МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИКТ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС ПО ТЕМАМ: «Биология – наука о живой природе», «Организмы – тела живой природы»
Выполнили слушатели группы: 4.1.1
«Методические аспекты преподавания учебного предмета «Биология» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»
Павлюк Марина Витальевна,
учитель ГБОУ «Золотарёвская СШ № 8 г.о. Харцызск»,
Пахомова Дарья Романовна,
учитель ГБОУ «СШ № 9 г.о. Мариуполь»
Руководитель итоговой аттестационной работы:
проректор по научно-педагогической работе, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент международной академии наук педагогического образования
Волобуева Татьяна Борисовна
Работа допущена/не допущена_________
Донецк, 2025
АННОТАЦИЯ
Выпускная работа посвящена актуальной проблеме повышения качества образования в сфере биологии на этапе начального среднего образования. В условиях современного обучения особое значение приобретает необходимость использования технологических карт, которые помогают структурировать процесс преподавания и обучения учащихся.
Целью данной работы является разработка технологических карт для уроков биологии в 5 классе, которые учтут возрастные особенности обучающихся, их готовность к восприятию нового материала и сочетание различных форм и методов обучения.
В первой части работы рассматриваются теоретические аспекты технологического проектирования уроков, в том числе цели, задачи и принципы составления технологических карт. Также дан обзор существующих подходов к организации учебного процесса в области биологии.
Во второй части представлены примеры разработанных технологических карт к урокам, которые охватывают темы курса, такие как «Биология – система наук о живой природе», «Организмы – тела живой природы». Каждая карта включает в себя цели урока, планируемые результирующие действия, содержание занятия, используемые образовательные технологии, методы оценки и виды деятельности учащихся.
Заключительная часть работы включает выводы о значимости применения технологических карт в процессе обучения и рекомендации по их дальнейшему использованию в педагогической деятельности.
Таким образом, данная работа подчеркивает важность системного подхода к организации учебного процесса и предлагает конкретные решения, способствующие улучшению учебного процесса по биологии в 5 классе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ 6
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» (5 класс) 9
2.1. Технологическая карта урока по теме: «Биология – система наук о живой природе» 9
2.2. Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Организмы – тела живой природы» 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной работы заключается в следующих аспектах:
Важность биологического образования. Биология как наука о жизни и живых организмах является основой для формирования экологической культуры, здоровья и ответственного отношения к природе. В пятом классе основываются базовые представления об окружающем мире, что делает эту тему особенно актуальной.
Современные образовательные стандарты. ФГОС предполагает использование различных методов обучения, активизацию познавательной деятельности учащихся и применение технологий. Создание технологических карт уроков отвечает этим требованиям и помогает учителям структурировать учебный процесс.
Развитие умений и навыков. Обобщающие уроки способствуют систематизации знаний, развитию критического мышления и навыков работы в группе, что критически важно для формирования умений учащихся.
Цели и задачи выпускной работы
Цель работы: разработка технологических карт обобщающих уроков по биологии в 5 классе для повышения качества образовательного процесса и формирования умений учащихся.
Задачи:
Изучить педагогическую литературу по проблеме обобщающих уроков и технологии их разработки.
Определить структуру и элементы технологической карты урока.
Разработать несколько примеров технологических карт для уроков по основным темам курса биологии в 5 классе.
Провести экспериментальное внедрение разработанных карт в учебный процесс и оценить их эффективность.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс обучения биологии в 5 классе.
Предмет исследования: обобщающие уроки по биологии и разработка технологических карт для их проведения.
Методы исследования:
Анализ литературы: изучение теоретических основ, методов и технологий преподавания биологии в начальной школе.
Наблюдение: изучение опыта преподавания обобщающих уроков в биологии учителей-практиков.
Эксперимент: проведение уроков с использованием разработанных технологических карт, сбор обратной связи от учащихся и преподавателей.
Анкетирование и опросы: оценка восприятия учащимися обобщающих уроков и эффективности предложенных технологических карт.
Сравнительный анализ: сравнение результатов обучения до и после внедрения новых форм уроков.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ
Разработка технологических карт уроков является важным элементом современного образовательного процесса, обеспечивающим комплексный подход к обучению. Тематика «Биология - система наук о живой природе» и «Организмы – тела живой природы» охватывает обширный круг вопросов, связанных с изучением живых организмов, их взаимодействий и взаимосвязей. [1] Теоретическое обоснование разработки уроков по данной теме опирается на несколько ключевых аспектов.
Технологическая карта урока – это документ, который отражает содержание, методы и формы организации учебного процесса. Она служит основой для планирования и мониторинга учебной деятельности. [3] Разработка карт уроков по биологии требует учета принципов:
Научности: Знания должны основываться на актуальных научных данных и исследованиях.
Доступности: Информация должна быть представлена в понятной и доступной форме для учащихся.
