СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление технологических карт по предмету "Биология" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по теме: "Составление технологических карт по предмету "Биология" 5 класс"

Просмотр содержимого документа
«Составление технологических карт по предмету "Биология" 5 класс»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИКТ


ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС ПО ТЕМАМ: «Биология – наука о живой природе», «Организмы – тела живой природы»


Выполнили слушатели группы: 4.1.1

«Методические аспекты преподавания учебного предмета «Биология» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»

Павлюк Марина Витальевна,

учитель ГБОУ «Золотарёвская СШ № 8 г.о. Харцызск»,

Пахомова Дарья Романовна,

учитель ГБОУ «СШ № 9 г.о. Мариуполь»

Руководитель итоговой аттестационной работы:

 проректор по научно-педагогической работе, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент  международной академии наук педагогического образования

Волобуева Татьяна Борисовна

Работа допущена/не допущена_________

Донецк, 2025

АННОТАЦИЯ

Выпускная работа посвящена актуальной проблеме повышения качества образования в сфере биологии на этапе начального среднего образования. В условиях современного обучения особое значение приобретает необходимость использования технологических карт, которые помогают структурировать процесс преподавания и обучения учащихся.

Целью данной работы является разработка технологических карт для уроков биологии в 5 классе, которые учтут возрастные особенности обучающихся, их готовность к восприятию нового материала и сочетание различных форм и методов обучения.

В первой части работы рассматриваются теоретические аспекты технологического проектирования уроков, в том числе цели, задачи и принципы составления технологических карт. Также дан обзор существующих подходов к организации учебного процесса в области биологии.

Во второй части представлены примеры разработанных технологических карт к урокам, которые охватывают темы курса, такие как «Биология – система наук о живой природе», «Организмы – тела живой природы». Каждая карта включает в себя цели урока, планируемые результирующие действия, содержание занятия, используемые образовательные технологии, методы оценки и виды деятельности учащихся.

Заключительная часть работы включает выводы о значимости применения технологических карт в процессе обучения и рекомендации по их дальнейшему использованию в педагогической деятельности.

Таким образом, данная работа подчеркивает важность системного подхода к организации учебного процесса и предлагает конкретные решения, способствующие улучшению учебного процесса по биологии в 5 классе.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ 6

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» (5 класс) 9

2.1. Технологическая карта урока по теме: «Биология – система наук о живой природе» 9

2.2. Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Организмы – тела живой природы» 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ПРИЛОЖЕНИЯ 23

















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной работы заключается в следующих аспектах:

  1. Важность биологического образования.  Биология как наука о жизни и живых организмах является основой для формирования экологической культуры, здоровья и ответственного отношения к природе. В пятом классе основываются базовые представления об окружающем мире, что делает эту тему особенно актуальной.

  2. Современные образовательные стандарты. ФГОС предполагает использование различных методов обучения, активизацию познавательной деятельности учащихся и применение технологий. Создание технологических карт уроков отвечает этим требованиям и помогает учителям структурировать учебный процесс.

  3. Развитие умений и навыков. Обобщающие уроки способствуют систематизации знаний, развитию критического мышления и навыков работы в группе, что критически важно для формирования умений учащихся.

Цели и задачи выпускной работы

Цель работы: разработка технологических карт обобщающих уроков по биологии в 5 классе для повышения качества образовательного процесса и формирования умений учащихся.

Задачи:

  1. Изучить педагогическую литературу по проблеме обобщающих уроков и технологии их разработки.

  2. Определить структуру и элементы технологической карты урока.

  3. Разработать несколько примеров технологических карт для уроков по основным темам курса биологии в 5 классе.

  4. Провести экспериментальное внедрение разработанных карт в учебный процесс и оценить их эффективность.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: процесс обучения биологии в 5 классе.

Предмет исследования: обобщающие уроки по биологии и разработка технологических карт для их проведения.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы: изучение теоретических основ, методов и технологий преподавания биологии в начальной школе.

