчиков перед работой.

Ручку я в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

– Пропишите в тетради число 10.

Состав числа 10

– Научилась Машенька, благодаря вам, писать число 10 и побежала дальше за братцем!

Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

– Поможем сестрице повернуть избушку!

– Избушка просит нас вернуться к своим записям и провести наблюдение.

– Здесь записан состав числа 10. Как вы думаете, сколько примеров вы должны запомнить? (Только пять, так как остальные повторяются.)

– Запишите их в первый столбик.

– Какую вы видите закономерность? (Если одно число увеличивается на 1, другое на столько же уменьшается, а результат остается без изменений.)

– Молодцы! Справились с заданием, но чтобы избушка впустила Машеньку забрать братца, она дает еще задание.

Первичное закрепление.

– С вашей помощью Машенька вызволила братца и они побежали домой. А Баба Яга отправила Гусей-лебедей в погоню. Добежала девочка с братцем до молочной реки.

Обратилась девочка к речке:
– Речка-матушка, спрячь меня!
– Выполнишь моё задание – спрячу.
– Речка хочет проверить, как вы усвоили состав числа 10.

– Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания. Проверяем, 10 – это…

Физкультурная минутка.

– Пока речка прячет Машеньку и Иванушку, мы с вами отдохнем.

Прыжки. (Прыгнуть столько раз, сколько не достаёт до числа).

10 это 9 да …
8 это 4 да…
9 это 6 да….
7 это 5 да…


Повторение изученного.

1) Решение задач.

– Пока мы отдыхали, Машенька с братцем далеко убежали, а гуси-лебеди опять близко летят, вот-вот настигнут! Видят дети – стоит яблонька.

Обратилась девочка к ней за помощью, а яблонька отвечает:

– Выполнишь моё задание – спрячу.

– 5 гусей летят над вами,
столько же за облаками.

– Какой вопрос можно задать?

(Отвечайте поскорей,
сколько было всех гусей?)

– Как поняли выражение “столько же за облаками”? (Значит 5)
– Запишите только решение задачи!

5 + 5 = 10 ( г.)

– Яблонька приготовила для вас загадки:

1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)

2. Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (Карандаш.)

3. Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (Конфета.)

По каждой загадке составляем задачи.

2) Работа с выражениями.

– Справились вы с заданиями, и укрыла яблонька детей! Пролетели гуси-лебеди мимо.
– Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут! Добежала девочка до печки.
– Печка-матушка, спрячь нас!
– Выполни моё задание – спрячу.
– Печка предлагает каждому выбрать задание по силам. Подумайте, с каким столбиком вы можете справиться, запишите его себе в тетрадь и найдите неизвестные числа.

8 – 4 + 6 =
6 – 3 + 7 =
3 + 5 + = 10
4 + + 3 = 10
10 – 3 – = 5
10 – – 4 = 3

– Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка с братцем возвратилась домой к родителям!
– Пора и нам возвращаться из сказки!
– Скажем магические слова!

Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!

– Вели, чтобы мы оказались в своём классе!

Итог урока.

– Понравилось вам участвовать в сказке?
– Чему учит эта сказка? (Помогать попавшим в беду людям, слушать родителей)
– Чему мы учились на уроке?

Самооценка.

– Оцените свою помощь Машеньке и свою работу в тетради.

Красный квадратик рисует на полях тот,– кто активно помогал ей всё время, хорошо потрудился, не допустил ошибок, доволен собой.

Зелёный – хорошо потрудился, но были допущены неточности.
Синий – надо еще постараться.



Просмотр содержимого презентации
«Состав числа 10»

Лети-лети лепесток,  Через запад на восток,  Через север, через юг,  Возвращайся, сделав круг.  Лишь коснёшься ты земли,  Быть по-нашему вели.  Вели, чтобы мы оказались в сказке.

Лети-лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в сказке.

1, 4, 7, 5, 6, 3, 9

1, 4, 7, 5, 6, 3, 9

1, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

8 – 4 + 6 = 6 – 3 + 7 = 3 + 5 + = 10 4 +  3 = 10 10 – 3 – = 5 10 – – 4 = 3

8 – 4 + 6 =

6 – 3 + 7 =

3 + 5 + = 10

4 +  3 = 10

10 – 3 – = 5

10 – – 4 = 3