СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные подходы к организации двигательной активности детей вне организованной учебной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные подходы к развитию двигательной деятельности

Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к организации двигательной активности детей вне организованной учебной деятельности»»

ТЕМА: «Современные подходы к организации двигательной активности детей вне организованной учебной деятельности»

Слайд 1-2

Видеть красивого, умного и здорового ребёнка - желание каждого, кто находиться с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребёнком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надёжного помощника.  Названия ему – движение.

В концепции дошкольного воспитания сказано о том, что именно «в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни».

Нельзя не вспомнить слова профессора Г. Сигериста: «Здоровье – не значит просто отсутствие болезней; это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Замечательные слова подтверждают то, что нельзя определить здоровье ребенка только измерением его роста и веса, или количеством дней, пропущенных по болезни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждой дошкольной организации.

Слайд 3-11

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться высокого уровня здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. В решение данной задачи участвует весь медико-педагогический коллектив ДО.

Слайд 12

Существуют разные формы организации физического воспитания, но в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольной организации прочное место занимают:

физкультурный досуг;

физкультурные праздники;

дни здоровья.

недели здоровья

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива детского сада и семьи.



Физкультурно-спортивный празд­ник.

Физкультурно-спортивный празд­ник, одна из форм активного отды­ха детей, включает раз­нообразные виды физических упражне­ний (это гимнастика, подвижные и спортив­ные игры, спортивные упражнения) пре­имущественно на открытом воздухе в со­четании с элементами драматизации, хо­реографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вы­звать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» в болезнь (В.Л. Страковская). Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются спон­танными комичными ситуациями, вызы­вают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает пра­здник незаменимым средством профи­лактики и даже лечения различных нару­шений в состоянии здоровья. Давно изве­стно (В.В. Динейка), что хорошее настрое­ние, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.

При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети полу­чают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творче­ство, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, составля­ющие основное содержание любого физкультурно-спортивного праздника, в боль­шей степени, чем другие формы организа­ции двигательной деятельности, адекватны потребностям ребенка в движении и спо­собствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быст­роты, координации движений, важнейших морально-волевых и дружеских качеств.

Процесс подготовки к празднику спла­чивает детский коллектив, детей и взрос­лых (педагогов и родителей) единством цели и общими задачами. Позиция воспи­тателей, инструктора по физвоспитанию, родителей во многом определяет отноше­ние детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жиз­ни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упраж­нения, подвижны, легки на подъем, это яв­ляется «благодатной почвой, на которой взойдут добрые всходы» - крепкие, здоро­вые, любящие физкультуру дети.

Анализ научно-методической литера­туры и опыт организации физкультурно-спортивных праздников с дошкольника­ми, в том числе собственный, позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.

В ходе любого праздника осуществляет­ся комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится глав­ная задача, в соответствии с которой под­бирают тематику и содержание, определя­ют методы и приемы работы.

Слайд №13

По домини­рующей задаче мы считаем целесообраз­ным выделить следующие праздники.

1.Формировать здоровый образ жизни. 

Это тематические праздники типа «Солн­це, воздух и вода - наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Приключения Не-Болейки», «В гостях у Айболита» и т.п. Пра­вильно подобранные тематические по­движные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здо­ровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) поз­воляют формировать положительное от­ношение к закаливанию, физкультуре, ги­гиеническим процедурам, режиму дня.

2.Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным дости­жениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. 

Характерными осо­бенностями этих праздников является включение в их программу игр с элемента­ми командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материа­ла, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпий­ском движении, о спортсменах и т.п. Тематика таких праздников разнооб­разна: «Олимпийцы среди нас», «Путеше­ствие в Спортландию», «Веселые старты».

3. Позабавить детей, доставить им удовольствие. 

Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совме­стной с взрослыми деятельности, музы­кального сопровождения, забавных атри­бутов и т.п.

4. Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способно­сти. 

Хорошо продуманная мотивация дей­ствий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закал­ки), взаимосвязанные задания-испытания делают этот праздник весьма привлека­тельным для детей 6-7 лет. Их деятель­ность в этом случае менее регламентиро­вана: они сами находят выход из критичес­кой ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрприза­ми погоды. Тематика определяется интере­сами детей и   возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».