  2. Наблюдение: изучение опыта преподавания обобщающих уроков в биологии учителей-практиков.

  3. Эксперимент: проведение уроков с использованием разработанных технологических карт, сбор обратной связи от учащихся и преподавателей.

  4. Анкетирование и опросы: оценка восприятия учащимися обобщающих уроков и эффективности предложенных технологических карт.

  5. Сравнительный анализ: сравнение результатов обучения до и после внедрения новых форм уроков.
















РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ

Разработка технологических карт уроков является важным элементом современного образовательного процесса, обеспечивающим комплексный подход к обучению. Тематика «Биология - система наук о живой природе» и «Организмы – тела живой природы» охватывает обширный круг вопросов, связанных с изучением живых организмов, их взаимодействий и взаимосвязей. [1] Теоретическое обоснование разработки уроков по данной теме опирается на несколько ключевых аспектов.

Технологическая карта урока – это документ, который отражает содержание, методы и формы организации учебного процесса. Она служит основой для планирования и мониторинга учебной деятельности. [3] Разработка карт уроков по биологии требует учета принципов:

Научности: Знания должны основываться на актуальных научных данных и исследованиях.

Доступности: Информация должна быть представлена в понятной и доступной форме для учащихся.

Активности и самостоятельности: Учащиеся должны быть вовлечены в процесс познания, учиться проводить эксперименты, делать выводы и анализировать результаты.

Биология, как система наук, включает в себя множество дисциплин: экология, генетика, молекулярная биология, зоология, ботаника и другие. Системный подход обеспечивает целостное восприятие данного предмета, позволяя учащимся понять взаимосвязи между различными уровнями организации жизни – от молекул до экосистем.

Современные технологии и методы обучения, такие как проектное обучение, исследовательская деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способствуют большей вовлеченности учащихся и глубокому пониманию темы. [4] В рамках уроков по биологии можно применять:

Интерактивные задания: Использование виртуальных лабораторий, онлайн-игр и симуляций.

Групповые и парные работы: Совместное выполнение заданий позволяет развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Практические занятия: Проведение опытов и исследований на природе.

Биология требует интеграции знаний из смежных наук, таких как химия, физика и география. Уроки, построенные на междисциплинарном подходе, помогут учащимся увидеть единую картину мира и роль биологии в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия. [12]

Использование разнообразных форм работы и заданий в технологических картах способствует повышению мотивации учащихся, заинтересованности в изучаемом предмете. Это особенно важно в контексте изучения живой природы, которая сама по себе является привлекательной для школьников [7].

 При разработке технологических карт необходимо учитывать психолого-физиологические характеристики учащихся определенной возрастной группы. Уроки должны быть динамичными, с элементами игры и практической деятельности, что соответствует методам активного обучения. [1]

Технологическая карта должна включать механизмы оценки знаний и умений учащихся, а также рефлексии о процессе обучения. Это может быть сделано через тестирование, выполнение творческих проектов, участие в обсуждениях, что позволяет выявлять уровень усвоения материала и корректировать дальнейшую работу.

Разработка технологических карт уроков по биологии на тему «Биология - система наук о живой природе» и «Организмы – тела живой природы» основана на современных педагогических подходах, системном восприятии биологии, использовании инновационных методов и междисциплинарных связей. Это позволяет не только повысить интерес учащихся к предмету, но и сформировать у них целостное представление о живой природе и её многообразии.











РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО УЧЕБНОМУ

ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС.

2.1. Технологическая карта урока по теме: «Биология – система наук о живой природе»

ГБОУ «ЗОЛОТАРЁВСКАЯ СШ № 8 Г.О. ХАРЦЫЗСК»

Павлюк Марина Витальевна

Класс

5

Предмет

Биология

Место урока

Введение в биологию (2-й урок)

Тема урока

Биология – система наук о живой природе

Уровень изучения

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание ценности биологии, как инструмента познания мира, основы для медицины, сельского хозяйства и др.

