ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА УСЛОВИЯ ЗАДАНИЯ 5
1.Писать о том, что объединяет и различает героев именно в рамках того параметра, который указан в задании. (Например, определение «маленький человек»).
2. Приводить примеры не только из кодификатора или школьной программы, но из всей классики в целом. При этом нужно убедиться, что пример относится к классике и подходит под задание.
Например, при формулировке «У каких русских писателей…» присутствует явное ограничение: нужен именно писатель и именно отечественный.
3. Необходимо внимательно читать условие задания. Если там написано «В каких произведениях…», то можно приводить все роды, так как слово «произведения» подразумевает всё. То же самое касается «У каких авторов…».
А вот если есть ограничения «В каких еще стихотворениях…» или «У каких писателей…», то нужно придерживаться параметров задания
ЧТО МОЖНО СОПОСТАВЛЯТЬ?
- композиционное своеобразие
- характеристика персонажей
- авторская позиция;
- особенности сюжета;
- особенности конфликта;
Представим, что нам задали вопрос: «В каких произведениях встречается образ купца и в чем его можно сопоставить с Лопахиным?».
Вступление
Назвать авторов и произведения, чтобы не забыть это сделать потом.
Наша задача – написать о том, что тема, которая обозначена в вопросе, часто встречается в произведениях. А потом назвать те два, которые мы будем сравнивать.
Пример: Образы купцов есть во многих произведениях русской литературы. Такими примерами являются комедия А. П. Чехова “Вишневый сад” и роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир.
Основная часть
Непосредственно сравнение. Обычно строится по такому принципу:
Напоминаю, что желательно найти 2 сходства/различия/сходство и различие, в зависимости от темы. Если спрашивают о том, в чем произведения похожи – пишем про сходства, в чем противопоставлены – различия, в чем можно сопоставить – что угодно.
Пример:
1 линия сопоставления.
Как в комедии А. П. Чехова “Вишневый сад”, так и в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” купец стремится к сохранению и увеличению своего материального состояния несмотря ни на что (формулировка сходства).
Показательно, что первые же слова Ферапонтова - возмущение собственными крестьянами, он жалуется: “Мужики по три рубля с подводы просят — креста на них нет!” (доказательство 1 текстом). У Лопахина “постоянно деньги свои и чужие”, он желает “хватить топором по вишневому саду”, чтобы на его месте построить дачи и получать прибыль (доказательство 2 текстом).
2 линия сопоставления.
Различны герои тем, что у купца Ферапонтова духовное все же превосходит материальное в отличие от Лопахина (формулировка различия). Герой, видя, как город заполняется русскими солдатами, раздает им мешки с мукой, восклицает: “Не доставайся дьяволам!”, и сам поджигает свою лавку, не желая оставлять её французам (доказательство 1 текстом), а Лопахин все же уничтожает вишневый сад, считая, что так он заканчивает “несчастливую, нескладную жизнь” (доказательство 2 текстом).
Вывод
Если мы упоминали различия, нужно написать, что часто подобная тема присутствует в произведениях, но авторы раскрывают ее по-своему.
Пример: Итак, образы купцов создаются во многих произведениях русской литературы, но каждый автор раскрывает их по-своему.
Если мы писали только о сходствах, то говорим, что вот такая вот тема раскрывается авторами похожим образом.
Пример: Итак, авторы создают в произведениях похожие образы купцов.