5. Демонстрировать спортивные до­стижения. Такой праздник обычно сов­мещается с итоговыми событиями в жиз­ни детей: окончание учебного года, вы­пуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») - или сезонными измене­ниями: конец зимы, лета («Лыжные сорев­нования», «Велосипедные гонки»)

6. Воспитывать интерес к народным традициям. 

Эти фольклорные по темати­ке и содержанию праздники проводятся в соответствии с народным календарем (Масленица, Наурыз). Они составляются на доступном детям ма­териале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибу­тов национальной одежды, инвентаря.

7. Формировать познавательную ак­тивность.

 Цель - расширять и система­тизировать знания в области экологии, ге­ографии, астрономии, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В та­кие праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения): викторины, отгадывание загадок. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической ката­строфы; как наладить контакт с внезем­ными цивилизациями; как освоить пра­вила безопасной жизнедеятельности. Пу­тешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементар­ные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.

8. Воспитывать нравственные качест­ва. 

Такие праздники особенно значимы, создаются благоприятные условия для формирования дружеских вза­имоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая дея­тельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуа­ции, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду ге­рою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обыч­но на две и более команд (моряки-путеше­ственники и аборигены, земляне и при­шельцы, люди, животные и птицы) и вклю­чаются в совместную борьбу с общими вра­гами (зло, страхи, жестокость, зависть).

Это мы с Вами определились с определением праздников по домини­рующей задаче. 

Слайд №14

По  двигательному  содержанию праздники делятся следующим образом.

  1. Комбинированный. Строится на осно­ве сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражне­ний. Его преимуществом является воз­можность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с эле­ментами спорта, а младших и средних до­школьников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.



  1. На основе спортивных игр (проведе­ние между параллельными группами чем­пионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хоро­шо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные вы­ступления девочек и игры для болельщи­ков. Если уровень двигательной подготов­ленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревно­ваний между командами на скорость и ка­чество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать тен­нисный мяч на ракетке; забить волан ра­кеткой в круг и т.п.). Можно также вклю­чить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллек­тивных соревнований.



  1. На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, ката­ние на санках зимой или катание на вело­сипеде, роликах, самокатах летом). В со­держание праздника могут быть включе­ны спортивные упражнения одного вида (например, плавание).



  1. На основе подвижных игр, аттрак­ционов, забав. Это наиболее распростра­ненный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально обору­дованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно при­влечь детей всех возрастов и взрослых.



  1. Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы позна­вательной, изобразительной деятельнос­ти, театра и т.п.

Слайд №15

По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности.

•  Игровые  (проводятся с детьми всех возрастов).

• Соревновательные  (проводятся с деть­ми 5-7 лет). Участники двух и более ко­манд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реаль­ным или воображаемым персонажем.

• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражне­ния связываются единой темой и идеей.

•  Творческие.  Их цель - формирование творческой активности, умения самостоя­тельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поис­ковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требу­ет от взрослого высокого профессионализ­ма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные вариан­ты выхода из предлагаемой ситуации, что­бы дети почувствовали себя ответственны­ми за ход и результаты своих действий.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что классификация празд­ников в соответствии с методом доста­точно условна: в любом из них использу­ется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использо­вании какого-либо метода.

Слайд №15

По месту проведения праздники де­лятся так:

• на спортивной площадке или стадионе;

• в природных условиях (у водо­ема, в парке);

• в спортивном зале;

• в бассейне.

По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать сле­дующим образом.

•  Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как пра­вило, строится на подвижных играх, ат­тракционах и забавах, в которых (пооче­редно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массо­вых играх, хороводах и танцах одновре­менно принимают участие все желающие.

• Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возрас­та или близких по возрасту. Если он стро­ится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками яв­ляются дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сю­жетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет.

• Праздник можно провести как весе­лое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и се­стры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, в которые включаются дети 2-3 лет (задание — проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание - как можно быстрее одеть своего внука).

Классификация праздников по ха­рактеру используемого оборудова­ния, инвентаря, пособий весьма услов­на: если оснащенность детского сада физкультурным, спортивным и игро­вым инвентарем недостаточна, это не повод, чтобы лишать детей празд­ника - указанному оборудованию можно найти адекватную замену.

1. С применением спортивного, физкуль­турного и туристического инвентаря. 

2. С использованием природного мате­риала (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камуш­ки, пеньки, бревна и т.п. - в зависимости от сезона и природного окружения).

