60
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПОНЯТЬ
Социальные информационные технологии, - это технологии, объектом которых является отдельный человек, социальные группы или целые общества. Применение этих технологий ставит своей целью формирование у людей заранее заданных качеств.
При анализе любой социальной ИТ подразумевается, что есть люди, которые ее разрабатывают (разработчики), есть те, кто ее применяет (заказчики), и есть люди, на которых она направлена как на объекты воздействия.
Любая технология разрабатывается в соответствии с некоторой целью. Эта цель всегда известна разработчикам и заказчикам ИТ, но она может быть известна или не известна тем, на кого направлена технология. В зависимости от этого будем выделять открытые социальные ИТ и социальные ИТ со скрытой целью.
ПРИМЕР
Процесс обучения в школе организован по определенной технологии, цель которой явно провозглашена в законодательстве страны и Уставе школы.
Цель применения технологии обучения любому предмету формулируется в государственных образовательных стандартах и конкретных программах учебного курса.
Цель любой рекламной кампании - способствовать продвижению рекламируего товара (услуги) на рынок.
Это примеры открытых социальных ИТ.
Социальные ИТ со скрытой целью эффективны только при определенной организации общества, о котором пойдет ниже речь.
Стержнем современной западной цивилизации является Торговое общество, которое является идеальным полигоном применения социальных информационных технологий.
Торговое общество существенно отличается от известных ранее социальных образований, прежде всего отсутствием явно поставленных целей.
Дело в том, что цель (или цели) – являются основой консолидации людей, поэтому обычно общество стремиться эту цель сформулировать исходя из своих представлений о мире и месте в нем человека и пропагандировать ее всеми доступными ей средствами.
Торговое общество принципиально этих целей не формулирует или формулирует их в бессодержательном виде ( «гуманизация», «развитие демократии и общечеловеческих ценностей»» и пр.). Этой же тенденцией пронизаны все институты Торгового общества (образование, политика, бизнес). На эту черту обращали внимание многие выдающиеся умы западного мира. В частности, А.Эйнштейн говорил, что «совершенные средства при неясных целях - характерный признак нашего времени».
Однако отсутствие явных формулировок вовсе не означает, что отсутствуют сами цели применения технологий, просто часто они не находятся на поверхности.
Единственной абсолютной ценностью Торгового общества является товар, именно он становится носителем консолидирующего и управляющего воздействия. Это воздействие основано на хорошо известном психологическом эффекте новизны: человек всегда стремиться увидеть, узнать, приобрести нечто новое, ранее неизвестное. Торговое общество добилось впечатляющих успехов в решении этой проблемы: оно научилось создавать “эффект новизны” на протяжении жизни целых поколений и тем самым «избавило» значительную часть общества от решения настоящих жизненных проблем.
Эта стратегия требует огромных материальных затрат, о чем уже говорилось в первой главе. Но главное – необходимо «заставить» человека жить по правилам Торгового общества, главное из которых – непрерывно покупать (и, соответственно, продавать).
Идеологи Торгового общества утверждают, что товарные и товарно-денежные отношения появились едва ли не с зарождения цивилизации и являются ее неотъемлемой частью. Между тем многие выдающиеся исследователи Торгового общества считают, что это далеко не так.
ПРИМЕР
Крупнейший исследователь капитализма Макс Вебер приводит такой пример.
Некий хозяин поручил работнику собрать урожай и договорился, что заплатит ему по талеру с десятины. Работник убрал две десятины и получил за это два талера.
В следующий раз хозяин заплатил работнику по два талера с десятины. Но работник убрал всего лишь одну десятину и получил за это те же два талера.
В данном случае работника не интересовали деньги как таковые. У него было вполне определенное представление и своих потребностях, которые укладывались в два талера. Сверх этой суммы деньги были ему не нужны ( во всяком случае не ценой дополнительной работы).
Поведение работника из данного примера с точки зрения Торгового общества - «неправильное». Он должен хотеть зарабатывать больше денег, чтобы потом их потратить, а потом снова заработать и т.д. Заставить его силой сделать это, очевидно, невозможно. И вот именно здесь и начинают работать социальные информационные технологии, которые незаметно для человека подведут его именно к “желаемому” образу действий.
К таким технологиям можно отнести: рекламу, маркетинг, public relation. Рассмотрим на примере, что это за технологии и как они «работают».
ПРИМЕР
Вспомним начальные строчки стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».
… Но человека человек,
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек,
И к утру возвратился с ядом.
В данном случае ситуация жестокая, но вполне определенная.
Царь определил цель – получить яд. Он реализовывает эту цель - посылает за ним к Анчару раба, который добывает яд, но умирает сам. Этот способ решения проблемы можно было бы назвать «командно-административным».
Если перейти на социальные информационные технологии, то решение той же проблемы выглядело бы так.
Перед дворцам царя появляется большое красочное объявление:


Очевидно, это реклама.
