СОЦИАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
В ШКОЛЕ
Презентацию подготовила
Гельфонд Е. В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 74
НОВОСИБИРСК 2018
Стандарт второго поколения определяет компоненты социального опыта школьников:
- готовность к сотрудничеству;
- владение высшими видами игры;
- проявление творчества, инициативы и ответственности в реализации поставленных педагогом задач;
- выполнение общественно-значимых поручений;
- применение навыков самоорганизации и самообладания;
- управление проявлениями своих эмоций;
- проявление толерантности к окружающей действительности;
- стремление любить и ценить природу;
- сохранение и укрепление своего здоровья;
- принятие ценности семьи, общества, школы, коллектива и стремление следовать им.
Основные направления деятельности школы в системе социального воспитания:
- Передача (организация) социа-льного опыта учащихся и со-здание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, са-моразвития конкретной личности и её самоактуализации в бли-жайшем окружении;
- Передача (организация) социа-льного опыта учащихся и со-здание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, са-моразвития конкретной личности и её самоактуализации в бли-жайшем окружении;
- Создание воспитывающей социальной среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микро-среде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм; Процессы ресоциализации и социа-льной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциаль-ных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечение социа-льной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадапта-ции и включение в жизнь.
- Создание воспитывающей социальной среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микро-среде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм;
- Процессы ресоциализации и социа-льной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциаль-ных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечение социа-льной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадапта-ции и включение в жизнь.
Воспитание ≠ социализация
- Социализация – процесс стихийный : хотим мы или не хотим, явления дейст-вительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем "отгородиться" от них.
процесса воспитания – это целенаправленный процесс.
- воспитание – дискрет-ный (прерывный) процесс , потому что осуществляется в семье, дошкольном уч-реждении, общеобразова-тельной школе, творческом коллективе и т.д.
- социализация – процесс непрерывный
- воспитание осущест-вляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания.
- социализация осущест-вляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пре-натального состояния
Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде.
И пока среда ста-бильна, человек чувствует себя вполне комфорт-но в ней.
Изменения среды , её нестабиль-ность могут привести к дис-комфорту лич-ности , неудовле-творенности, стрессовым си-туациям, жизнен-ным трагедиям.
Интеграция как форма взаимо-действия индиви-да с социальной средой предполагает его активное вхожде-ние в социум
человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора
индивид способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя
Различия между социализацией в формах адаптации и интеграции особенно чётко проявляются , когда мы анализируем судьбы специалистов тех профессий, активный период деятельности которых ограничен возрастом.
Общие задачи воспитания и социализации школьников:
В области формирования личностной культуры :
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности.
- формирование основ морали.
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести).
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целе-устремленности и настойчивости в достижении результата.
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, толерантности
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование почтительного отно-шения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с куль-турно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления воспитания и социализации обучающихся
1 . Воспитание гражданственности, патриотизма , уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отно-шения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни .
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) .
6. Воспитание ценностного отношения к пре-красному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Формирование социально успешной личности
- изучение личности ребёнка (диагностика уровня воспитанности);
- создание социально развивающей среды , моделирование ситуаций успеха;
- педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей;
- личный пример и социальная активность педагога , определение идеала для подражания;
- закрепление ценностных ориентаций, идеалов и эталонов через освоение системы социальных ролей;
- накопление социального опыта в различных видах деятельности;
- организация детского соуправления и разумного занимательного досуга;
- закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.
Тесты
Диагностический инструментарий
Анкеты
Листы
наблюдений
?
Диагностический инструментарий, средства оценивания результативности эксперимента
Контрольные вопросы
19
Средства формирования социально успешной личности:
- изменение социальной ситуации развития обучающихся:
- внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитании и обучении; формирование и сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых; обеспечение педагогической и психологической поддержки обучающихся в самореализации и самоопределении;
- внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитании и обучении;
- формирование и сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых;
- обеспечение педагогической и психологической поддержки обучающихся в самореализации и самоопределении;
- повышение социальной компетентности и социальной активности участников педагогического процесса: организация совместной деятельности, соуправление, участие в общественно-значимых делах; формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни;
- организация совместной деятельности, соуправление, участие в общественно-значимых делах;
- формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни;
- расширение социально-развивающего пространства: открытость культурно-образовательной среды, создание структуры дополнительного образования; повышение общего уровня культуры школы (профессиональной, образовательной, внешней, культуры деятельности и общения).