3. С использованием  инвентаря сделанного своими руками или приспособленного инвентаряВ ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая ве­ревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бу­тылки, наполненные песком, и т.п.

4. С сюжетными игрушками и игровы­ми пособиями для детей младшего возра­ста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).

Классификация праздников в зави­симости от сезона традиционна.

Это четыре сезонных праздника.

Методика организации любого празд­ника - достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, прове­дения и подведения итогов.  

Подготовка к празднику - это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкально­го сопровождения, оформление площад­ки или зала, подготовка спортивной фор­мы, эмблем, приглашений и т.п. Возглав­лять подготовительную работу может ин­структор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сест­ры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от се­зона, возраста участвующих, наличия ин­вентаря, интересов детей.

Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети раз­ного возраста и взрослые, то длитель­ность участия детей определяется их пси­хическими и физическими возможностя­ми. Однако в любом случае праздник не должен длиться более полутора часов, иначе на­ступает утомление, снижающее интерес к происходящему.


Судейство.
Особое внимание уделяется подготовке судий. В сосав судейской коллегии входят: директор, методист, воспитатели групп, принимающих участие в празднике, родители, проявляющие заинтересованность в участии в празднике. На совете судейской коллегии, совещании, следует обсудить требования к выполнению различных номеров празднике, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников праздника.

При составлении плана-сценария пра­здника необходимо

• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;

•  предусмотреть чередование игр и со­ревнований с высокой физической нагруз­кой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

•  чередовать массовые и индивидуаль­ные игры и задания (если это возможно);

•  предусмотреть участие и оценку дея­тельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возмож­ностей;

• сочетать знакомые детям и вызываю­щие у них положительное эмоциональ­ное состояние игры, задания с включени­ем новых атрибутов, музыки, персонажей.

Наиболее интересной частью подгото­вительного этапа  является изготовление атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласитель­ных билетов для болельщиков и родст­венников. Такая работа вполне по силам старшим дошкольникам под руководст­вом взрослого. Заметим, что необязатель­но приобретать дорогостоящие призы: ребенку важны не стоимость, а любовь и внимание, которые ему оказаны. Поэтому взрослые должны прежде всего знать ин­дивидуальные особенности каждого уча­стника, чтобы приз стал для него действи­тельно ценным.

...В детском саду был запланирован пра­здник «Космические путешествия». Средств для покупки призов не оказалось. Взрослые долго думали, что подарить де­тям, которые должны были «вернуться из длительного путешествия к планетам Сол­нечной системы». И... набрали разноцвет­ных камешков, отмыли, отшлифовали и нарисовали на них краской затейливые иероглифы. Каково же было изумление детей, которые обнаружили в своей обуви камушки «неземного происхождения» - подарки от жителей другой цивилиза­ции... Ценным в воспитательном отноше­нии являются призы-сюрпризы, изготов­ленные детьми для команды-соперницы. Это могут быть рисунки, поделки из при­родного и бросового материала и т.п.

Для массовых праздников можно сде­лать простые, но симпатичные сувениры (воздушный шарик, яблоко, шоколадная медалька и т.п.). Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден незави­симо от места, которое он занял.

Особое внимание нужно уделить под­бору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмо­циональный настрой, помогает синхрон­ному выполнению физических упражне­ний, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмичес­кой или утренней гимнастики) и музы­кальные заставки, фоновую музыку для ат­тракционов, сюрпризных моментов, на­граждения и т.д.

Сценарии праздников обычно предус­матривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Есте­ственно, здесь без подготовки не обой­тись. Однако следует отказаться от репе­тиций, муштры и натаскивающих тре­нировок! Помните, что праздник органи­зуется для детей, а не зрителей и гостей. Поэтому на нем уместны экспромт, живое, непринужденное общение, а не прорабо­танный и заученный по сценарию диалог с заранее выученными ответами детей. Аб­солютно неприемлемы репетиции сюр­призных моментов в присутствии участ­ников праздника. Отсутствие таинства, чу­да, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным меро­приятием с заранее известным концом.

Проведение праздника необходимо по­ручить ведущему, обладающему личност­ными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказы­вает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприя­тия и регулировать физическую, психиче­скую и эмоциональную нагрузку. Жела­тельно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выпол­нить то или иное упражнение.