- ценностное отношение к достижениям отечественных учёных-биологов;

- развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

- выявить и характеризовать существенные признаки биологических объектов;

- запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Коммуникативные:

- вести диалог, уметь задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы;

- высказывать идеи на решение биологической задачи;

- сопоставлять свои взгляды и суждения со взглядами, суждениями других учеников;

- обнаруживать сходство и различия;

- публично предоставлять результаты своей работы.

Регулятивные:

- давать объективную оценку ситуации.

Предметные

- формировать представления о роли биологии для развития естественных наук.

- приводить примеры вклада русских и российских ученых-биологов в развитие науки

- формировать умения проводить наблюдения и объяснять их результаты..

Ключевые слова:  наука, биология, разделы биологии, профессии, связанные с биологией, кабинет биологии, лабораторное оборудование.

Краткое описание: урок биологии в 5 классе по теме: «Биология-система наук о природе». Фронтальная беседа «живая и неживая природа – единое целое. Освоение нового материала. Оборудование и материалы: проектор, интерактивные материалы, задание на актуализацию опорных знаний, тест по по проверке первичного усвоения знаний, домашнее задание.



БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Фронтальная беседа учителя с учащимися по домашнему заданию, переход к новой теме.

1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

2) Назовите тела живой природы.

3) Назовите тела неживой природы.

Объясняют смысл данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.





Обучающиеся по очереди объявляют ответы.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Выполните задание: распределите в два столбика:

Ландыш, снег, дождь, лавина, медведь, яблоня, бактерии, песок, белый гриб, вода.

Как вы думаете, какие из этих объектов изучает биология?


Задание выполняют письменно в тетрадь.



На вопрос отвечают устно.

Этап 1.3. Целеполагание

- На этом уроке ты узнаешь о науке биологии, основных разделах биологии, какие ученые работали в области биологии, как и с помощью чего можно изучать объекты живой природы, а также, в каких профессиях можно использовать биологические знания.

- Ты научишься отличать живое от неживого, пользоваться лабораторным оборудованием.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Рассмотрите рисунок 9 и дайте определение биологии как науки. Рассмотрите рисунок 10, дайте ответ на вопрос: «Какие из перечисленных биологических наук вам знакомы?»

Какие профессии, связанные с биологией вам известны? (переходим к рисунку 11).

Каким образом мы будем изучать разные объекты биологии? (знакомимся с лабораторным оборудованием, читаем правила работы с лабораторным оборудованием)

Рассматривают рисунки, устно отвечают на вопросы.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

1. Задание с выбором правильных ответов:

Выбери профессии, связанные с биологией:

Водитель, скотник, агроном, строитель, ветеринар, цветовод, бухгалтер, юрист, врач.

2. Найди лишнее:

Механика, цитология, генетика.

История, рисование, ботаника.

Экология, зоология, литература.

Выполняют задания, ответы записывают в тетрадь.

БЛОК 3. Применение изученного материала


Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях


Давайте попробуем поработать с лабораторным оборудованием.

-процедите загрязненную воду.

- измерьте длину листа растения.

-отмерьте 10 мл воды.

Делятся на 3 группы:

1-я - процеживает воду;

2-я – измеряет длину листа;

3-я – отмеряет воду цилиндром.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

- Почему лавину нельзя считать живой?

- Какие предметы из лабораторного оборудования есть на твоей кухне?

Отвечают на вопросы учителя.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задание в формате ВПР

1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за поведением сизых голубей в городе.

Список приборов:

1)датчик спутниковой навигации

2) бинокль

3) предметное стекло

4) мерный цилиндр

5) ботаническая папка

2. Знаниями, в какой области науки Вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?

Выполняют задание на подготовленных бланках.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Составить схему: связь биологии с другими профессиями.

Выполняют задания в парах, записывают в тетрадь.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Рассмотрите изображения, укажите номера изображений с объектами живой природы. Для каждого выбранного объекта назовите раздел биологии. (Приложение 1)

Выполняют задания в парах, глядя на изображение на доске.

