СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Совершенствование современных педагогических технологий использующих на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«: Совершенствование современных педагогических технологий использующих на уроках истории и обществознания»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Болотнинского района Новосибирской области





Выполнила - Михайленко Нина Ивановна,

учитель истории и обществознания









Тема: Совершенствование современных педагогических технологий использующих на уроках истории и обществознания

На протяжении всех лет работы я внимательно слежу за развитием исторической науки, учусь преподавать свой предмет. Понимаю, что современные цели и задачи в обучении истории и обществознанию традиционными методами решить невозможно, поэтому ищу наиболее оптимальные. В своей педагогической практике использую инновационные технологии обучения или их элементы, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, что позволяет им не просто воспринимать учебный материал, но и стать активными участниками образовательного процесса.

Опираясь на принципы вариативности, гибкости и открытости, выдвинутые О. Якиманской, для достижения педагогической цели – формирование компетентной личности, способной к успешной адаптации вне школы – в своей педагогической деятельности я  пришла к технологии, включающей в себя сочетание элементов разных технологий:

·           Игровая технология;

·           Проблемное обучение;

·           Проектно-исследовательская деятельность;

·           Элементы здоровьесберегающих технологий.

Игровая технология незаменима на уроках в 5-9 классах. Словарное лото, хронологическая дуэль, словарный аукцион, решение кроссвордов способствует более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывает интерес к предмету. Для создания ситуации успешности на уроке, переключения внимания, развития интереса к истории я предлагаю учащимся основных классов самим искать вопросы для игры «Что? Где? Когда», которую провожу на повторительно-обобщающих уроках.

В старших классах, чтобы повысить мотивацию к изучению истории, развить наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки учащихся, сформировать навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.), но при этом сделать процесс обучения интересным, использую метод кроссенс.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам. К тому же это нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Например, по следующему кроссенсу учащимся даётся задание: определить тему (то есть эпоху) и найти связи между соседними картинками.

Это самый простой и прямолинейный вариант, ребята, назвав правителей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке - Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II,  называют эпоху дворцовых переворотов и. Пётр Первый помещён в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия.

Это задание может стать более сложным, многомерным, если портреты правителей заменить символами, связанными с эпохой каждого правителя. Но самыми интересными являются кроссенсы самих учащихся. В первую очередь они отражает глубину понимания учениками заданной темы, способствуют развитию логического и образного мышления, повышают мотивацию и развивают способность самовыражения. Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников помогает ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Примером может кроссенс моего ученицы Плотниковой Кристины (12 класс):

Каким исторически значимым событиям посвящены данные мемориалы? Какая общая тема объединяет их?

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

1.      Проблемный вопрос.

На уроке истории в 5 классе по теме «Падение Римской республики» на вопрос: «Почему пала Римская Республика» дети отвечают: «Удар республике наносят рабовладельцы». 

Учитель. «Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие?»  Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Работа с учебником.

Научить ученика самостоятельно работать с учебником, выработать навыки умения осмысленного чтения также помогут также методы и приемы проблемного обучения. Например, при изучении темы «Франция в XVIII веке» ( 8 класс) в учебнике читаем «…феодальное общество делилось на 3 сословия: первое - духовенство, второе - дворянство, а все остальные слои населения - третьего сословие». Ребята должны найти ответ на вопрос: какие слои входили в третье сословие.

            3. Проблемное задание требует усвоения многих фактов  содержания урока, побуждает вспоминать ранее пройденный материал.

После лекции учителя по теме: «Февральская революция 1917 год» учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

·           Почему победила Февральская революция?

·           Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции?

·           Каков итог революции?

·           Сравнить 1-ю и 2-ю революцию.

В преподавании истории в профильных классах использую методические приемы создания проблемных ситуаций, при которых ученики:

·            приходят к противоречию и предлагают способ его разрешения;

·            излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос;

·            рассматривают явление с различных позиций;

·            обобщают, обосновывают, конкретизируют;

·            решают проблемные вопросы с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и т.д.

Примеры проблемных заданий по истории в 10-х классах:

1.         А. С. Пушкин в беседе с М. М. Сперанским в начале апреля 1834 года дал такое сравнение его деятельности с деятельностью А.А.Аракчеева: «Сперанский и Аракчеев стоят в дверях противоположных, как гении Зла и Блага». А через три недели поэт с сожалением писал о смерти графа Аракчеева, так как не мог с ним «видеться и наговориться». Что это – принцип «о покойниках плохо не говорят» или что-то другое?

