СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление сложных предложений из двух простых

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Составление сложных предложений из двух простых»

Урок 16
Составление сложных предложений из двух простых

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для формирования представления о соединении простых предложений в сложное при помощи союзов и, а, но; способствовать развитию умений узнавать сложное предложение, определять в нем простые
предложения, формированию умений составлять сложное предложение из двух простых, давать характеристику предложениям

Тип урока

Конструирование способа действия

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

Доска

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, предложения


Окончание табл.

Основные понятия и термины

Слово с непроверяемым написанием. Простое и сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с союзами и, а, но. Характеристика предложения


организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание (учитель берет несколько тетрадей на проверку).


– Прочитайте сложное предложение.






– Докажите, что это сложное предложение.



– Выполнить упр. 34 на
с. 16 в рабочей тетради.

– Воробей
загрустил
за окошком, непривычно притихли
дома.

– Состоит
из двух простых предложений. Воробей загрустил

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей, осуществляют взаимный контроль

Правиль-но выполненные
задания упраж-
нения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7













– Какой знак препинания стоит в сложном
предложении для разделения простых предло-жений, входящих в его состав?

за окошком. Непривычно притихли
дома. В пред-ложении две грамматические основы:
воробей загрустил; притихли дома.

– Запятая




II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач урока

– Продолжаем работу над темой «Простые
и сложные предложения». Сегодня на уроке
будем выполнять упражнения в составлении сложных предложений, в определении характеристики предложений, в постановке знаков
препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают необходимую информацию из выска-зываний учителя.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу


III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ
строения букв-зна-

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

– Заглавной
и строчной букв И, и.

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают

Написание элементов букв,
сочетания слов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


ков, овла-
дение на-чертаниями букв,
соедине-ний

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже сочетание слов.


– Когда так говорят?


– Это крылатое выражение. Означает оно –
угодничать, заискивать, льстить.

– Запишите сочетание слов в тетради.

Учитель обращает внимание на правильное
соединение букв в словах.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Запишите сочетание слов.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше всех




Выполняют
задания.




– Извиваться ужом.

Высказывания учащихся.






Выполняют
задания


учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Работа
по учеб-

Наблюдение над соединением простых предложений в слож-

– Откройте в учебнике с. 33, найдите упр. 53. Прочитайте предложения. Докажите, что вы
прочитали сложные предложения.

– Предложения состоят
из простых. Имеют в своем составе
по две грам-

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.

Признаки сложного предло-
жения.

Знаки препинания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

нику, с. 33, упр. 53

ное при помощи союзов и, а, но



– Обратите внимание на выделенные слова.
Прочитайте их.

– Выделенные слова являются союзами. Перед ними в сложном предложении всегда ставится запятая.

– Что означает слово «заря»?


– Правильно. В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова: «Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца». В данном контексте речь идет
о заходе солнца.

– А что обозначает выражение «заря горела»?


– «Заря горела» – устойчивое выражение, означает «небо было окрашено ярко-красным цветом»

матические основы.

– И, а, но.





Высказывания учащихся.

Внимательно слушают.




Высказывания учащихся


Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение

в сложном пред-ложении
с союзами и, а, но.

Запись
и запоминание словарного слова

2. Словарная работа

Работа над словом
с непрове-ряемым написанием

– Прочитайте слово на с. 33, внизу, про себя. Чем произношение слова отличается от его
написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.



– Слово «заря» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне
слова. Произнесите слово орфографически.

Ответы уча-щихся.


– «Безударная гласная в корне слова».



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть.

Физкультминутка
(см. урок 4)

Выполняют
задания




3. Работа
по учебнику, с. 34, упр. 55

Упражнение в со-ставлении сложных предло-
жений
из двух простых

– Откройте в учебнике с. 34, найдите упр. 55. Образуйте сложное предложение из двух простых. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.






Учитель дает задание: записать два предложения под диктовку (по выбору педагога) и самостоятельно записать одно предложение, выполнить самопроверку.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл

– Мир строит, а война разрушает. Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз. Труд человека кормит, а лень портит.

Выполняют
задания.

Осуществляют самопроверку.

Выполняют
задание

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют
речевые средства для решения познавательных задач; владеют логическими операциями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Составление сложных предложений
с союзами и, а, но.

Запись предло-
жений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

4. Устная работа

Упражнение на определение сложного предло-
жения

– Послушайте, определите, является ли каждое предложение сложным. Объясните свое мнение.

1. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещеев.)












2. Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. (В. Жуковский.)



– Сложное. Предложе-
ние состоит
из нескольких
(трех) простых предложений. В нем три грамматические основы: осень наступила;
высохли цветы; глядят
кусты.

– Сложное. Предложе-
ние состоит
из нескольких
(двух) простых предложений. В нем две грамматические основы: котик бродит; козлик ходит

Фрон-тальная

П – используют
речевые средства для решения познавательных задач, владеют логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Признаки сложного предло-
жения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

5. Работа
по учебни-ку, с. 34, упр. 54

Упражнение на вы-бор буквы
в слове,
постановку знаков препинания
в сложном предло-
жении

– Найдите на с. 34 упр. 54. Прочитайте предложения. Из каких сказок А. С. Пушкина взяты отрывки?


















– В каких предложениях пропущена запятая
и где ее нужно поставить?

– Спишите, вставляя пропущенные буквы
и запятые.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное

– 1-е предло-жение – «Сказка о золотой рыбке»; 2-е,
4-е предложения – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»;
3-е предложение – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Отвечают
на вопрос.

Выполняют
задание.

Осуществляют взаимопро-
верку

Фрон-тальная. Индиви-дуальная.

Парная

П – используют
речевые средства для решения познавательных задач, владеют навыками смыслового
чтения предложений, логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи, планируют, контролируют, оценивают учебные действия, осуществляют взаимный
контроль.

К – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему

Знание произве-дений
А. С. Пушкина.

Знаки препинания
в сложном предложении.

Правильное написание слов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

6. Работа
по учебнику, с. 34, упр. 56

Работа
с памяткой «Как дать характеристику предложению». Упражнение на характеристи-ку предложения

– Откройте в учебнике с. 145. Найдите памятку 3 «Как дать характеристику предложению».
Ознакомьтесь с памяткой.

– Назовите первый шаг в характеристике пред-ложения.

– Что нужно сделать затем?








– Что определяют затем?

Выполняют
задания.


– Прочитать предложение.

– Определить, какое оно
по цели высказывания. Отметить, является ли предложение восклицательным.

– Простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространенное или нерас-пространенное. Если сложное, то как соединены простые предложения в сложное

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – используют различные способы поиска инфор-мации; владеют
навыками смыслового чтения текста, логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи, планируют учебные действия.

К – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему

Характеристика предло-
жения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






– Опираясь на памятку, дайте характеристику
любому предложению из упр. 56

(при помощи интонации
или союзов).

Выполняют
задание




V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Как определить сложные предложения? Как
соединяются простые предложения в сложное? Что надо знать о знаках препинания в сложном предложении?

– Откройте рабочую тетрадь на с. 17, найдите упр. 37. Составьте вторую часть сложного предложения.


Отвечают
на вопросы.




1. Занятия
в школе закончились, но у детворы осталось еще много вопросов.

2. Жучка дремлет в конуре,
а кошка спит
в доме.

3. Подул сильный ветер, набежали тучи.

4. Шел дождь, дул порывистый ветер.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируют-ся в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению новых знаний



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 17,
упр. 36