СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально - эмоциональное развитие дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социально - эмоциональное развитие дошкольников»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Разработанная при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» программа отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия. В то же время результаты обучения в группе изменяют детей и педагогов, переносятся и в образовательную среду в целом, изменяя отношения детей со сверстниками и взрослыми. Программа, с одной стороны, чувствительна к среде в образовательной организации, а с другой стороны, она сама трансформирует образовательную среду, оказывая влияние на детей, родителей, педагогов.

В разработке принимали участие:

1. Горинова Елена Валерьевна, ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, автор и ведущий программ профессионального развития педагогов, психолого-педагогического сопровождения детей;

2. Дворецкая Ирина Александровна, директор Детского центра Еврейского музея и центра толерантности, член экспертного совета проекта PJ LIBRARY in Russia — «Пижамная библиотечка», руководитель проекта «У ребёнка 100 языков»;

3. Рычка Нина Евгеньевна, психолог, тьютор по развитию эмоционального интеллекта, методист Благотворительного фонда «Вклад в будущее»;

Данная программа имеет концентрический характер — тематические разделы сохраняются, постепенно расширяясь и углубляясь из года в год. Её участники в ходе работы учатся понимать себя, с уважением относиться к своему эмоциональному миру и эмоциям других людей, понимать и принимать свои чувства и на основе этого понимания управлять ими, строить отношения с другими людьми и с миром. Программа работы с дошкольниками 5—7 лет рассчитана на два года обучения.

Цель программы Содействовать социально-эмоциональному развитию дошкольника.

Задачи программы Создать условия для:

  • более глубокого знакомства дошкольника с эмоциями;

  • развития умения выражать и распознавать основные эмоции у себя и других

  • людей;

  • обогащения эмоционального словаря дошкольников;

  • понимания эмоциональной обусловленности поведения;

  • освоения простых приёмов саморегуляции и произвольной регуляции поведения;

  • развития эмпатии, понимания других людей и оказания элементарной эмоциональной поддержки;

  • знакомства с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;

  • содействия подготовке к обучению в школе

6-7 Цель программы Создание условий для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Задачи программы

  • Развивать умение распознавать эмоции по невербальным, вербальным и паравербальным признакам у себя и у других людей;

  • создавать условия для расширения эмоционального словаря ребёнка и развития его эмоциональной выразительности;

  • формировать у ребёнка умение выражать свою индивидуальность и развивать

понимание необходимости договорных отношений в группе;

  • развивать способность ребёнка анализировать свой эмоциональный опыт;

  • расширять представление ребёнка о способах изменения эмоций и некоторых

способах саморегуляции;

  • развивать заинтересованность в сотрудничестве; доверие и взаимопомощь

в группе;

  • создать условия для знакомства с эффективными способами поведения

в сложных коммуникативных ситуациях;

  • способствовать развитию социально-коммуникативных компетенций ребёнка

для успешной адаптации к школе.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Полнота — программа представляет собой полный курс, рассчитанный на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс и проведение еженедельных занятий в течение двух лет.

Межпредметность — в программе используются материалы различных предметных областей, что обеспечивает применение, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных детьми при изучении других предметных областей.

Интерактивность — в программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.

Практико-ориентированная направленность — программа нацелена на овладение ребёнком знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социовозрастных задач.

Индивидуальный подход — в рамках реализации программы педагог адаптирует программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавая для него индивидуальную траекторию освоения программы.

Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает изучение одних и тех же разделов. Программа каждого года построена с поступательным усложнением и углублением изучения материала в соответствии с возрастными особенностями детей и их опытом работы в рамках программы. 

Включённость родителей как активных участников программы создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты программы помогают родителям организовывать содержательное общение с ребёнком. Совместная работа в рамках программы помогает родителям осознанно содействовать социально-эмоциональному развитию ребёнка.

П Л А Н И Р У Е М Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Планируемые результаты освоения программы рассматриваются в рамках компетентностного подхода. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области.