2.         Подготовку судебного процесса по делу декабристов Николай I начал уже в январе 1826 года, когда следствие было еще в разгаре. К этому времени в распоряжении императора находились показания декабристов о причастности к заговору М.М.Сперанского. И тем не менее Николай I привлек Сперанского к разработке процедуры суда над восставшими. Почему?

В современном мире человек должен не только занимать активную позицию, но и уметь держать планку на высоком уровне как в профессиональной, так и в деловой сфере. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения  необходимость организации исследовательской деятельности обучающихся, что такая деятельность – одна из важнейших составляющих процесса обучения. Для успешного личностного роста необходима способность человека проектировать свою жизнь: поставить перед собой ближние и дальние цели, разработать план, провести исследование, и проанализировать результаты, понять, совпадают ли они с поставленными целями. Организовывая такое обучение, учитель должен придерживаться следующего  принципа: «больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе учащихся, избегая задавать ей определенное направление».

В 8-9 классах мои учащиеся на уроках работают над созданием мини-проектов. Это увлекательное и полезное для них занятие, развивающее когнитивные и эвристические способности.

Примером может служить реализованный учащимися мини-проект по теме  «Смутное время», на котором они решали следующие задачи:

1. Создать таблицу, содержащую политические, экономические, социальные причины, породившие Смуту.

2. Сформулировать цели организаторов иностранной интервенции.

3. Составить кластер, отражающий государственную власть во время Смуты.

4. Найти в источниках информацию о героях – спасителях России.

5. Составить кроссенс по данной теме.

Данный проект предполагал использование Интернет-ресурсов, поэтому ученикам давалась подробная инструкция:

1. Определить область поиска информации.

2. Четко сформулировать запрос.

3. Изучить карту сайта http://www.rusarchives.ru, определить главную идею.

4. Выделить основные понятия, имена, даты и факты.

5. Сопоставить содержание сайта с текстом параграфа в учебнике.

6. Отобрать фото и видео иллюстрации.

7. Систематизировать и оформить материал.

8. Представить результат в электронном виде с устным комментарием.

В 10 классе учащиеся работали над коллективным интегрированным проектом «Болотное: вчера сегодня, завтра»,  исследовательская деятельность учащихся заключалась в изучении прошлого и настоящего нашего города и создании программы развития. Это, конечно, не новая идея, и, скорее всего, кто-то ее уже использовал в своей работе с детьми. Но данный проект позволил ученикам соприкоснуться с прошлым своего села, поработать с архивами, побеседовать со старожилами, изучить материалы, имеющиеся в музее школы, побродить по страницам интернета. Самым главным условием было точное совпадение современных фотографий, которые сделал ученик, со старыми, которые он нашел в источниках. Интересными оказались программы развития села, которые предполагали реформы в сфере ЖКХ, общественно-политической, культурно-просветительской областях. Проектная работа оказалась интересна абсолютно всем. Практически все ребята справились с поставленными целями общего проекта в начале года и максимально приблизились к прогнозируемым результатам в конце года на защите своих мини-проектов.

Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Также считаю, что личностно - ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности на уроках истории и обществознания возможно только при использовании элементов  здоровьесберегающих технологий, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек. Так, например, пропагандируя здоровый образ жизни, особый акцент делаю на следующем:

·       При рассматривании темы «Спарта» обращаю внимание учащихся на то, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

·      на уроках правоведения в 9, 10 классах обязательно рассматриваю статью 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;

·      на уроках обществознания в 8 классах, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркиваю, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к страшным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознанное понимание пагубности многих привычек и контроль своего поведения;

·      при изучении глобальных проблем человечества в 8- 12 классах обращаю внимание на то, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями).

Естественно, что вышеназванные темы рассматриваются согласно возрастным особенностям детей, но они не оставляют учащихся равнодушными.

Нельзя не сказать и об технологии использовании ИКТ. Возможности ПК и Интернета  - это часть нашей и повседневной и профессиональной жизни.  Компетентностный подход усиливает практическую значимость программного материала. Большой поток информации приводит нас к обязательному использованию  ИКТ как при проведения учебных, так и внеклассных занятий.




 

Я считаю, что объединение технологий в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя компетентности.

 Использование вышеперечисленных технологических методов обучения позволяют мне организовать учебный процесс так, чтобы все учащиеся оказались вовлечёнными в процесс познания на уроке, имели возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает содержание урока продуктивным и качественным. Критерием успешности работы в качестве учителя истории и обществознания является позитивная динамика в результатах уровня успеваемости по истории и обществознанию, учебных достижений обучающихся.