СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект на тему: Мои открытия.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Работа относится к эмпирическому исследованию (с проведением опытов и экспериментов).

Снег является хорошим накопителем загрязнений  и позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев. Снег стал объектом  изучения Смирного Андрея  около школы (возле входа в здание, со стороны улице С.Кривой), возле деревьев, произрастающих у входа в школу  и на обочине дороги, проходящей рядом  cо  школьной территорией.

 

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект на тему: Мои открытия.»

 Социальный проект на тему:    Мои открытия      автор проекта: Андрей Смирнов, 7 в класс, МАОУ СОШ №138, Центральный район   наставник проекта: Иванова Любовь Ивановна,  учитель биологии   г. Челябинск, 2018 г.

Социальный проект на тему: Мои открытия автор проекта: Андрей Смирнов, 7 в класс, МАОУ СОШ №138, Центральный район наставник проекта: Иванова Любовь Ивановна, учитель биологии г. Челябинск, 2018 г.

 Цели исследования : изучить экологическое стояние снежного покрова на школьной территории и возле ближайшей дороги; выяснить причины и характер загрязнений снега; по результатам работы сделать вывод о чистоте снега возле школы.

Цели исследования :

  • изучить экологическое стояние снежного покрова на школьной территории и возле ближайшей дороги;
  • выяснить причины и характер загрязнений снега;
  • по результатам работы сделать вывод о чистоте снега возле школы.
Задачи исследования: 1. сбор и изучение теоретического материала о строении, составе и свойствах снега; 2. установление таких характеристик талого снега, как прозрачность, запах, наличие осадка; 3. установление химического состава талого снега: определение кислотности; 4. по результатам исследований сделать вывод об экологическом состоянии снежного покрова вблизи школы.

Задачи исследования:

  • 1. сбор и изучение теоретического материала о строении, составе и свойствах снега;
  • 2. установление таких характеристик талого снега, как прозрачность, запах, наличие осадка;
  • 3. установление химического состава талого снега: определение кислотности;
  • 4. по результатам исследований сделать вывод об экологическом состоянии снежного покрова вблизи школы.
Методика исследования загрязненности снежного покрова:  Выбираю пробную площадку размером 1.5x1,5 м. Внимательно рассматриваю внешний вид снега (цвет, вид, влажность, твердость). Вид и цвет устанавливаю визуально. Цвет снега: белый, беловато-серый, серый, голубовато-серый.  Критерии вида снега: свежевыпавший, ледяная корка, мелкозернистый, крупнозернистый.  По влажности снег подразделяется на сухой (образует непрочные комья, ссыпается с лопаты, большей частью рыхлый и рассыпчатый) и влажный (очень липкий, хорошо лепится в снежок, может образовывать крупные шары и глыбы).  Твердость снега –это его сопротивление вдавливанию: очень мягкий (проникает четыре пальца), мягкий (проникает один палец), твердый (проникает карандаш), очень твердый (проникает линейка или лезвие ножа).

Методика исследования загрязненности снежного покрова:

  • Выбираю пробную площадку размером 1.5x1,5 м. Внимательно рассматриваю внешний вид снега (цвет, вид, влажность, твердость). Вид и цвет устанавливаю визуально. Цвет снега: белый, беловато-серый, серый, голубовато-серый.
  • Критерии вида снега: свежевыпавший, ледяная корка, мелкозернистый, крупнозернистый.
  • По влажности снег подразделяется на сухой (образует непрочные комья, ссыпается с лопаты, большей частью рыхлый и рассыпчатый) и влажный (очень липкий, хорошо лепится в снежок, может образовывать крупные шары и глыбы).
  • Твердость снега –это его сопротивление вдавливанию: очень мягкий (проникает четыре пальца), мягкий (проникает один палец), твердый (проникает карандаш), очень твердый (проникает линейка или лезвие ножа).
Методика определения физических свойств талого снега:   Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр диаметром 3 см высотой 30 см наливается определенное количество воды, через которую просматривается шрифт (печатный текст). Можно сравнить каждую пробу с контрольным образцом – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читаться буквы.  Для определения запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл наливают исследуемую воду на 2/3 объема, прикрывают стеклышком, осторожно взбалтывают. Затем, сдвинув с колбы стеклышко, определяют запах воды.  Интенсивность запаха воды (при 20°С не должна превышать двух баллов) определяем по пятибалльной системе.

