Номинация:
«Социально - воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер»
Социально – значимый проект
«Школа добрых дел»
учащихся 2 «В» - 4 «В» класса МБОУ СОШ № 1
Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская
руководитель:
учитель начальных классов
Мельникова Светлана Фёдоровна
Актуальность проекта: актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, расширить знания детей о своей малой родине – Кубани.
Тип проекта: социальный, культурно – просветительский.
Цель проекта:
вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, а также братьям нашим меньшим.
Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:
— способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь;
— способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности;
— способствовать пониманию того, что черствость души — самая страшная болезнь на свете;
— развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи;
— воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия;
__ развитие экологической культуры, сотрудничество с районным музеем, библиотекой, взаимодействие с родителями;
— оповещать учащихся о различных источниках информации о социальных проблемах своей станицы и района.
Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.
Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.
Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.
Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формировать зрелую гражданскую позицию.
Исполнители: классный руководитель, учащиеся.
Сроки реализации: с 20.09.2019 – 20.03.2020, с 20.09.2020 -20.05. 2022
Место реализации: школа, районный ЭБЦ, районный музей, районная библиотека, города края: Анапа, Краснодар, Новороссийск, Тимашевск.
Целевая группа: учащиеся 2 «В» - 4 «В» класса (24 человека, 8-10 лет) МБОУ СОШ № 1 ст. Полтавской, Краснодарского края.
Партнёры проекта: родители учащихся, педагоги школы, сотрудники ЭБЦ, музея, районной библиотеки.
Степень реализации: второй этап (выполнение проекта).
Направления деятельности:
«Творчество». Организация праздников, концертов для родителей, бабушек и дедушек учащихся, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.
«Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям, пернатым друзьям).
«Рука друга». Организация начал волонтерского движения.
Волонтер — доброволец; человек, который работает бесплатно. Делает это он по собственному желанию, именно поэтому называется таким словом (voluntarius — с латинского «желающий»).
План действий (основные этапы) и сроки реализации.
Этап | Краткое описание | Даты |
1 этап (подготовитель ный) Проведение организационной работы, создание рабочих групп. | Основная деятельность — социальное проектирование. 1. Определение темы и актуальности проекта. 2. Определение цели и задач проекта. 3. Определение географии проекта ( адреса милосердия) 4.«Лукошко добрых дел». ( планирование предстоящей деятельности) | сентябрь 2 019 г. |
этап (основной) Выполнение проекта. | 1.Просветительская работа. 2. Благотворительный школьный фонд (сбор канцелярских товаров, сбор одежды, 1 раз в год. 3.Поздравление ветеранов-педагогов (праздничные дни календаря). 4.Встречи с ветеранами труда. 5. Партнёрство с районным музеем: посещение мероприятий, выставок, экскурсий, конкурсов, уроков Мужества, участие в праздниках: День матери – казачки, День Победы. 6. Партнёрство с библиотеками (школьной и районной): тематические часы: «Блокада Ленинграда», «День освобождения станицы», «День пожилого человека», «Собирал человек слова», праздники: День матери, День семьи, Рождественские посиделки, 23 февраля, Масленица, 8 Марта, конкурсы, викторины, мастер- классы. 7. Партнёрство с экологическим центром. Мероприятия, проведенные совместно, расширили знания ребят об окружающем мире, помогли вовлечь детей в дела по организации помощи тем, кто в этом нуждается: - акции «Кормушка» (ребята изготовили кормушки и повесили их на деревья в ЭБЦ), «Посади дерево», «Елочка своими руками»; - викторины «День воды», «День Земли»; - игровые программы: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»; - прогулки на природу; - беседы по охране природы; - конкурс рисунков и поделок «Вальс цветов», «Экошутка»; -районная акция «Бумажный бум», «Батарейка» - районный конкурс «Семейные экологические проекты»: номинация «Идём по плану»; -районная научно – практическая конференция «Шаг в будущее» и краевая научно –практическая конференция. 8.Взаимодействие с родителями: спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «8 Марта», «День защитника Отечества», Новый год, поездки по краю с посещением музеев, цирка, театров, планетария, города – героя Новороссийска, Анапы, Тимашевска, Краснодара, поездки по местам боевой славы, с посещением памятников, мемориалов и обелисков. 9. Участие во многих мероприятиях и акциях в рамках военно - патриотической работы: «Память хранят живые», «Бессмертный полк», «Окна Победы», а также в районных и краевых конкурсах «Чудеса природы», «Светлый праздник – Рождество Христово», «Моя Кубань – мой дом родной», ученики становятся победителями и занимают призовые места. Делюсь своим опытом работы на сайтах в сети интернета. | октябрь 2019г – март 2020 г сентябрь 2020г.- апрель 2022г. |
этап (заключитель ный) | 1.Подведение итогов социального проекта Презентация 2.Поощрение участников проекта. | май 2022г |
Ожидаемые результаты:
— рост социальной и общественной активности;
— повышение стремления к общению;
— появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;
— формирование зрелой гражданской позиции;
— формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.
Прогнозирую, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни — один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов.
Жизнеспособность проекта (перспективы):
— видимой станет общественно полезная деятельность учащихся класса;
— учащиеся класса станут активными участниками общественной жизни станицы;
— школьники смогут показать жизненную силу лозунга «Вместе — мы сила!», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.
Видеть, понимать, сопереживать и помогать – вот главные принципы реализации социального проекта «Школа добрых дел».
Спешите делать добрые дела! Ведь у добра не бывает каникул!
Литература:
1.Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО,2004.-320с.- ( Мастерская учителя).
2. Внеклассные мероприятия: 4 класс. М.: ВАКО,2006.-288с.- ( Мозаика детского отдыха).
3.Классные часы.4 класс \авт-сост. Н.Н. Дробинина.\ (М. 2008)
4.Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений. – Ростов –на – Дону,2002