Активности и самостоятельности: Учащиеся должны быть вовлечены в процесс познания, учиться проводить эксперименты, делать выводы и анализировать результаты.
Биология, как система наук, включает в себя множество дисциплин: экология, генетика, молекулярная биология, зоология, ботаника и другие. Системный подход обеспечивает целостное восприятие данного предмета, позволяя учащимся понять взаимосвязи между различными уровнями организации жизни – от молекул до экосистем.
Современные технологии и методы обучения, такие как проектное обучение, исследовательская деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способствуют большей вовлеченности учащихся и глубокому пониманию темы. [4] В рамках уроков по биологии можно применять:
Интерактивные задания: Использование виртуальных лабораторий, онлайн-игр и симуляций.
Групповые и парные работы: Совместное выполнение заданий позволяет развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Практические занятия: Проведение опытов и исследований на природе.
Биология требует интеграции знаний из смежных наук, таких как химия, физика и география. Уроки, построенные на междисциплинарном подходе, помогут учащимся увидеть единую картину мира и роль биологии в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия. [12]
Использование разнообразных форм работы и заданий в технологических картах способствует повышению мотивации учащихся, заинтересованности в изучаемом предмете. Это особенно важно в контексте изучения живой природы, которая сама по себе является привлекательной для школьников [7].
При разработке технологических карт необходимо учитывать психолого-физиологические характеристики учащихся определенной возрастной группы. Уроки должны быть динамичными, с элементами игры и практической деятельности, что соответствует методам активного обучения. [1]
Технологическая карта должна включать механизмы оценки знаний и умений учащихся, а также рефлексии о процессе обучения. Это может быть сделано через тестирование, выполнение творческих проектов, участие в обсуждениях, что позволяет выявлять уровень усвоения материала и корректировать дальнейшую работу.
Разработка технологических карт уроков по биологии на тему «Биология - система наук о живой природе» и «Организмы – тела живой природы» основана на современных педагогических подходах, системном восприятии биологии, использовании инновационных методов и междисциплинарных связей. Это позволяет не только повысить интерес учащихся к предмету, но и сформировать у них целостное представление о живой природе и её многообразии.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС.
2.1. Технологическая карта урока по теме: «Биология – система наук о живой природе»
ГБОУ «ЗОЛОТАРЁВСКАЯ СШ № 8 Г.О. ХАРЦЫЗСК»
Павлюк Марина Витальевна
Класс | 5 |
Предмет | Биология |
Место урока | Введение в биологию (2-й урок) |
Тема урока | Биология – система наук о живой природе |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты: |
Личностные: - осознание ценности биологии, как инструмента познания мира, основы для медицины, сельского хозяйства и др. - ценностное отношение к достижениям отечественных учёных-биологов; - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности. |
Метапредметные: Познавательные: - выявить и характеризовать существенные признаки биологических объектов; - запоминать и систематизировать биологическую информацию. Коммуникативные: - вести диалог, уметь задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы; - высказывать идеи на решение биологической задачи; - сопоставлять свои взгляды и суждения со взглядами, суждениями других учеников; - обнаруживать сходство и различия; - публично предоставлять результаты своей работы. Регулятивные: - давать объективную оценку ситуации. |
Предметные - формировать представления о роли биологии для развития естественных наук. - приводить примеры вклада русских и российских ученых-биологов в развитие науки - формировать умения проводить наблюдения и объяснять их результаты.. |
Ключевые слова: наука, биология, разделы биологии, профессии, связанные с биологией, кабинет биологии, лабораторное оборудование. |
Краткое описание: урок биологии в 5 классе по теме: «Биология-система наук о природе». Фронтальная беседа «живая и неживая природа – единое целое. Освоение нового материала. Оборудование и материалы: проектор, интерактивные материалы, задание на актуализацию опорных знаний, тест по по проверке первичного усвоения знаний, домашнее задание. |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Фронтальная беседа учителя с учащимися по домашнему заданию, переход к новой теме. 1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов) 2) Назовите тела живой природы. 3) Назовите тела неживой природы. | Объясняют смысл данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке. Обучающиеся по очереди объявляют ответы. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Выполните задание: распределите в два столбика: Ландыш, снег, дождь, лавина, медведь, яблоня, бактерии, песок, белый гриб, вода. Как вы думаете, какие из этих объектов изучает биология? | Задание выполняют письменно в тетрадь. На вопрос отвечают устно. |
Этап 1.3. Целеполагание |
- На этом уроке ты узнаешь о науке биологии, основных разделах биологии, какие ученые работали в области биологии, как и с помощью чего можно изучать объекты живой природы, а также, в каких профессиях можно использовать биологические знания. - Ты научишься отличать живое от неживого, пользоваться лабораторным оборудованием. | |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Рассмотрите рисунок 9 и дайте определение биологии как науки. Рассмотрите рисунок 10, дайте ответ на вопрос: «Какие из перечисленных биологических наук вам знакомы?» Какие профессии, связанные с биологией вам известны? (переходим к рисунку 11). Каким образом мы будем изучать разные объекты биологии? (знакомимся с лабораторным оборудованием, читаем правила работы с лабораторным оборудованием) | Рассматривают рисунки, устно отвечают на вопросы. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
1. Задание с выбором правильных ответов: Выбери профессии, связанные с биологией: Водитель, скотник, агроном, строитель, ветеринар, цветовод, бухгалтер, юрист, врач. 2. Найди лишнее: Механика, цитология, генетика. История, рисование, ботаника. Экология, зоология, литература. | Выполняют задания, ответы записывают в тетрадь. |