Планируемые результаты освоения программы разделяются на три блока компетенций: (1) восприятие и понимание причин эмоций, (2) эмоциональная регуляция, (3) социальное взаимодействие, которые, в  свою очередь, подразделяются на отдельные компетенции

1 год Введение. Создание доброжелательной, дружеской атмосферы в группе, благоприятных условий для совместной работы, установление эмоционального контакта между всеми участниками, настраивание детей на взаимопомощь, взаимное уважение, внимание к окружающим  — вот главные задачи вводной части программы. Они решаются посредством создания условий для осознания ребёнком собственной уникальности и уникальности других детей в группе; прояснения и принятия правил взаимодействия в группе с помощью создания на занятиях особой обстановки: свободной организации пространства, принятия правил, доброжелательного, понимающего, безоценочного отношения ведущего к детям. Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций. В первый год изучаются 4 эмоции: радость, злость, грусть, страх. Занятия направлены на изучение мимических, пантомимических и вербальных проявлений эмоций у себя и других людей, что способствует лучшей категоризации эмоций и передаче их признаков. Дети усваивают не только представления о разных эмоциональных выражениях, но и развивают способность их произвольно изображать. Большое внимание в данном разделе уделяется роли эмоций в искусстве, влиянию произведений искусства на эмоциональное состояние человека. Раздел 2. Эмоциональная регуляция. Занятия данного раздела направлены на развитие у детей способности к саморегуляции собственных состояний и регуляции своих эмоций и поведения в совместной деятельности. Дети осваивают элементарные навыки саморегуляции, среди которых особое внимание уделяется способам управления эмоциями посредством творчества и искусства. Раздел 3. Социальное взаимодействие. Раздел посвящён развитию коммуникативной и социальной компетентности детей. На занятиях они осваивают элементарные умения оказания эмоциональной поддержки другим людям разными способами; учатся сотрудничеству, совместной работе, пониманию важности взаимопомощи. Отдельное внимание на занятиях уделяется поведению в конфликтах: дети учатся прогнозировать конфликтные ситуации и делать предположения о способах разрешения конфликтов.

Второй год Введение. Занятия этого раздела направлены на осознание ребёнком своих характерных особенностей и предпочтений, понимание того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Важное место во введении занимает выработка и принятие правил группы и сравнение их с правилами Всеобщей декларации прав человека. Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций. В разделе рассматриваются эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес, отвращение и причины их возникновения. Занятия направлены на совершенствование опыта внешнего проявления эмоций у себя и других людей, определение причин возникновения эмоций, развитие способности реагировать на эмоциональное состояние другого человека. Виды искусства представлены как средства для эмоционального развития ребёнка, его творческого мышления.

Раздел 2. Эмоциональная регуляция. Индивидуальные и групповые игровые практики, представленные в данном разделе, помогут детям совершенствоваться в применении знакомых приёмов саморегуляции и в освоении новых. Дети получат возможность учиться управлять своими эмоциями, выражать свои эмоции и регулировать их разными способами в безопасной среде. Раздел 3. Социальное взаимодействие. Занятия данного раздела посвящены развитию навыков эффективной коммуникации, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций.

Каждый раздел программы и все темы занятий логически взаимосвязаны и преемственны

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ в рамках освоения программы

Объединение усилий семьи и школы, совместная согласованная работа педагога и родителей — очень важное условие успешной реализации программы. Его соблюдение способствует достижению устойчивых результатов в области социально-эмоционального развития ребёнка. Программа подразумевает содействие созданию личностно-развивающей образовательной среды как в школе, так и дома, а потому родители являются полноправными участниками обучения, включёнными и заинтересованными партнёрами, что отражено в методологии программы. Каждое занятие в рамках программы предполагает выполнение семейного задания; специально для родителей разработаны просветительские и вовлекающие мероприятия, которые проводятся в рамках родительских собраний. Их задача — показать родителям значимость совместной работы по программе, информировать о её содержании. Важной частью программы является проведение совместных детско-родительских мероприятий  — игр, конкурсов, праздников. Примеры сценариев таких мероприятий также приведены в данном пособии. Всё это призвано помочь взрослым создать дома среду, благоприятствующую гармоничному социально-эмоциональному развитию ребёнка, и выстроить систему собственных осознанных действий, направленных на содействие такому развитию. В целом для успешного продвижения по программе важно заинтересовать родителей, вовлечь их в совместную деятельность, построив с ними партнёрские отношения. В этом поможет как дизайн программы, который в качестве одной из задач ставит создание общего вовлекающего, конструктивного информационного пространства, так и настрой педагога на сотрудничество с родителями


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!