Облегчить задачу проведения праздни­ка можно, включив в сценарий двух веду­щих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиден­ная ситуация.

В назначенный для проведения празд­ника день с утра уже должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вмес­те с воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной работы: кто-то разносит пригла­сительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гир­лянды, шары, устанавливает табло... Про­фессионализм организаторов заключает­ся и в том, чтобы вовлечь в процесс подго­товки праздника всех, не пресекать ини­циативу детей, а предоставить им возмож­ность ощутить себя полноправными хозя­евами мероприятия.

Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно раз­делить на три части.

Первая: вводная - часть может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажи­ганием олимпийского факела, здесь подразумевается «искусственный огонь». Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участни­ков и болельщиков, включая взрослых; нео­жиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех при­нять участие в массовых играх, аттракцио­нах и потехах. Зимой праздник можно на­чать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть на­чало праздников-игр в спасателей, путеше­ственников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей. Вариантов много...

Основная часть праздника, направлен­ная на решение его главной задачи, напол­няется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сце­нарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходи­мо продумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешитель­ные остаются не у дел. В этом случае мож­но сделать так: каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т.п.); в ходе празд­ника ведущий приглашает к участию в ка­кой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, а к участию в со­ревновании «Прыгуны» тех детей, у кото­рых билет в форме зайца. Раздавать биле­ты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал себя лишним. Так, если мальчику достался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это уп­ражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой или про­сто откажется от участия. Поэтому заранее нужно решить, кому, какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций.

Если праздник носит массовый харак­тер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые помогут рас­ставлять и убирать инвентарь, обеспечи­вать музыкальное сопровождение, вру­чать подарки.

На празднике с ярко выраженной со­ревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление от­дельных участников или команд. Для это­го заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещает­ся табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетболь­ные корзины, в которые забрасывают мя­чи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраи­вание башни из строительного материа­ла: чья башня выше, тот и победил и т.п.

Подводить итоги необходимо и по хо­ду, и в конце праздника. После каждой иг­ры-эстафеты, соревнования ведущий мо­жет сам подвести итог и оценить физиче­ские и морально-волевые качества ко­манд в целом и отдельных игроков. Пре­доставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превра­щать праздник в сплошные выступления взрослых.

Ведущему нужно быть весьма деликат­ным при подведении итогов: дети ранимы, они не могут адекватно оценить свои спо­собности и болезненно переживают не­удачи. Поэтому необходимо, во-первых, правильно сформировать команды: они должны быть приблизительно одинаковы по силам и с равным количеством мальчи­ков и девочек; во-вторых, тактично гово­рить о победах и поражениях, поддержи­вать в детях дух оптимизма, уверенность. В конце праздника можно запланировать такую игру, в которой победа проигрыва­ющей команды гарантирована. Например, ведущий предлагает обеим командам по­движную игру «Ловишка». Догоняя детей, он осаливает только игроков из побеждающей команды. Это помогает с нивелировать явное преимущество одной из ко­манд. В результате к концу праздника «по­беждает дружба»! Организаторы могут ис­пользовать другой способ выравнивания результатов: одна команда награждается в номинации «Самая ловкая и быстрая», дру­гая - «Самая дружная и веселая».

Кульминацией любого праздника явля­ется сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зави­сят от возраста участников и вида праздни­ка. Чаще всего в качестве сюрпризного мо­мента используются неожиданное появле­ние сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротень­кого представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столк­нулись, научить их заниматься физкульту­рой. В любом случае представление долж­но быть зрелищным и веселым и сопро­вождаться музыкой, необычными звуками (так, свист извещает о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт - тройки). Ес­ли праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (освещение места появления героя фонарями и т.п.).

В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) организо­вать массовый танец.

Награждение должно проходить тор­жественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом по­четном месте в группе (спортивный уго­лок, информационный стенд для родите­лей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуй­те родителям найти в детской комнате ме­сто (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисун­ки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достиже­ниям в спорте, что является одним из важ­нейших условий формирования мотива­ции здорового образа жизни.

Как показывает практика, наиболее правильной является оценка достижений детей не по бальной системе, а по качеству выполнения разнообразных двигательных действий, включенных в программу праздника, а также проявлению физических качеств быстроты, ловкости, хорошей координации движений и ориентировки в пространстве. Члены судейской коллегии должны быть внимательными, доброжелательными, объективными. При подведении итогов. Анализе достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх, эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми. Важно заботиться о поддержание дружеских отношений в коллективе, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательного отношения к товарищу, зазнайства.


ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ

Физкультурный досуг нацелен не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Здесь не требуется специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях.

Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Не следует проводить физкультурные досуги в дни, отведенные для физкультурных занятий

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.

Слайд № 16-17

Первый вариант.

Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности, такие как «Море волнуется», «Сделай так», «Ровным кругом», «Ручеёк», «Светофор». В таких играх детям предоставляется возможность проявить свой замысел фантазию. Затем дети участвуют в разных аттракционах, выполняют двигательные задания в игровой форме. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры - упражнения на равновесие. «Пройди, не упади», на внимание «Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры - упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня». Вначале одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в качестве болельщиков. После двигательных заданий подгруппы меняются местами. После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры - соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету), «Кто быстрее допрыгает с зажатыми между стопами мячом», «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната». В конце с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности, такие как «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», разные народные игры.

Слайд № 18-19

Второй вариант.

Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесь также необходим индивидуально - дифференцированный подход. Так, детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовленностью предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой. К этим детям предъявляются более строгие требования по качеству выполнения задания. Детям с низким уровнем двигательной активностью и с отставанием в развитии моторики рекомендуем давать более простые задания с постепенным увеличением физической нагрузки.

Слайд № 20-21

Третий вариант.

Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу организации также должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Первая подгруппа детей (с высокой двигательной активностью) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений, такие как езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой», по узкой дорожке с изменением темпа катания. Вторая подгруппа детей (с низкой двигательной активностью) выполняет задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции, такие как езда на велосипеде по прямой с разной скоростью.

Слайд № 22-23

Четвертый вариант.

Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх - эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузках. Для первой подгруппы (с высокой двигательной активностью) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, игра-эстафета «Построй эстафету». Второй подгруппе (с низкой двигательной активностью) предлагается более простая эстафета - «Кто быстрее прокатит мяч». Игры - эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо сделать небольшой перерыв (5-7 минут). В это время можно предложить детям вспомнить считалочки, загадки, пословицы.

Слайд № 24-25

Пятый вариант.

Физкультурный досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение музыкальный слух. Вначале дети под музыку выполняют произвольные движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами). Воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить даже целую танцевальную команду. После 10-15 минут занятий звучит музыкальный сигнал, дети убирают все пособия на место и встают в большой круг. В центре круга стоит воспитатель (ведущий) с мячом, называет кого-либо из детей по имени и бросает ему мяч. Если ребёнок поймал мяч, то он встает в центр круга и становится ведущим. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети сидят или лежат на полу и слушают музыку. После прослушивания (через 2-3 минуты) воспитатель предлагает детям придумать композицию, разные произвольные движения под музыку. Можно предложить детям фрагмент из разученного на занятиях музыкально- ритмического комплекса («танец петушков», «пингвинов», «медвежат»). Успех проведения такого варианта физкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной и физкультурной работы.

Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

Физкультурный досуг проводится во второй половине дня 1 раз в месяц в течение 15-20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательные сюжеты, например: «Поездка в лес», «У нас в гостях», «Петрушка». Основное время досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.

Средняя группа

Физкультурный досуг проводится 1 раза в 2 месяца во второй половине дня. Длительность его 20 минут. В летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогом работы за прошедший месяц. С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которые чередуются с простейшими элементами акробатики, длительностью 2 - 2,5 минут.

Старшая группа

В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки. Требование ко времени физкультурного досуга: длительность – 30 минут, 1 раз в месяц. Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения. Вначале одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в качестве болельщиков. После двигательных заданий подгруппы меняются местами. После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры - соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету), «Кто быстрее допрыгает с зажатыми между стопами мячом», «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната». В конце с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности, такие как «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», разные народные игры.



Организация Дня здоровья в детском саду

Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы являются дни здоровья.

Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое - вся жизнь детей выносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям  и родителям предлагают выполнить различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте, медицине, питании, надувание шариков и т. д.

Утренняя гимнастика проводится для всего детского сада.

Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В нее включаются простейшие туристские походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и т.д. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему, повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг. 