БЛОК 4. Проверка приобретённых знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Вся работа строится на материале параграфа. После выполнения каждого задания необходимо свериться с учебником и проверить свои ответы.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

На уроке я узнал:

- мне было интересно

- мне было трудно

- моё настроение после урока

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Этап 5.2. Домашнее задание

Параграф 2 читать, пересказывать, назвать профессии, изображённые на рис. 11, записать их в тетрадь. Какие ещё профессии ты можешь добавить к профессиям на рис. 11?


Записывают домашнее задание.












2.2. Технологическая карта урока по теме: «Организмы – тела живой природы»

Учебник Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. (2023)

ГБОУ «СШ № 9 Г.О. Мариуполь»

Пахомова Дарья Романовна

Класс

5

Предмет

Биология

Место урока

Введение в биологию (3-й урок)

Тема урока

«Организмы – тела живой природы»

Уровень изучения

базовый

Тип урока

урок обобщения знаний

Планируемые результаты:

Личностные:

формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Метапредметные:

Познавательные:

- учить обучающихся работать индивидуально; уметь применять свои знания на практике, задавать вопросы, работать с иллюстрациями, макетами.

Коммуникативные:

- владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи; практическими навыками работы с увеличительными приборами, поиск решений проблемных вопросов; умение работать в группе.

- обнаруживать сходство и различия;

- публично предоставлять результаты своей работы.

Регулятивные:

- давать объективную оценку ситуации.

Предметные

- научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию «биология»; объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни; будет знать основные признаки живой природы.

Ключевые слова:  : биология, клетка, микроскоп, лупа, организм.

Краткое описание: урок биологии в 5 классе по теме: «Организмы- тела живой природы».

  1. «Станции» - остановки путешественника (с вопросами, с практическими заданиями.)

  2. Оценочный лист учащегося (зачетный лист)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, микроскопы, лупы, макеты растительной и животной клетки.



БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Фронтальная беседа учителя с учащимися по домашнему заданию, переход к новой теме.


Обучающиеся по очереди объявляют ответы.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас»

– А девизом нашего урока будут такие слова:

«Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! 
И открытия нас ждут обязательно!


– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения! В путь по храму науки и природы. На каждой станции вас ждут удивительные открытия. Вы сегодня путешествуете по научным станциям :

1.« Наука о живой природе»,

2. « Увеличительные приборы»,

3. « Химический состав клетки»,

4. « Строение клетки. Ткани»,

5. « Жизнедеятельность клетки»

Распределяются по станциям.






Этап 1.3. Обобщение и систематизация знаний

. Обобщение материала в виде-игры «путешествия» (30-35 мин)

Учитель «путешествует» по станциям, с целью, выявления затруднений у учащихся на каждой из предложенных « станций». Не вступает в диалог между учащимися 5-ых классов и старшеклассниками, которые «работают» на станциях. Выступает в роли наблюдателя.

1. Отвечают на вопросы на станциях.

2.Добавляют ответ, отвечающего учащегося на станции в случае необходимости..

3. Оформляют свои мысли в устной речи.

4. Работают с макетами.

5. Проводят исследования ( на станции ( «химический состав клетки»)

6. Закрепляют теоретические и практические знания при работе с микроскопом и лупой

7. Осуществляют выбор маршрута своего путешествия.

БЛОК 2. Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения после путешествия по всем станциям:

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет).

Что больше всего понравилось на каждой из станций…

Ученики подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока. Сдают учителю « зачетный лист» с 5 полученными каждым учащимся оценками.

Задание на дом

Дифференцированное.

1.Повторить из пар.1-7 материал, который вызвал наибольшие затруднения».

2.У кого нет затруднений - придумать интересные вопросы для других путешественников;

3. По желанию - изготовить модели, которые по вашему мнению помогут при изучении этой темы.Механика, цитология, генетика.

История, рисование, ботаника.