Далее, предположим к царю приходит Некто и рассказывает, что в пустыне растет замечательное дерево, которое было полезно для его милитаристских целей, что оно обладает ядом такой силы, что все соседи сразу склонят пред ним головы. Дорого к этому дереву неизвестна, но он исключительно к уважению к владыке и за совершенно ничтожную плату покажет ее.
Это – маркетинг.
Наконец, к царю приходит раб и говорит, что он слышал какое есть замечательное дерево Анчар и он готов принести необходимый для Царя яд в обмен на свободу.
Это – public relation.
На первый взгляд эти технологии выглядят не как предписания, а как информирование, которое должно царю помочь выбрать правильное решение: быть завоевателем или гуманистом. Внешне это всегда выбор, но по сути – это вполне определенное предписание.
Действительно, реклама никогда не появится перед дворцом царя-пацифиста и к нему не придет специалист по маркетингу. Чтобы технология «сработала», ее пользователи должны быть уверены, что имеют дело с царем-агрессором, которому позарез нужна территория соседей. Тогда есть гарантия, что он обязательно узнает от заинтересованных лиц путь к дереву смерти – Анчару.
Приведенный пример показывает, что перечисленные выше социальные ИТ (а на самом деле и другие схожие технологии) основаны на одной и той же идее - препарирование реальной ситуации: преувеличение одних сторон, сокрытие других. Иными словами, социальные ИТ очень часто основаны на неадекватных информационных моделях.
Так, в приведенном выше примере ни одна из технологий не подчеркивает тот факт, что сбор яда от дерева Анчар – смертельно опасное занятие («и умер бедный раб у ног непобедимого владыки…»). А ведь это – существенный признак объекта, но его знание наносит вред коммерческим интересам и поэтому и реклама, и маркетинг, и public relation о нем «скромно» умалчивают.
ПРИМЕР
Предположим, что оператор заснял на пленку некоторое важное событие. Например, официальную встречу глав государств двух стран. Является ли полученная при этом информационная модель (кинопленка) адекватной моделью. Однозначного ответа здесь нет, поскольку оператор в принципе не может заснять всю встречу, но только ее определенный фрагмент, в соответствиями с политическими установками и личными вкусами. Далее, телеведущий уже в соответствие со своими установками и вкусами выбросит из пленки лишние кадры, а то и добавит новые – из другой записи. В результате этого зрителю преподносится информационная модель события, но это неадекватная модель.
Реальным фактом, иллюстрирующим этот умозрительный пример является история снимка «сербского лагеря смерти», который в 1992 году обошел весь мир, обсуждался в Конгрессе США и послужил поводом для широкой антисербской пропаганды и жесткой антисербской позиции во время боснийской войны. Этот кадр был пущен в эфир журналистами английской телекомпании ITN (Independence Television Network). На нем были изображены изнеможенные боснийские мусульмане, которые беседуют с журналистами из-за колючей проволоки. Позже история этого снимка была была опубликована в одном западном журнале в 1997 году. На нем был изображен не лагерь, а пункт сбора беженцев, находящейся в здании школы. Колючая проволка отделяла школьный двор от шоссе. Вход и выход за проволку был свободным, что было видно на других кадрах, которые не пошли в эфир. Журналисты беседовали с «узниками» через проволку, а могли ее обойти и снимать людей, отдыхающих на свежем воздухе. Все эти кадры были помещены в ИНТЕРНЕТЕ.
Примечательна реакция телекомпании. Она подала в суд на журнал «за клевету»: журналисты не употребляли слов «лагерь смерти» и не утверждали, что за проволку нельзя было выйти. Просто о некоторых фактах они умолчали.
Построить неадекватную информационную модель мало. Чтобы добиться необходимых результатов, социальная ИТ должна быть разработана так, чтобы человек не сумел увидеть неадекватность предъявляемой информационной модели.
Поскольку ранее мы выяснили, что адекватность модели моделируемому объекту всегда оценивается в рамках определенного мировоззрения, общей культуры человека, то для беспрепятственного внедрения в сознание неадекватных информационных моделей часто необходимо изменение всего “строя” человеческой культуры.
Социальные ИТ со скрытой целью эффективно работают только при определенном типе культуры, так называемой мозаичной культуре.
Мозаичная культура есть целенаправленная замена культуры гуманитарной, при которой свод знаний и идей представляет собой упорядоченное, иерархически построенное целое. Мозаичная культура, напротив, рассыпается на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий.
Гуманитарная культура передается из поколения в поколение и основным механизмом ее передачи традиционно был Университет, который давал представление о Мире в целом. По такому же образцу строились и гимназии. Даже традиционный букварь русской школы создавался как «университет» для малыша.
Напротив, мозаичная культура строится из разрозненных обрывков, связанных простыми чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по ассоциации идей. Но сила сцепления этих связей очень часто оказывается не меньшей, чем связей логических.
Поскольку информационные модели записываются на некотором языке кодирования информации, основным инструментом воздействия социальных ИТ является язык.
Как сказал однажды знаменитый философ ХХ века Мартин Хайдеггер – «язык был самой священной из всех ценностей», именно в языке, отражалась история и культура народа.