Методика определения физических свойств талого снега:

  • Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр диаметром 3 см высотой 30 см наливается определенное количество воды, через которую просматривается шрифт (печатный текст). Можно сравнить каждую пробу с контрольным образцом – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читаться буквы.
  • Для определения запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл наливают исследуемую воду на 2/3 объема, прикрывают стеклышком, осторожно взбалтывают. Затем, сдвинув с колбы стеклышко, определяют запах воды.
  • Интенсивность запаха воды (при 20°С не должна превышать двух баллов) определяем по пятибалльной системе.
Таблица 1. Пятибалльная система определения интенсивности запаха Интенсивность запаха  Характер проявления запаха Нет Оценка интенсивности запаха Запах не ощущается Очень слабая 0 Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды) Слабая Заметная Запах замечается, если обратить на это внимание 1 Запах легко замечается и вызывает  неодобрительный отзыв о воде Отчетливая 2 3 Запах обращает на себя внимание  и заставляет воздержаться от питья Очень сильная 4 Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению 5

Таблица 1.

Пятибалльная система определения интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Нет

Оценка интенсивности запаха

Запах не ощущается

Очень слабая

0

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

Слабая

Заметная

Запах замечается, если обратить на это внимание

1

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

Отчетливая

2

3

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

Очень сильная

4

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

Таблица 2.  Определение характера запаха   Характер запаха Естественного происхождения Искусственного происхождения неотчетливый (или отсутствует) неотчетливый (или отсутствует) землистый нефтепродуктов (бензиновый) гнилостный хлорный плесневый уксусный торфяной фенольный

Таблица 2. Определение характера запаха

Характер запаха

Естественного происхождения

Искусственного происхождения

неотчетливый (или отсутствует)

неотчетливый (или отсутствует)

землистый

нефтепродуктов (бензиновый)

гнилостный

хлорный

плесневый

уксусный

торфяной

фенольный

 Таблица 3.  Определение цвета воды   Цвет сбоку Цвет сверху Не отмечен Цветность (в градусах) Не отмечен Не отмечен Очень слабый, Желтоватый 0 Очень слабый, бледно-жёлтый Бледно-жёлтый Желтоватый 20 Слабый жёлтый 40 Бледно-жёлтый 60 Жёлтый Бледно-жёлтый Интенсивно жёлтый 150 300

Таблица 3. Определение цвета воды

Цвет сбоку

Цвет сверху

Не отмечен

Цветность (в градусах)

Не отмечен

Не отмечен

Очень слабый,

Желтоватый

0

Очень слабый,

бледно-жёлтый

Бледно-жёлтый

Желтоватый

20

Слабый жёлтый

40

Бледно-жёлтый

60

Жёлтый

Бледно-жёлтый

Интенсивно жёлтый

150

300

Методика определения химических свойств талого снега. Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого необходимо смочить в пробе и сравнить цвет со шкалой pH. Снег может иметь, как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.

Методика определения химических свойств талого снега.

  • Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого необходимо смочить в пробе и сравнить цвет со шкалой pH.
  • Снег может иметь, как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ.
  • Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию.
  • Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.
Результаты исследования:   Изучение снежного покрова.  Для изучения снежного покрова были определены экспериментальные площадки в разных направлениях от школы. Всего заложили 3 площадки для наблюдений и взятия проб снега. При закладке учитывались близость к школе, и чтобы можно было сравнить со снежным материалом, явно загрязнённым. Площадки распределили следующим образом: 1-я—около входа в школу; 2-я—под деревом; 3-я—возле дороги, которая ведёт в школу.  Сначала я рассмотрел внешний вид и состояние снега.

