МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №14
ДОКЛАД
Тема: «Современные средства оценивания образовательных результатов младших школьников»
Выполнил:
учитель начальных классов
Петрова М. С.
г.о. Жуковский Московской области
2021 г.
Современные средства оценивания образовательных результатов младших школьников
Любая деятельность человека, для его совершенствования, нуждается в оценке. Оценивание является одним из важнейших компонентов обучения. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности.
Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отметки учащихся фиксируются в школьной документации. Главная задача оценки - установить объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке.
Основные функции контроля и оценки:
Образовательная функция:
уметь сравнивать ожидаемый результат обучения с действительным;
применять знания в нестандартных ситуациях;
выбирать целесообразные средства для выполнения учебной задачи.
Воспитательная функция:
формировать положительную мотивацию учения;
преодоление заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Социальная функция:
проверять соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном;
оценкой выражать реакцию на степень и качество соответствия стандартам;
прогнозировать направления развития образования;
вносить необходимые корректировки;
оказывать необходимую помощь, как ученику, так и учителю.
Эмоциональная функция:
создавать благоприятный эмоциональный фон;
вызывать соответствующую реакцию ученика.
Информационная функция:
анализировать причины неудачных результатов и намечать конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления:
проводить самоконтроль, анализ своей деятельности;
адекватно принимать оценку учителя.
Для осуществления оценивания используются количественные и качественные показатели:
1. Количественные показатели:
2. Качественные показатели:
ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.
К основным результатам образования стандарт относит:
формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний;
воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальный прогресс развития личности.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:
Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные);
Современные средства оценивания результатов:
ПОРТФОЛИО
МОНИТОРИНГ
ТЕСТИРОВАНИЕ
КОНТРОЛЬ
БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА
ВПР (всероссийская проверочная работа)
МОНИТОРИНГ
Мониторинг - это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека.
Педагогический мониторинг- это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
Выделяют три формы мониторинга:
Экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностика осуществляется в течение всего времени обучения, по ее результатам вносятся коррективы в учебно-познавательную деятельность.
Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника, помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включающая диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.
КОНТРОЛЬ
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Функции контроля:
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Виды контроля:
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);
2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).
Формы контроля:
1) индивидуальный; 2) групповой; 3) фронтальный; 4) парный.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Тест - это инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Виды тестирования :
формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;
тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.
РЕЙТИНГ
Рейтинговая система оценивания – это оценивание знаний учащихся по количеству набранных баллов, которая присваивает персональный рейтинг каждому учащемуся по любой учебной дисциплине и внеурочной деятельности.
Задачи рейтинга:
учитывать успеваемость учащихся по контрольным мероприятиям, активизируя самостоятельность его работы;
использовать бальную шкалу оценок, что позволяет более точно оценить знания обучающегося;
мотивировать учащихся на более качественную самостоятельную работу (дополнительный материал к урокам, участие в олимпиадах, во внеурочной и научно-исследовательской работе);
развивать интерес к изучаемому предмету;
психологически перевести учеников из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников образовательного процесса.
Компоненты рейтинговой оценки:
устные ответы обучающегося;
выполнение домашней работы обучающегося;
контрольные работы и самостоятельные работы;
рефераты, доклады, сообщения;
участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах.
ВПР – Всероссийская проверочная работа обучающихся 4 класса.
При проведении аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта начального общего образования выпускниками 4 классов.
ПОРТФОЛИО
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенных периодов его обучения. Учитывает результаты достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности (учебная, творческая, социальная,коммуникативная и др.).
Цель: доказательство прогресса по результатам, по приложенным усилиям по
учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Разделы портфолио:
портфолио документов;
портфолио работ;
портфолио отзывов.
ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ
Портфель сертифицированных индивидуальных образовательных документов: сертификаты соревнований, сертификаты конкурсов, индивидуальные листы достижений, сертификаты олимпиад, сертификаты тестирования, документы об окончании музыкальной или художественной школы, документы об участии в научно-исследовательских работах.
ПОРТФОЛИО РАБОТ
Портфель различных творческих и проектных работ: описание основных форм и направлений учебной и творческой активности, статьи, фотографии, стихи, поделки, тексты викторин, сочинения, рассказы, исследовательские проекты, музыкальные произведения.
ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ
Характеристики отношения школьника к различным видам деятельности представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами доп.образования, резюме, эссе, отзывы, рецензии, рекомендательные письма.
ЛИСТЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по ФГОС
Система оценивания в школе позволяет:
устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения;
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В современной начальной школе оценивание учебных достижений каждого ученика должно быть направлено на личностный рост и развитие.
Список литературы:
1. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – Москва: Дом педагогики, 2008. – 216 с.
2. Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения, уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
3. Калинина, Н.В., Прохорова, С.Ю., Горбылева, А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе / Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я. Горбылева. – Москва: Аркти. 2006. – 211 с.
4. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание/Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 131 с.
5.Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2007. −192с