БЛОК 3. Применение изученного материала | |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | |
Давайте попробуем поработать с лабораторным оборудованием. -процедите загрязненную воду. - измерьте длину листа растения. -отмерьте 10 мл воды. | Делятся на 3 группы: 1-я - процеживает воду; 2-я – измеряет длину листа; 3-я – отмеряет воду цилиндром. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
- Почему лавину нельзя считать живой? - Какие предметы из лабораторного оборудования есть на твоей кухне? | Отвечают на вопросы учителя. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Задание в формате ВПР 1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за поведением сизых голубей в городе. Список приборов: 1)датчик спутниковой навигации 2) бинокль 3) предметное стекло 4) мерный цилиндр 5) ботаническая папка 2. Знаниями, в какой области науки Вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение? | Выполняют задание на подготовленных бланках. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Составить схему: связь биологии с другими профессиями. | Выполняют задания в парах, записывают в тетрадь. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Рассмотрите изображения, укажите номера изображений с объектами живой природы. Для каждого выбранного объекта назовите раздел биологии. (Приложение 1) | Выполняют задания в парах, глядя на изображение на доске. |
БЛОК 4. Проверка приобретённых знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Вся работа строится на материале параграфа. После выполнения каждого задания необходимо свериться с учебником и проверить свои ответы. | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
На уроке я узнал: - мне было интересно - мне было трудно - моё настроение после урока | Обучающиеся высказывают своё мнение. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Параграф 2 читать, пересказывать, назвать профессии, изображённые на рис. 11, записать их в тетрадь. Какие ещё профессии ты можешь добавить к профессиям на рис. 11? | Записывают домашнее задание. |
2.2. Технологическая карта урока по теме: «Организмы – тела живой природы»
Учебник Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. (2023)
ГБОУ «СШ № 9 Г.О. Мариуполь»
Пахомова Дарья Романовна
Класс | 5 |
Предмет | Биология |
Место урока | Введение в биологию (3-й урок) |
Тема урока | «Организмы – тела живой природы» |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока | урок обобщения знаний |
Планируемые результаты: |
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. |
Метапредметные: Познавательные: - учить обучающихся работать индивидуально; уметь применять свои знания на практике, задавать вопросы, работать с иллюстрациями, макетами. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи; практическими навыками работы с увеличительными приборами, поиск решений проблемных вопросов; умение работать в группе. - обнаруживать сходство и различия; - публично предоставлять результаты своей работы. Регулятивные: - давать объективную оценку ситуации. |
Предметные - научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию «биология»; объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни; будет знать основные признаки живой природы. |
Ключевые слова: : биология, клетка, микроскоп, лупа, организм. |
Краткое описание: урок биологии в 5 классе по теме: «Организмы- тела живой природы». «Станции» - остановки путешественника (с вопросами, с практическими заданиями.) Оценочный лист учащегося (зачетный лист) Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, микроскопы, лупы, макеты растительной и животной клетки. |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Фронтальная беседа учителя с учащимися по домашнему заданию, переход к новой теме. | Обучающиеся по очереди объявляют ответы. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
«Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Биология сейчас» – А девизом нашего урока будут такие слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! И открытия нас ждут обязательно! – Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения! В путь по храму науки и природы. На каждой станции вас ждут удивительные открытия. Вы сегодня путешествуете по научным станциям : 1.« Наука о живой природе», 2. « Увеличительные приборы», 3. « Химический состав клетки», 4. « Строение клетки. Ткани», 5. « Жизнедеятельность клетки» | Распределяются по станциям. |
Этап 1.3. Обобщение и систематизация знаний |
. Обобщение материала в виде-игры «путешествия» (30-35 мин) Учитель «путешествует» по станциям, с целью, выявления затруднений у учащихся на каждой из предложенных « станций». Не вступает в диалог между учащимися 5-ых классов и старшеклассниками, которые «работают» на станциях. Выступает в роли наблюдателя. | 1. Отвечают на вопросы на станциях. 2.Добавляют ответ, отвечающего учащегося на станции в случае необходимости.. 3. Оформляют свои мысли в устной речи. 4. Работают с макетами. 5. Проводят исследования ( на станции ( «химический состав клетки») 6. Закрепляют теоретические и практические знания при работе с микроскопом и лупой 7. Осуществляют выбор маршрута своего путешествия. |
БЛОК 2. Рефлексия |
Учитель просит высказать свои ощущения после путешествия по всем станциям: Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся ….. Мое настроение… Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет). Что больше всего понравилось на каждой из станций… | Ученики подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока. Сдают учителю « зачетный лист» с 5 полученными каждым учащимся оценками. |
Задание на дом |
Дифференцированное. 1.Повторить из пар.1-7 материал, который вызвал наибольшие затруднения». 2.У кого нет затруднений - придумать интересные вопросы для других путешественников; 3. По желанию - изготовить модели, которые по вашему мнению помогут при изучении этой темы.Механика, цитология, генетика. История, рисование, ботаника. Экология, зоология, литература. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания выпускной работы были разработаны технологические карты уроков биологии в 5 классе. Структура технологических карт содержит чёткие этапы проведения урока, каждый из которых описывает свои задачи, методы, средства и формы организации. При выборе технологий, применяемых на уроках, были учтены требования образовательной программы и стандартов [7].