Результаты исследования:

  • Изучение снежного покрова.
  • Для изучения снежного покрова были определены экспериментальные площадки в разных направлениях от школы. Всего заложили 3 площадки для наблюдений и взятия проб снега. При закладке учитывались близость к школе, и чтобы можно было сравнить со снежным материалом, явно загрязнённым. Площадки распределили следующим образом:
  • 1-я—около входа в школу;
  • 2-я—под деревом;
  • 3-я—возле дороги, которая ведёт в школу.
  • Сначала я рассмотрел внешний вид и состояние снега.
Участок № 1  (около входа в школу)

Участок № 1 (около входа в школу)

Участок № 2  (под деревом)

Участок № 2 (под деревом)

Участок № 3  (возле дороги, ведущей в школу)

Участок № 3 (возле дороги, ведущей в школу)

Таблица 4.  Описание пробной площадки    Участок № 1 Вид снега крупнозернистый № 2 Цвет Влажность беловато-серый мелкозернистый № 3 Твердость сухой белый крупнозернистый плотный и твердый сухой бледно-желто-серый до бурого и светло-коричневого мягкий сухой твердый

Таблица 4. Описание пробной площадки

Участок

№ 1

Вид снега

крупнозернистый

№ 2

Цвет

Влажность

беловато-серый

мелкозернистый

№ 3

Твердость

сухой

белый

крупнозернистый

плотный и твердый

сухой

бледно-желто-серый до бурого и светло-коричневого

мягкий

сухой

твердый

Исследования качественного анализа снега.       Для определения качественного анализа снежного покрова сначала взяли пробы снега.  Затем, когда снег растаял, я определил качества талой воды такие, как: мутность, запах, цвет. После анализа у меня получились следующие результаты:

Исследования качественного анализа снега.  

  • Для определения качественного анализа снежного покрова сначала взяли пробы снега.
  • Затем, когда снег растаял, я определил качества талой воды такие, как: мутность, запах, цвет.
  • После анализа у меня получились следующие результаты:
Таблица 5.  Показатели качества проб снега   Проба снега Прозрачность Пробирка №1 Цветность Пробирка №2 прозрачная сверху очень слабый желтоватый (20) Запах прозрачная Пробирка №3 слабый (1) Наличие взвесей не обнаружен (0) мутная нет (0) 0,04 0,01 отчетливый (4) 0,375

Таблица 5. Показатели качества проб снега

Проба снега

Прозрачность

Пробирка №1

Цветность

Пробирка №2

прозрачная

сверху очень слабый желтоватый (20)

Запах

прозрачная

Пробирка №3

слабый (1)

Наличие взвесей

не обнаружен (0)

мутная

нет (0)

0,04

0,01

отчетливый (4)

0,375

Результаты химического анализа талой воды.    После того как провели определение качественных характеристик талой воды, мы приступили к химическому анализу оставшихся образцов растаявшего снега.  Согласно методикам из каждой пробы мы взяли по несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН каждого образца

Результаты химического анализа талой воды.

  • После того как провели определение качественных характеристик талой воды, мы приступили к химическому анализу оставшихся образцов растаявшего снега.
  • Согласно методикам из каждой пробы мы взяли по несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН каждого образца
Таблица 6.  Результаты химического анализа проб талого снега   № пробы рН проба №1 66,5 проба №2 66,5 проба №3 55

Таблица 6. Результаты химического анализа проб талого снега

пробы

рН

проба №1

66,5

проба №2

66,5

проба №3

55

Выводы: После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы: 1. Самым чистым участком является площадка №2, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а также место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят; 2. Самым грязным является участок №3, так как он расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ; 3. На пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого, можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье; 4. Все вещества, попавшие в снег возле дороги весной, попадут частью в почву; 5. Анализ снега показал, что в воздухе содержится очень большое количество различных вредных веществ, которыми учащиеся дышат по дороге в школу и домой, это может привести к неблагоприятным последствиям и проблемам со здоровьем; 6. Загрязнение атмосферного воздуха в данной местности имеет антропогенный характер, большей частью это выхлопные газы автомобилей, со всеми ядовитыми веществами.  

Библиографический список:   1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- Москва.: АГАР, 2000 – 245с. 2.Дядюн Т.В. Практикум «Мир воздуха». Ж. «Биология в школе», № 1, 2001. 3.Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. « Биология в школе», № 7, 2003. 4.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов.- Москва: Просвещение, 1988 – 251с. 5.Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. –Москва: Издательство АСТ, 1999 – 260с.

Библиографический список:

  • 1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- Москва.: АГАР, 2000 – 245с.
  • 2.Дядюн Т.В. Практикум «Мир воздуха». Ж. «Биология в школе», № 1, 2001.
  • 3.Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. « Биология в школе», № 7, 2003.
  • 4.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов.- Москва: Просвещение, 1988 – 251с.
  • 5.Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. –Москва: Издательство АСТ, 1999 – 260с.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!