«Состав числа 6»
Конспект занятия по математике
подготовительная к школе группа

Подготовил:
Воспитатель МБДОУ д/с-к/в №4
Попова Марина Сергеевна
Программное содержание.
- Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
- Уточнять представления о цифре 6.
- Уточнить приемы деления круга на 2-4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая).
- Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал.
Корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан), 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, ¼ часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута».
Раздаточный материал.
Наборы цветных карандашей, белые листочки осины вырезанные из бумаги, круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6.
Ход занятия.
I часть. Игровое упражнение «Сбор урожая».
Дети раскладывают перед собой на столе карточки с от 11 до 5 и называют их по порядку.
Воспитатель показывает детям корзину и по очереди кладет в нее 5 овощей. Затем спрашивает: «Сколько овощей в корзине? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Дети показывают цифру 5.
Воспитатель добавляет шестой овощ и предлагает сосчитать овощи в корзине. Затем спрашивает: «Какой цифрой можно обозначить число шесть? Правильно, цифрой шесть . (Показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя). На что похожа цифра шесть?»
Воспитатель читает стихотворение о цифре шесть:
«Шесть» похожа на замок
И крутой бараний рог,
На прыжок гимнаста «сальто»
И на завитушку альта.
А.Усачев
Дети называют цифры по порядку и обводят 6 пальчиком.
II часть. Игровое упражнение «Раскладываем урожай».
В корзине фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощи (картофель, морковь, свекла, лук, помидор, огурец, кабачок, баклажан).
Воспитатель предлагает детям разложить фрукты и овощи на тарелках, затем сосчитать фрукты и обозначить их количество числом.
Далее воспитатель просит детей составить число 6 с помощью разных овощей и ответить на вопросы: «Сколько всего овощей?», «Сколько каких овощей?» «Как составить число 6?»
III часть. Игровое упражнение «Разноцветные листья»
Воспитатель дает детям задание: «Составьте число 6 с помощью карандашей разного цвета. Сколько всего карандашей? Сколько карандашей какого цвета вы взяли? Как составили число 6?»
Воспитатель предлагает раскрасить лист осины в любой цвет.
Физкультминутка «Осенние листья»
Под музыку дети с листьями в руках выполняют танцевальные движения по заданию воспитателя (кружатся, приседают, бегают)
По окончании музыки они прикрепляют листья к силуэту дерева.
IV часть. Игровое упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодовоовощную базу».
Воспитатель рассматривает с детьми схему движения машины: стрелки указывают направление движения, а цифры- остановки.
Остановка «овощное поле»;
Остановка «фруктовый сад»;
Остановка «плодовоовощная база»
Овощное поле 2. Фруктовый сад



Гараж 3. Плодовоовощная
база
Воспитатель вместе с детьми обсуждают особенности маршрута (начало и направления движения). Затем дети провозят грузовик в соответствии со схемой (на полу разложены карточки с цифрами, обозначающие остановки) и на каждой остановке загружают овощи и фрукты и отвозят их на плодовоовощную базу.
V часть. Игровое упражнение «Фруктовый пирог».
Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (испечь пирог)
Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает : «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше? Целое или ½ ? что меньше: половина или целое?»
Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Чтоо больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или целое?»
Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по другому? (половина). Затем просит найти и показать ¾ круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или ¾? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (по показу воспитателя) Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или 1/8? Что меньше: 1/8 или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом? »