Экология, зоология, литература.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания выпускной работы были разработаны технологические карты уроков биологии в 5 классе. Структура технологических карт содержит чёткие этапы проведения урока, каждый из которых описывает свои задачи, методы, средства и формы организации. При выборе технологий, применяемых на уроках, были учтены требования образовательной программы и стандартов [7].

Хотелось бы отметить, что с помощью технологических карт уроков можно улучшить учебный процесс, повысить мотивацию у учеников, а также внедрить новые методы обучения. Важно при составлении технологических карт определить конкретные цели, которые помогут достичь поставленной цели.

Большим плюсом технологической карты является разнообразие методов и форм работы на уроке. Это могут быть лекции, семинары, групповые занятия, проекты и т.д. Учитель может ориентироваться на интересы и способности учеников, тем самым привлекать к активной учебной деятельности тех обучающихся, которые ранее не проявляли особого интереса к предмету. [13] Внедрение современных технологий в учебный процесс, для современного поколения детей, является мощной мотивацией к активизации учебной деятельности.

Не стоит забывать при разработке и использовании технологической карты урока о том, что бывают различных особенности класса, уровень подготовки обучающихся и их интересы. Необходимо быть готовым к тому, что, возможно, в зависимости от хода занятия и реакции учеников на материал придётся вносить изменения в технологическую карту.

Касаемо оценивания результатов усвоения материала имеется большое разнообразие методов. Это могут быть тесты, проекты, устные ответы, самопроверка, взаимопроверка при работах в парах и т. д. Но не стоит забывать, что выбор форм, методов и моделей заданий определяется особенностями предмета и контрольно-оценочной деятельности учителя [7].

Важным аспектом для учителя является постоянное развитие, самообучение. Участие в мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации и освоение новых педагогических трендов поможет дополнительно улучшить свои навыки.

Использование технологической карты в педагогической практике помогает структурировать процесс обучения, делает его более осознанным и предсказуемым. Следуя рекомендациям по составлению технологических карт урока можно эффективно применять их в своей профессиональной деятельности, делая занятия более интересными и полезными для учеников [1].








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гарифуллина, Л. И. "Технологические карты как средство организации учебного процесса". – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. Герцена, 2020. – с. 150

2.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4737/Itemid,88/ Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ на уроках химии и биологии. – с. 10.

3. Селиванова, И. И. "Технологические карты уроков биологии: принципы и примеры". – Екатеринбург: Уральское университетское издательство, 2022. – с. 120.

4. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника /авт.-сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 200.

5. Николаев, В. С., Тихомирова, А. Ю. "Современные подходы к преподаванию биологии в 5 классе". – Ростов-на-Дону: Ростовское университетское издательство, 2021. – с. 160.

6. Травникова В.В. Биологические экскурсии: учебно-метод. Пособие. – СПб: Паритет, 2002. – с. 90.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. "Биология". – Москва, 2020. – с. 45.

8. Бодрова Н.Ф., Хрыпова Р.Н. Биология 5-6 классы: метод.пособие. –М.: Мнемозина, 2013.- с. 135.

9. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения: пособие для учителей и учащихся. – Тула: Арктоус, 1996. – с. 110.

10. Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014. – с. 140

11. В.В. Пасечник Биология 5 класс (Бактерии. Грибы. Растения.) – М., ДРОФА, 2013. – с. 130.

12. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс. Концентрический курс. // Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2014. – с. 160.

13. Михайлова, С. А. "Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии". – Москва: Наука, 2021. – с. 115.

14. Кондаков, А. В., Петрова, М. С. "От учебной программы к уроку: создание технологических карт". – Казань: ЦПП, 2021. – с.100.












Приложение 1. Рассмотрите изображения, укажите номера изображений с объектами живой природы. Для каждого выбранного объекта назовите раздел биологии.


1. 2.

3. 4.

5. 6.

7. 8. 9.

10. 11.

12. 13.





14. 15. 16.

17. 18. 19.

20. 21. 22.

23. 24. 25.

26. 27. 28.

29. 30.