Конспект урока (внеурочная деятельность) 7-е классы
Учитель: Алдушина Лариса Сергеевна
Тема: Составление инструкции, алгоритма.
Цель урока: Приобретение теоретических знаний в области алгоритмики, составления инструкций.
Задачи урока:
Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов и инструкций, их свойств, способов составления.
Развивающая: развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательная: показать связь данной темы с практикой; формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Позитивный настрой. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Прослушайте текст. О чем в нем говориться? На что похож этот текст?
Как ухаживать за цветком гибискус?
1. Содержите цветок в хорошо освещенных помещениях с ярким солнечным светом.
2. Летом постоянно поливайте гибискус.
3. Зимой полив сократите, но не допускайте пересыхания.
4. С весны и до осени гибискус подкармливайте минеральными удобрениями, смешивая их с коровьим навозом, один раз в неделю.
— Что такое инструкция? Подберите синонимы к этому слову.
Инструкция - свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь.
Сегодня поговорим о разнообразных событиях - привычных и сложных, но имеющих нечто общее.
Рассмотрим ряд задач:
распланировать свой день;
испечь торт;
как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;
решить задачу на компьютере;
тронуться с места на автомобиле (велосипеде);
Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?
Да, порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.
III. Сообщение темы, цели урока.
— Сегодня на уроке мы будем работать над текстами, в которых даются советы, разъяснения (то есть инструкциями), научимся составлять инструкции и алгоритмы.
VI. Изучение нового материала.
Инструкция — указание о порядке и способах выполнения какой-либо работы, пользования машиной, прибором и т. п, алгоритм порядка действий, последовательность проведения вычислительных операций, способ нахождения искомого результата.
Инструкция - подзаконный правовой акт, издаваемый в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государственного органа. В широком понимании этого слова - это может быть указание технического порядка (правила пользования механизмом или способ выполнения какой - либо технической работы и др)
Инструкция является документом, в котором изложены правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности и отношений учреждений, должностных лиц, например:
"Инструкция о порядке разработки...", "Инструкция о внедрении..."
Различают ведомственные и межведомственные инструкции. К ведомственным инструкциям относятся инструкции, обязательны для системы одного ведомства (министерства). Ведомственные инструкции бывают: должностные; по технике безопасности; по эксплуатации оборудования и др.
— Приведите примеры текстов-инструкций. Например: рецепт для изготовления лекарств, который выписывает врач для фармацевта, инструкция загрузки компьютера, инструкция пользования электроприбором, рецепт приготовления напитка или блюда.
— А где вы еще пользуетесь инструкциями? (Во время игр, изготовление различных поделок, решения задач, уравнений, подготовке к переводу, работы над ошибками и т. п)
Вывод. Чтобы правильно выполнить работу, следует придерживаться последовательности выполнения действий (т.е. инструкции). А если хотим чему-то научить других, то самим составлять порядок выполнения задания.
Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.
Алгоритм обладает следующими свойствами.
Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.
Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. При этом каждая команда алгоритма входит в состав системы команд исполнителя.
Конечность определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.
Результативность требует, чтобы в алгоритме не было ошибок, т.е. при точном исполнении всех команд процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен определенный постановкой задачи результат (ответ).
Массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи. Пример: алгоритмы «Решение квадратного уравнения», «Приготовить бутерброд».
Тип алгоритма определяется характером решаемой (в соответствии с его командами) задачи.
Типовые конструкции алгоритмов:
Линейная.
Циклическая.
Разветвляющаяся.
Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
Циклический – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Совокупность повторяющихся действий – тело цикла.
Разветвляющийся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Условие – выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» (ветвь «да») или «ложь» (ветвь «нет»). Возможна полная и неполная форма ветвления.

Физкультминутка.
V. Закрепление материала
Прочитайте образец инструкции.

Составьте свою инструкцию по выполнению домашнего задания.
Рассмотрите образец алгоритма.

Составьте свой алгоритм: Написание не с глаголами.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
«Открытый микрофон». Закончи предложения.
1. Сегодня на уроке я узнал….
2. Мне было трудно …..
3. Мне понравилось…., не понравилось…
4. На уроке мне не хватало…
Домашнее задание. Посмотрите дома инструкции к лекарствам, по работе с техникой и т.д.