Язык, используемый в социальных информационных технологиях, напрямую зависит от поставленных целей.
ПРИМЕР
Всем хорошо известно, что война – исключительно трагический период в истории любого народа. С другой стороны, во время войны множество людей «прозревают» - начинают более адекватно видеть окружающий его мир. Это, в свою очередь, может разрушить все модели, созданные социальными информационными технологиями. Чтобы спасти их нужно построить новую неадекватную модель, снижающую трагический накал войны.
Повидимому, впервые подобная модель была построена во время Вьетнамской войны. Оно представляла собой специальный язык, который получил название «вьетлийского» ( Vietlish, Vietnam English).
В этом языке военные действия назывались «программой умиротворения»; бомбардировки - «защитной реакцией»; мертвые зоны, в которых диаксином были уничтожена вся растительность – «санитарными кордономи»; напалм – «мягким зарядом»; концентрационные лагеря – «стратегическими селениями» и пр.
Аналогичная практика, как известно, использовалась и во время югославской войны.
ЗНАТЬ
Социальные информационные технологии, - это технологии, объектом которых является отдельный человек, социальные группы или целые общества.
Особенности социальных ИТ:
применение социальных ИТ ставит своей целью формирование у людей заранее заданных качеств;
всегда есть разработчики социальных ИТ, есть те, кто ее применяет (заказчики), и есть люди, на которых она направлена как на объекты воздействия;
любая технология разрабатывается в соответствии с заданной целью, которая всегда известна разработчикам и заказчикам ИТ, но может быть известна или не известна тем, на кого направлена технология.
К социальным информационным технологиям относятся: обучение, воспитание, технологии средств массовой информации, реклама, маркетинг, public relation.
Существуют открытые социальные ИТ и социальные ИТ со скрытой целью.
Социальные ИТ со скрытой целью эффективны только при определенной организации общества и определенном типе культуры.
Большинство социальных ИТ со скрытой целью основаны на использовании неадекватных информационных моделей. Часто для построения таких моделей применяется специально разработанный язык, целенаправленно искажающий представление о реальном объекте.
УМЕТЬ
ЗАДАНИЕ 1
Из курса истории России приведите примеры использования открытых социальных ИТ и социальных ИТ со скрытой целью.
ЗАДАНИЕ 2
Придумайте ситуацию, когда использование социальных ИТ со скрытой целью является оправданным и способствует утверждению духовных ценностей в обществе.
ЗАДАНИЕ 3
Подумайте, какие существуют способы выявления неадекатности информационных моделей и тем самым нейтрализации возможного негативного воздействие социальных ИТ. Приведите примеры.
ЗАДАНИЕ 4
В книге «Великая шахматная доска» (The Grand Chessboard) З.Бжезинского – одного из самых жестких противников СССР, а позднее и России - есть следующие строки: «Главной целью реалистической и долгосрочной большой стратегии Запада должна быть консолидация геополитического плюрализма в пределах бывшего Советского Союза».
Проанализируйте эту фразу и ответьие на вопросы:
1. В чем, на ваш взгляд, истинный смысл этой фразы?
2. О какой социальной ИТ в этом случае может идти речь?
ВОПРОС-ПРОБЛЕМА
Как известно, в Торговом обществе подавляющее число вещей является товаром, включая и информацию. К какой категории товаров следует отнести информацию?
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Все хорошо знают, что такое сенсация. Но большинство людей не отдают себе отчета, что сенсация - один из многих видов социальных информационных технологий.
Сенсация – это сообщение о событии, которым придается столь важная значимость и уникальность, что на них концентрируется и определенное время удерживается внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важном событии, которое в обществе не должны заметить, или прекратить скандал, который пора кончать - но так, чтобы о нем не вспоминали.
Подготовка сенсации – нередко кропотливая и дорогостоящая работа, которую выполняют высокопрофессиональные специалисты.
РАСШИРЬ СВОЙ КРУГОЗОР
Очень многие социальные информационные технологии опираются на глубинные свойства человеческой психики.
Так, например, выдающейся философ и психолог Уильям Джеймс писал еще в начале ХХ века: «Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более чем особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, - и они появляются в мгновении ока во всей полноте».
Ввести человека в состояние измененного сознания можно с помощью особой информационной технологии, называемой матричной.
Простым примером матричного текста может служить «мантра» обыкновенного аутотренинга:
Руки тяжелеет и теплеют(1). Ноги тяжелеют и теплеют(2), Живот теплеет(3). Руки тяжелые и теплые(4). Ноги тяжелые и теплые(5). Живот теплый(6). Руки…тяжесть…тепло(7). Ноги…тяжесть…тепло(8). Живот…тепло(9).
Матрица этого текста имеет вид:
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Легко видеть, что эту матрицу можно читать последовательно, переходя от строки к строке. В то же время видно, что в каждом столбце говорится об одном и том же, но с разной грамматикой.
Люди давно отметили, что такая форма текста обладает особой силой воздействия, позволяющая изменить состояние сознание.
“Матричные” информационные технологии могут быть использованы как в позитивной так и с негативной целью.