2 | Актуализация знаний. | Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое». -Ребята, какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными? Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое. 1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам. 2) За ночь намело сугробы выше окон. 3) Ее зонтик был расшит цветными узорами. 4) Нам ближе и понятнее отечественная литература. | ответы детей. Выписывают предложение с СГС, выделяют грамматическую основу. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования ( при анализе учебного дествия). |
3 | Мобилизующий этап. Целеполагание | Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2. - Но люблю тебя, Родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. -Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута). Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Объясните их значение. Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5. О чем это стихотворение? -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю. Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется? 3 минуты. Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”. Запишите в тетради. - Какую цель ставим к нашему уроку? | Переписывают стихотворение, вставляют пропущенные орфограммы. (выполняют 2 минуты). Да, слова “кроткая” и “короткая”. Кроткий – незлобивый, ангельский. Короткий – непродолжительный, краткий. о любви к Родине. 1 предл. – люблю / ПГС 2 предл. – разгадать не могу / СГС. 3 предл. – весела/ ? (испытывают затруднение). 1.познакомиться с составным именным сказуемым; 2.знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи. - планирование. - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
4 | Изучение материала. | - Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 8. Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого: СИС = глагол- связка + именная часть. Основная часть -именная (основное лексическое значение) – нет действия. -существительное -прилагательное (полное, краткое, сравн.,) -краткое страдательное причастие. - числительное, местоимение, наречие. - неделимое словосочетание. вспомогательная (доп.лексич.знач./грамм.знач) - глагол связка. Он может быть выраженным всеми формами «Быть» без яркого лексического значения. «Стать», «Становиться», «Делаться», «Являться», «Представлять собой». Глагол, сочетание глаголов. Неделимое словосочетание с глаголом. Следует обратить внимание, что глагол связка «Быть» в наст.,времени может отсутствовать, формируя т.о нулевую связку. Он был учителем (СИС) Мы были молоды (СИС) Этот путь будет короче (СИС) Дорога была проложена через лес (СИС) Я оказался пятым по очереди. (СИС) Велосипед теперь будет моим. (СИС) Перед грозой небо было чёрного цвета. (СИС) Я чуть не сошёл с ума от радости (СИС) | | Личностные УУД Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Строить рассуждения, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Задавать вопросы. 2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
7. | Контроль и самооценка знаний и способов действия. | Работа по карточке. Разноуровневые задания. 1 задание. Но люблю тебя Родина кроткая () А (за) что – разг__дать (не) м__гу. В__села тв__я рад__сть к__роткая (С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу. (С.А. Есенин) 2 задание. Работа по карточке. 1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов) 2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький) 3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький) 5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко). | Самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка (5 мин) | |