СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование техники плавания кролем на груди

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно рассказывается о средствах и методах совершенствования техники плавания кролем на груди.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование техники плавания кролем на груди»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Начиная со 2-го года обучения плаванию и в течении всей спортивной деятельности воспитанников, тренер уделяет всё большее внимание совершенствованию техники спортивных способов плавания, устраняет ошибки в технике плавания.

Длительный период совершенствования техники спортивного плавания характеризуется тем, что плавательные движения выполняются более слитно, точно и экономично, деятельность двигательного аппарата и внутренних органов становится более согласованной, общая работоспособность организма значительно повышается. Этот период характеризуется прочным динамическим стереотипом, лежащим в основе навыка. В работу вовлекаются только необходимые группы мышц, приобретается умелое чередование разных степеней напряжения и расслабления антагонистически работающих мышц. Постепенно совершенствуется согласованность и экономичность в деятельности всей мышечной системы.

В процессе совершенствования техники спортивного плавания совершенствуются и вегетативные реакции, направленные на её обеспечение. Усиливаются функции кровообращения и дыхания, угнетается деятельность пищеварения. Следует иметь в виду, что вегетативные реакции двигательного навыка инертны. При изменении режима работы движения изменяются сразу, а вегетативные системы еще продолжают некоторое время работать в прежнем режиме. Спортсмены развивают свои функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, повышают уровень развития физических качеств. Выполняя большое количество разнообразных движений, которые повышают физическую работоспособность, пловцы непрерывно совершенствуют двигательные навыки, используют возросшие возможности развития своих физических качеств для уточнения элементов техники плавания спортивными способами в целом [2].

Поскольку техника спортивных способов плавания индивидуальна, работа по совершенствованию техники довольно разнообразна. Рациональная техника плавания характеризуется тем, что тело спортсмена должно занимать в воде хорошо обтекаемое, вытянутое, относительно продольной оси, сравнительно высокое и динамически уравновешенное положение с оптимальным углом атаки. Определенная степень напряжённости отдельных мышечных групп туловища способствует формированию основы для координации всех сил, действующих на тело. Кроме того, для рациональной техники плавания характерны активные вспомогательные движения туловищем и головой с оптимальной амплитудой. Высокое положение тела пловца в воде обеспечивается, главным образом, за счет качественного гребка руками. Такое положение тела пловца уменьшает встречное сопротивление воды, повышает динамичность техники движений, позволяет спортсмену хорошо почувствовать основную часть гребка руками, более тонко координировать все рабочие и подготовительные движения.

Основой техники всех спортивных способов плавания являются движения руками. Им подчинены движения ногами, головой, туловищем. Они определяют темп и ритм плавания, значительно влияют на общую координацию движений и согласуются с дыханием. Движения руками имеют решающее значение для повышения скорости плавания.

Движения ногами обеспечивают уравновешенное, обтекаемое и сравнительно высокое положение тела пловца, играют важную координационную роль, усиливая отдельные моменты движений руками, вносят определенную долю в создание движущих сил.

Оптимальное положение головы служит условием к рациональному положению тела пловца. Правильное положение головы помогает добиться не только обтекаемого, но и уравновешенного положения тела. Непринужденное положение головы с расслабленными мышцами шеи рефлекторно уменьшает напряжение мышц плечевого пояса и спины, способствуя более продуктивному выполнению гребков руками. Высокое положение бедер у поверхности воды на протяжении большей части движений - второе условие к рациональному положению тела в воде. Несоблюдение требования относительно высокого положения бедер ведет к грубым ошибкам в технике. Например, при плавании кролем на груди в этом случае появляется, так называемое, зависание бедер - излишне глубокое их опускание и движения ногами от колена (а не от бедра). Аналогичная ошибка при плавании на спине приводит к сидячему положению пловца и педалирующим движениям ногами, таз опускается глубоко вниз, колени появляются на поверхности воды. Названные ошибки заметно увеличивают сопротивление воды продвижению спортсмена, снижают эффективность рабочих усилий.

Правильное согласование движений в спортивных способах плавания имеет большое значение. Малейшее запоздание с выполнением одного из них значительно усиливает неравномерность продвижения спортсмена вперед. Согласование движений руками, ногами и дыхания должно обеспечить плавное продвижение пловца вперед и достижение наибольшей скорости при минимальной затрате сил. Необходимо отметить, что правильное согласование движений различается при плавании в быстром и медленном темпе. Для спокойного темпа характерны равномерность, ощущение легкости и зрительное впечатление непринужденности и красоты движений. При плавании на скорость рациональное согласование движений проявляется в непрерывно следующих друг за другом мощных гребках руками и очень быстрых движений ногами [4]. Как правило, сначала соединяются движения руками, ногами и туловищем на задержке дыхания после вдоха, а уже по мере освоения этих движений присоединяются и движения головой для выполнения дыхательной функции.

Совершенствование техники спортивного плавания проводится по следующим основным направлениям:

  • достижение согласованности движений руками, дыхания, ногами и туловищем;

  • формирование навыка глубокого и ритмичного дыхания;

  • уменьшение сопротивления воды продвижению тела пловца;

  • увеличение тяговых усилий гребков руками;

  • определение оптимального темпа движений на дистанции при хорошем продвижении от гребков руками.

Общая тенденция в совершенствовании техники плавания выражает стремление работать ногами так, чтобы основной энергетический потенциал организма мог бы максимально использоваться мускулатурой рук и плечевого пояса, обеспечивающей быстрое и непрерывное продвижение тела вперед. Кроме того, темп, координация движений, ритм, распределение усилий и даже положение тела пловца в современной технике в большей мере зависят от работы рук [2].