- открытость культурно-образовательной среды, создание структуры дополнительного образования;
- повышение общего уровня культуры школы (профессиональной, образовательной, внешней, культуры деятельности и общения).
Технологии
- Личностно-ориентированного воспитания
- Партнерского воспитания
- Социального проектирования
- Коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
- Перспективно-опережающего обучения
- Критического мышления
- Исследовательские технологии, в том числе с элементами ТРИЗ
- Информационные технологии
- Интенсификации обучения (обеспечивают бескон-фликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха)
- Уровневой дифференциации
- Здоровьесберегающие
Виды деятельности и формы их реализации
- Индивидуальные и групповые поручения
Формы реализации : система чередования поручений, дежурства, инициативные группы, советы дела, индивидуальная работа.
Формы реализации : беседы, игры, экскурсии, встречи, диспуты, дискуссии, собрания, тренинги.
Формы реализации : итоги конкурсов и соревнований на основании соответствующих «Положений»; смотры, выставки; формы демонстрации: графические, игровые.
Формы реализации : конкурсы, субботники, символика школы (флаг, вымпелы, ленты), форма для членов клубов, знаки отличия.
Показатели сформированности социального опыта
Интегральные параметры социального опыта
Характерологи-ческие проявле-ния параметров социального опыта
Содержатель-ный
Показатели сформированности социального опыта
Представле-ния о глав-ных жиз-ненных ценностях
Позиционно-оценочный
Ориентация на главные жизненные ценности, про-ективность представлений о своей жизни
Самооценка
Функциональ-ный
Проявление рефлексив-ности, характер самооценки
Стиль жизни
Социальная активность
Уровни социального опыта
Уровень
Характеристика детей
Низкий
Социально пассивные учащиеся с низким уровнем общего развития и культуры. Личностная рефлексивность еще не актуализирована, критичность отсутствует, в ситуациях самооценки часто отмечен уход от ответа или «восхваление» себя. Проявляется прямая ориентация на взрослых, представления о себе как члене общества нечеткие.
Средний
Обучающиеся, стабильно ориентированные на жизненные ценности и образ жизни, ожидаемые школой: хорошо учатся, много читают, занимаются в кружках и спортивных секциях. Но сфера самопознания еще выражена слабо, хотя они осознают некоторые свои недостатки и искренне стремятся их исправить. Отмечается значительная зависимость самооценки и ценностных отношений от мнения и оценки взрослых (школьного учителя и родителей).
Высо-кий
Ценностные ориентации не только проявляются в вербальной форме (отдельные суждения, высказываемые при опросе), но и прослеживаются как достаточно устойчивые предпочтения в реальном поведении. Самооценка адекват-ная, достаточный уровень критичности (отмечается стрем-ление иметь свою позицию и ее отстаивать). В социальной деятельности активны и инициативны. Способны объяс-нить главные жизненные ориентиры своей будущей жизни (профессию, увлечения, семей-ные планы).
Уровни результатов воспитания и социализации младших школьников
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта .
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения его результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание и формы работы ОУ с семьёй
Формы работы
1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.)
2. Индивидуальные (консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий, посещения на дому)
3. Наглядно-информационные:
Информационно-ознакомительные (эпизодические посещения родителями школы, дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки…);
Информационно-просветительские (информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты).
Принципы:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей ;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Для учащихся - уровень достижения системы базовых ценностей общества.
Для учителя - уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:
а) умение ставить цели совместной деятельности;
б) умение реализовывать принципы открытости образования во взаимодействии с различными социальными партнерами.
Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:
а) умение проектировать изменения;
б) умение проводить контрольно-оценочную дея-тельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности;
в) умение строить программы ресурсного обеспечения изменений.
Для школы в целом - содержательная, технологическая, организационная целостность реализации целей:
а) проектирование новых результатов деятельности школы;
б) выстраивание субъект-субъектных отно-шений в процессе образования и социализации личности;
в) обеспечение единства учебной, вне-учебной деятельности и дополнительного образования как условия достижения целей;
г) оптимизация внутренних маркетинговых и внешних социокультурных целей школы для воспитания нового человека.