СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические тех-нологии как средство развития одаренных школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические тех-нологии как средство развития одаренных школьников»

Методические рекомендации Современные педагогические технологии как средство развития одаренных школьников


Аннотация


«Статья посвящена современным педагогическим технологиям направленным на развитие одаренности учащихся. Автор рассказывает, о практическом применении педагогических технологий и формах работы позволяющих развивать одаренность. Особое внимание в статье обращено прежде всего на одну из приоритетных задач современного образования - выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Для решения данной задачи необходимо создать условия, развивающую среду, новые модели образовательного пространства. Автором предложены педагогические технологии реализуемые на основе системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения.


Ключевые слова: «Педагогические технологии, одаренность, одаренные дети, природный дар, образовательная среда, образовательный маршрут, развитие способностей учащихся, интеллектуальные компетенции»

В концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов сказано, что «Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи». Таким образом, одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Это вызывает необходимость поиска и разработки новых моделей образовательных пространств, обеспечивающих создание условий для сохранения, развития и приумножения природных способностей, формирования интеллектуальной компетенции школьников, а также внедрения современных технологий обучения, воспитания и поддержки одаренных детей. [1, с.26]

Одаренность учёными рассматривается как природный дар, склонность к творчеству, наличие способностей интеллектуальных возможностей для достижения детьми высоких образовательных результатов и социальной активности. [2, с.10] Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [3, с 67]

Для развития и проявления способностей учащихся необходимо создать условия, развивающую среду, в которых у ребенка появляется потребность в движении именно в том направлении, которое эта среда задает. Современные образовательные технологии позволяют сделать обучение более актуальным, интересным, открытым, значимым, дают возможность интенсировать деятельность учителя и школьников, повышать качество обучения.

Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке. По моему мнению, создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника с пятого класса. Чтобы достичь этой цели, необходимо реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизировать их интеллектуальные качества, а так же, создавать оптимальные условия для поддержки и развития одаренных детей.

Основными целями моей педагогической деятельности с одаренными детьми являются: выявление и поддержка наиболее способных учеников средних и старших классов, обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания по истории и обществознанию в условиях современных меняющихся требований, совершенствование методического обеспечения, разработка и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов и технологий. Я развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. Применяю на уроках различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности.

Начиная с пятого класса, применяю технологию дифференцированного обучения, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подбор заданий соответствующих его способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора в выполнении разных заданий повышает самостоятельность учащихся, помогает развить личность ученика с учетом его способностей, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности.

В своей работе использую информационно-коммуникативные технологии. Использование компьютерной техники возможно на каждом этапе урока: при объяснении нового материала учитель координирует и направляет урок в нужное русло, а «рассказывает» материал компьютер. С учетом индивидуальных особенностей материал на одну и ту же тему может быть представлен с различным уровнем сложности. Преимущество имеет тот факт, что такое обучение интерактивно (диалог, лекция – беседа, тест, др.). Восприятие материала идёт по всем каналам «текст – звук – видео – цвет».

Сегодня, учителю предоставлена уникальная возможность систематически использовать  в работе информационные ресурсы, интерактивные карты, тренажёры, видеофрагменты, графики и  создавать авторские компьютерные игры по предметам.  Все это даёт учителю новые возможности для развития одаренности и творчества учеников  и  помогает поднять образование на более высокую качественную ступень. Уроки с применением информационных технологий не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.    

Технология проектного обучения предполагает сотрудничество учителя и ученика. Опираясь на помощь учителя ученик самостоятельно организует процесс поиска информации, создает собственный, творческий продукт. Учитель берет на себя роль тьютера, наставника, помогает осуществлять исследование, является инициатором интересных начинаний идей. Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Выполненные работы приносит учащимся радость, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личности, дает возможность пропустить полученную информацию через свой внутренний мир, учит сочувствовать, сопереживать, воспитывает человека, гражданина, патриота, помогает раскрыться всем участникам. Каждый ребенок выбирает свою тему и выполняет проект по мере своих сил и возможностей, при этом получая помощь и одобрение своего педагога и одноклассников. Ребенок чувствует себя нужным и востребованным.

Широко использую технологию критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн, толстые и тонкие вопросы.

Успешно применяется технология исследования. Учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами  исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.  При организации уроков с элементами исследований я, а затем и учащиеся используют мультимедийные учебники, помогающие просмотреть схемы, иллюстрации, видеофрагменты, документы, персоналии, термины и соединить отобранные иллюстрации с текстом. Это позволяет организовать исследовательскую и творческую деятельность учеников при изучении курса истории России.  В результате систематической работы по проектно – исследовательской деятельности ученики могут самостоятельно проводить исследования, оформлять и защищать учебные и творческие проекты, решать познавательные задачи на высоком творческом уровне. У школьников формируется положительная мотивация к самостоятельной, творческой, исследовательской работе,  интеллектуальная  инициатива и  аналитический подход к собственной деятельности.

Формирование ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способствует вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Следовательно, применение современных образовательных технологий в обучении позволяет сохранить интерес у учащихся к изучению предмета на протяжении всех лет обучения и развить одаренность.  

Большое значение при работе с одаренными детьми приобретает внеурочная деятельность.  Подготовка к участию одарённых детей в различных творческих инициативах разного уровня: олимпиады, конференции, дебаты, интеллектуальные игры и т.д. Внедрение  во внеурочной деятельности Интернет-ресурсов, расширяющих возможности участия школьников во Всероссийских и международных проектах, фестивалях, конкурсах, марафонах. Результаты накопленного опыта работы с одаренными детьми представлены достижениями моих учеников. Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов, проектов, конференций различного уровня.

Представленные формы организации обучения с одаренными детьми позволяют видеть системность учебной деятельности, выстраивать образовательный маршрут. Работа из года в год с детьми разных способностей дает положительные результаты не только в предметных и метапредметных достижениях.

Федеральные Государственные стандарты образования второго поколения через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяют возможности организации работы с одаренными детьми. Но возможности эти будут реализованы только благодаря педагогическому мастерству учителя, когда руководят этим непростым процессом становления юных дарований одаренные взрослые – педагоги, которые в каждом ребенке смогут увидеть и развить его одаренность. [4, с 56]


Список литературы:

1. Зайцева, Н. В. Перспективные направления поддержки одаренных детей / // Народное образование № 3. - С. 26-28.

2. Богоявленская Д. Б. «Психология одаренности: понятие, виды, проблемы». Вып. 1 – М.: МИОО, 2005. С. 10.

3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. С.67.

4. Луканина. М. Г. Качества талантливого учителя / // Стандарты и мониторинг в образовании № 3 - С. 56-57