Несомненно, что техническая подготовленность спортсменов во многих чертах индивидуальна. Но было бы ошибкой за индивидуальными особенностями движений пловцов не видеть общих биомеханических закономерностей и характерных черт, присущих рациональным вариантам современной техники спортивного плавания.

Работа над совершенствованием техники плавания кролем на груди начинается с освоения рационального гребка руками [1]. Она ведется в сочетании с отработкой относительно горизонтального и уравновешенного положения тела у поверхности воды.

При совершенствовании техники движений руками внимание обращается на следующие моменты: раскрепощение мышечных групп спины и туловища и подключение их к гребку руками; выполнение гребка согнутой в локте рукой; активное начало гребка с быстрым захватом воды ладонью и предплечьем; выполнение гребка с ускорением и до бедра; расслабление запястья в конце гребка, а всей руки - во время её движения по воздуху и входа в воду; аккуратный вход руки в воду с высоким положением локтя. С этой целью применяются следующие упражнения: плавание с помощью движений руками, но без поплавка между ногами, ноги расслаблены и вытянуты; плавание с полной координацией, но с малой интенсивностью движений ногами; плавание кролем на груди с «подменой»: три гребка левой рукой, правая вытянута вперед, в момент окончания третьего гребка левой, правая подхватывает движение и, в свою очередь, выполняет три гребка, левая, после её движения под водой, остается вытянутой вперед и т.д.; плавание кролем на груди с оптимальным положением головы и задержкой дыхания на 12,5-25 м. [3].

Для совершенствования техники дыхания применяются следующие упражнения:

1. Плавание с помощью движений ногами кролем с доской в вытянутых руках.

2. Плавание с помощью ритмичных движений ногами кролем и с различным исходным положением рук: обе руки вперед, обе у бедер, одна вытянута вперед, другая у бедра.

3. Плавание кролем на «сцепление»: одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги непрерывно и ритмично двигаются, как в кроле. После того, как они сделают 6-8 движений, обе руки одновременно выполняют: одна - захват воды и гребок до бедра, другая - выход из воды и движение по воздуху (под эту руку выполняется и вдох). Затем следует пауза в движениях руками, ноги выполняют 6-8 движений и т.д. Вдох делается под каждую руку, то в левую, то в правую сторону.

4. Плавание кролем с «обгоном»: обе руки вытянуты вперед, ладонь одной - на тыльной стороне кисти другой, ноги непрерывно двигаются, как при плавании кролем. Выполняются поочередные гребки руками. Рука начинает гребок, как только другая возвратится по воздуху в исходное положение и коснется ладонью кисти. Вдох выполняется под одну руку в конце гребка.

5. Плавание с помощью движений ногами и одной рукой кролем, другая у бедра - вдох в сторону прижатой к бедру руки и в момент, когда плечо этой руки выходит вверх вместе с поворотом туловища, а противоположная рука выполняет среднюю часть гребка. С окончанием гребка повернуть плечо вместе с головой в исходное положение.

6. Плавание кролем на груди на наименьшее количество гребков руками, удерживая высокую скорость на отрезке.

7. Плавание кролем на груди с заданным ритмом, темпом и акцентом внимания на отдельных элементах техники движений на расстояние 10-15 метров.

Для совершенствования согласования движений в шестиударных вариантах кроля применяются следующие упражнения:

  1. Плавание кролем на «сцепление». Одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют непрерывные движения кролем. После небольшой задержки рук в исходном положении, они одновременно выполняют: одна - захват воды и гребок до бедра, другая - выход из воды и движение по воздуху (под эту руку выполняется и вдох).

  1. То же, но из исходного положения лежа на боку, нижняя рука вытянута вперед ладонью вниз, верхняя у бедра. После небольшой задержки рук в исходном положении пловец делает длинный гребок под телом до бедра, одновременно второй рукой выполняет движение над водой с высоким положением локтя, тело во время гребка перекатывается на другой бок - выдох.

  1. Плавание кролем на груди с «подменой»: три гребка левой рукой, правая вдоль туловища; в момент начала третьего гребка левой, правая подхватывает движение и в свою очередь выполняет три гребка; левая, после её движения под водой, остается вытянутой вдоль туловища и т.д. Количество гребков, осуществляемых то левой, то правой рукой, затем уменьшается до двух.

  2. То же, но правая рука вытянута вперед: смена положений рук происходит в момент окончания третьего (второго) гребка левой рукой [3].

В процессе совершенствования техники плавания повышается точность, экономичность, эффективность движений, их устойчивость к сбивающим факторам. Структура и характер движений приводятся в соответствие с морфофункциональными особенностями юного пловца, с новым уровнем развития его силовых и скоростных способностей. Кроме того, в процессе совершенствования техники спортивного плавания у спортсменов вырабатывается индивидуальная манера плавания, выполнения старта, поворотов, закрепляется правильная двигательная установка - моторный «образ» оптимального варианта движений.


Литература


1. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание. – М.: ФОН, 1996

2. Жукова Е.С. Возрастная дифференцировка средств обучения технике плавания школьников 7-17 лет: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Омск, 1990. - 19 с.

3. Кашкин А.А. Плавание. – М.: Советский спорт, 2004

4. Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания. – М.: Физкультура и спорт, 2000

5. Платонов В. Н. Плавание. – К.: Олимпийская литература, 2000




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!