Хотелось бы отметить, что с помощью технологических карт уроков можно улучшить учебный процесс, повысить мотивацию у учеников, а также внедрить новые методы обучения. Важно при составлении технологических карт определить конкретные цели, которые помогут достичь поставленной цели.
Большим плюсом технологической карты является разнообразие методов и форм работы на уроке. Это могут быть лекции, семинары, групповые занятия, проекты и т.д. Учитель может ориентироваться на интересы и способности учеников, тем самым привлекать к активной учебной деятельности тех обучающихся, которые ранее не проявляли особого интереса к предмету. [13] Внедрение современных технологий в учебный процесс, для современного поколения детей, является мощной мотивацией к активизации учебной деятельности.
Не стоит забывать при разработке и использовании технологической карты урока о том, что бывают различных особенности класса, уровень подготовки обучающихся и их интересы. Необходимо быть готовым к тому, что, возможно, в зависимости от хода занятия и реакции учеников на материал придётся вносить изменения в технологическую карту.
Касаемо оценивания результатов усвоения материала имеется большое разнообразие методов. Это могут быть тесты, проекты, устные ответы, самопроверка, взаимопроверка при работах в парах и т. д. Но не стоит забывать, что выбор форм, методов и моделей заданий определяется особенностями предмета и контрольно-оценочной деятельности учителя [7].
Важным аспектом для учителя является постоянное развитие, самообучение. Участие в мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации и освоение новых педагогических трендов поможет дополнительно улучшить свои навыки.
Использование технологической карты в педагогической практике помогает структурировать процесс обучения, делает его более осознанным и предсказуемым. Следуя рекомендациям по составлению технологических карт урока можно эффективно применять их в своей профессиональной деятельности, делая занятия более интересными и полезными для учеников [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарифуллина, Л. И. "Технологические карты как средство организации учебного процесса". – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. Герцена, 2020. – с. 150
2.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4737/Itemid,88/ Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ на уроках химии и биологии. – с. 10.
3. Селиванова, И. И. "Технологические карты уроков биологии: принципы и примеры". – Екатеринбург: Уральское университетское издательство, 2022. – с. 120.
4. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника /авт.-сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 200.
5. Николаев, В. С., Тихомирова, А. Ю. "Современные подходы к преподаванию биологии в 5 классе". – Ростов-на-Дону: Ростовское университетское издательство, 2021. – с. 160.
6. Травникова В.В. Биологические экскурсии: учебно-метод. Пособие. – СПб: Паритет, 2002. – с. 90.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. "Биология". – Москва, 2020. – с. 45.
8. Бодрова Н.Ф., Хрыпова Р.Н. Биология 5-6 классы: метод.пособие. –М.: Мнемозина, 2013.- с. 135.
9. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения: пособие для учителей и учащихся. – Тула: Арктоус, 1996. – с. 110.
10. Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014. – с. 140
11. В.В. Пасечник Биология 5 класс (Бактерии. Грибы. Растения.) – М., ДРОФА, 2013. – с. 130.
12. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс. Концентрический курс. // Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2014. – с. 160.
13. Михайлова, С. А. "Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии". – Москва: Наука, 2021. – с. 115.
14. Кондаков, А. В., Петрова, М. С. "От учебной программы к уроку: создание технологических карт". – Казань: ЦПП, 2021. – с.100.
Приложение 1. Рассмотрите изображения, укажите номера изображений с объектами живой природы. Для каждого выбранного объекта назовите раздел биологии.