СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление инструкции, алгоритма.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  в 7 классе. Внеурочная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Составление инструкции, алгоритма.»

Конспект урока (внеурочная деятельность) 7-е классы

Учитель: Алдушина Лариса Сергеевна

Тема: Составление инструкции, алгоритма.

Цель урока: Приобретение теоретических знаний в области алгоритмики, составления инструкций.

Задачи урока:

  1. Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов и инструкций, их свойств, способов составления.

  2. Развивающая: развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

  3. Воспитательная: показать связь данной темы с практикой; формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие. Позитивный настрой. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Прослушайте текст. О чем в нем говориться? На что похож этот текст?

Как ухаживать за цветком гибискус?

1.     Содержите цветок в  хорошо освещенных помещениях с ярким солнечным светом.

2.     Летом постоянно поливайте гибискус.

3.     Зимой полив сократите, но не допускайте пересыхания.

4.     С весны и до осени гибискус подкармливайте минеральными удобрениями, смешивая их с коровьим навозом, один раз в неделю.

— Что такое инструкция? Подберите синонимы к этому слову.

Инструкция - свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь.

Сегодня поговорим о разнообразных событиях - привычных и сложных, но имеющих нечто общее.

Рассмотрим ряд задач:

  • распланировать свой день;

  • испечь торт;

  • как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;

  • решить задачу на компьютере;

  • тронуться с места на автомобиле (велосипеде);

Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?

Да, порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.

III. Сообщение темы, цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать над текстами, в которых даются советы, разъяснения (то есть инструкциями), научимся составлять инструкции и алгоритмы.

VI. Изучение нового материала.

Инструкция — указание о порядке и способах выполнения какой-либо работы, пользования машиной, прибором и т. п, алгоритм порядка действий, последовательность проведения вычислительных операций, способ нахождения искомого результата.

Инструкция - подзаконный правовой акт, издаваемый в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государственного органа. В широком понимании этого слова - это может быть указание технического порядка (правила пользования механизмом или способ выполнения какой - либо технической работы и др)

Инструкция является документом, в котором изложены правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности и отношений учреждений, должностных лиц, например:

"Инструкция о порядке разработки...", "Инструкция о внедрении..."

Различают ведомственные и межведомственные инструкции. К ведомственным инструкциям относятся инструкции, обязательны для системы одного ведомства (министерства). Ведомственные инструкции бывают: должностные; по технике безопасности; по эксплуатации оборудования и др.

— Приведите примеры текстов-инструкций. Например: рецепт для изготовления лекарств, который выписывает врач для фармацевта, инструкция загрузки компьютера, инструкция пользования электроприбором, рецепт приготовления напитка или блюда.

— А где вы еще пользуетесь инструкциями? (Во время игр, изготовление различных поделок, решения задач, уравнений, подготовке к переводу, работы над ошибками и т. п)

Вывод. Чтобы правильно выполнить работу, следует придерживаться последовательности выполнения действий (т.е. инструкции). А если хотим чему-то научить других, то самим составлять порядок выполнения задания.

Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.

Алгоритм обладает следующими свойствами.

  1. Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.

  2. Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. При этом каждая команда алгоритма входит в состав системы команд исполнителя.

  3. Конечность определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.

  4. Результативность требует, чтобы в алгоритме не было ошибок, т.е. при точном исполнении всех команд процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен определенный постановкой задачи результат (ответ).

  5. Массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи. Пример: алгоритмы «Решение квадратного уравнения», «Приготовить бутерброд».

Тип алгоритма определяется характером решаемой (в соответствии с его командами) задачи.

Типовые конструкции алгоритмов:

  • Линейная.

  • Циклическая.

  • Разветвляющаяся.

Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Циклический – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Совокупность повторяющихся действий – тело цикла.

Разветвляющийся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Условие – выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» (ветвь «да») или «ложь» (ветвь «нет»). Возможна полная и неполная форма ветвления.

Физкультминутка.

V. Закрепление материала

Прочитайте образец инструкции.


Составьте свою инструкцию по выполнению домашнего задания.

Рассмотрите образец алгоритма.

























Составьте свой алгоритм: Написание не с глаголами.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

«Открытый микрофон». Закончи предложения.

1. Сегодня на уроке я узнал….

2. Мне было трудно …..

3. Мне понравилось…., не понравилось…

4. На уроке мне не хватало…

Домашнее задание. Посмотрите дома инструкции к лекарствам, по работе с техникой и т.д.