Содержание того и другого составляют знакомые, в основном подвижные игры и физические упражнения, известные детям и обновленные путем введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации. Подготовка к празднику дня здоровья начинается и ведется планомерно.

Ее осуществляют педагогический коллектив детского сада, родители. Активными участниками подготовки к празднику должны быть дети старших групп.

Даже меню составляется особенное, и педагоги обязательно обращают внимание детей на полезные свойства тех или иных продуктов.

Большое оживление в программу дня здоровья вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента. В заключение подводятся итоги. Проводятся символическое награждение детей от сказочных персонажей, общий хоровод, танцы.

В день праздника Дня здоровья красочное, соответствующее тематике оформление мест для проведения игр, соревнований должно вызывать у детей

радостное ожидание. Не следует допускать нарушения режима жизни детей!

На протяжении всего праздника Дня здоровья необходимо максимально активизировать каждого его участника, уместно использовать для этого юмор, шутку.

Во время дней здоровья создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.

Важной частью работы является привлечение родителей, развитие их интереса к физической культуре и оздоровлению детей. Для реализации этой задачи необходимо использовать все разнообразие форм работы с семьей:

1. Совместные развлечения «Папа, мама и Я – спортивная семья».

2. Разнообразные консультации в родительском уголке.

3. Игры и упражнения в утренний и вечерний период.

4. Приглашение родителей поучаствовать в прогулке или любом развлекательном мероприятии в течение дня.

5. Как вариант завершения Дня здоровья может быть игровая программа.

Модель проведения Дня Здоровья

1.Красочное объявление с приглашением принять участие детей и родителей.

2.Утренний приём детей на улице со сказочными героями (Мальвиной, Доктором Градусником, клоунами Грязнулькиным и Гантелькиным).

3.Проведение спортивных, подвижных игр, конкурсов «вопрос-ответ», загадывание загадок.

4.Утренняя гимнастика на свежем воздухе, знакомство с планом дня (раздать карты, схемы и т.д.)

5.Режимные моменты (завтрак, обед, умывание и т.д.) со сказочными героями (беседы, загадки, потешки, поговорки на темы гигиены, питания).

6.Рисование на тему «Наше здоровье».

7.Просмотр мультфильмов, видеозаписей спортивных состязаний в детском саду и т.д.

8.Спортивные досуги, развлечения

9.В свободное время в группах: беседы, чтение, рассматривание иллюстраций по теме.

На прогулке:

10.Туристический поход, поездка на природу.

11.Праздник эстафет «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!»

12.Пешеходный переход по карте-схеме (к достопримечательностям города или поиск «клада»).

13.Выполнение заданий по схемам.

14.Общая игра со станциями «Собери картинку» с участием специалистов детского сада, где каждый отвечает за определенную станцию, дает задание и после выполнения вручает фрагмент разрезной картинки.

15.Общий спортивный праздник «Мы со спортом крепко дружим».

После сна:

17.Гимнастика после сна с любимыми героями.

18.Изготовление книжек-малышек.

19. Посещение выставки рисунков, семейных газет, плакатов на тему дня.

20. Совместное развлечение с родителями

21. Вручение грамот за участие в конкурсе газет и листовок.

22. Посадка ранних семян (если это весной) в огороде «Братца Кролика».

23. Игры-эстафеты, спортивные игры на воздухе.

24. Праздничное меню на весь день.

 

 Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью в нашем детском саду мы предусматриваем такую организацию двигательной активности, при которой необходимо учитывать  психологические особенности конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений, при этом используя различные формы работы и организации детей. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях спо­собствует формированию у детей хорошего телосложения, профи­лактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.



 

 



























Список используемой литературы:

1. Глазырина Л.Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» – М: Владос, 2001г.

2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Лысова В. Я., Яковлева Л.А. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000.

4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. М.: -Издательский центр «Академия», 1987.

5. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

6.  Веселая З.А. Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1998.-58 с., ил.

7. Должиков И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском саду. М.: Айрис-Пресс. 2005.-138 с.

8.     Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: «Просвещение». 1995.-130 с.

9. Лескова Т.П. Организация досугов детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение». 1983.- 187 с.

10. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. М.: Аркти. 2000.-69 с.

11. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения на воздухе. М.: «Просвещение». 1981.-190 с., ил.

12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр «Академия». 2001.-368 с.