Государственное казённое учреждение
общеобразовательной организации
Запорожской области
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Мелитополь
Современные требования к оформлению школьной документации
Директор Леонов А.С.
2023
Школьная документация - это количественная и качественная характеристика состояния учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательным учреждением. Повышение уровня руководства образовательного учреждения во многом зависит от правильного ведения школьной документации, современной обработки первичной информации, упрощение учета, соблюдение принципов доступности и сопоставимости учетных данных.
В перечень школьной документации входят:
- алфавитная книга записи обучающихся.
- личные дела обучающихся;
- классные журналы;
- журналы элективных курсов и элективных учебных предметов, факультативных занятий, кружковой работы;
- рабочие программы по предметам;
- книга протоколов педагогического совета школы;
- книги приказов;
- книга учета личного состава педагогических работников;
- книга учета бланков и выдачи аттестатов об основном общем образовании
- дневники обучающихся;
- тетради обучающихся;
и т.д.
Кроме этого, в делах школы хранятся журнал проверок, инспекторские акты, докладные записки, справки, документы о выпускных экзаменах (протоколы экзаменов за курс основной общей и средней (полной) общей школы, ведомости годовых, экзаменационных и итоговых оценок).
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает Положение о ведении школьной документации в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом ОУ, Коллективным договором, Правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. Положение устанавливает единые требования к школьной документации вообще, порядок составления и оформления документации, устанавливает сроки хранения документов. Также оформление школьной документации регламентируется следующими законодательными актами:
- Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны администрации школы. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце журнала.
- Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение образовательных программ (теоретической и практической части).
- Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.
- Приказ Министерства Просвещения СССР от 8.12.1986г. №241 «Об утверждении и введении в действие Положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, физическая культура, технология, информатика) и способы фиксации его в классном журнале.
- Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64).
Школьные документы должны оформляться своевременно, четко, разборчиво, без подчисток, помарок, вызывающих сомнения в правильности внесенных данных. Записи в документах ведутся ручкой одного цвета (синей шариковой) или в напечатанном виде. Ошибка, допущенная в тексте или цифровых данных документа, исправляется следующим образом: ошибочные слова или цифры зачеркиваются так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, а сверху пишутся уточненные данные. Все внесенные исправления должны быть оговорены и заверены подписями лиц, оформивших документ. За достоверность сведений, содержащихся в документах, и доброкачественное их оформление несут ответственность лица, подписавшие документ.
Алфавитная книга записи обучающихся.
В книгу записываются все учащиеся школы. Ежегодно в нее заносятся сведения об обучающихся нового приема. Обучающиеся в список заносятся в алфавитном порядке, независимо от классов, в которых они учатся. Для каждой буквы алфавита отводятся отдельные страницы, и по каждой букве ведется своя порядковая нумерация. Порядковый номер записи обучающегося в книге является одновременно номером его личного дела.
Выбывшими следует считать обучающихся, прекративших посещение школы вследствие перемены места жительства, перешедших в другую школу или иное учебное заведение, исключенных из школы, а также окончивших школу. Временное прекращение учебных занятий (например, по болезни) в алфавитной книге не отмечается. Выбытие обучающегося и окончание им школы оформляются приказом директора с указанием причины выбытия; одновременно в графе 12 алфавитной книги заносятся номер и дата приказа, а в графе 14 точно указывается причина выбытия. Если ранее выбывший из школы обучающийся, уход которого оформлен приказом, снова возвратится в нее, то данные о нем записываются как на вновь поступившего.
При использовании всех страниц алфавитной книги на ту или иную букву продолжение записей производится в новой книге в порядке последующих номеров по каждой букве.
Исправления в книге скрепляются подписью директора школы.
Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется подписью директора и печатью школы.
Личные дела обучающихся
Личные дела обучающихся заводятся классным руководителем по поступлению в 1 класс на основании личного заявления родителей.
Для оформления личного дела должны быть представлены следующие документы:
- копия свидетельства о рождении;
- паспорт семьи;
- справка о составе семьи и о регистрации ребенка по месту жительства;
- заявление родителей с указанием, что родители ознакомлены с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Учреждении;
- договор о предоставлении общего образования
Для поступления во 2-9-ые классы предоставляются документы, перечисленные выше; для обучающихся, достигших возраста 14 лет, обязательным является предоставление копии паспорта.
Основанием для издания приказа «О зачислении» служит заявление родителей.
Для поступления в 10 - й класс предоставляются следующие документы:
- личное заявление учащихся;
- аттестат об основном общем образовании;
- копия паспорта учащегося.
Личное дело ведется на всем протяжении обучения школьников.
Личное дело имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи учащихся (например, № К/5 означает, что обучающийся записан в алфавитной книге на букву «К» под №5).
Личные дела учащихся хранятся в канцелярии директора в строго отведенном месте. Личные дела одного класса находятся вместе в одной папке и должны быть разложены в алфавитном порядке в соответствие со списком класса.
Ответственность за состояние личных дел несут классные руководители; контроль осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором общеобразовательного учреждения.
Проверка личных дел обучающихся осуществляется по плану, 2 раза в год (в сентябре и июне). В необходимых случаях проверка осуществляется внепланово, оперативно.
Цели и объект контроля – правильность оформления личных дел обучающихся.
За систематические грубые нарушения при работе с личными делами обучающихся директор вправе объявить замечание или выговор.
Личные дела обучающихся ведутся классными руководителями. Записи в личном деле необходимо вести четко, аккуратно, пастой синего цвета. В личное дело ученика заносятся: общие сведения об ученике, сведения о родителях, домашний адрес, дата зачисления в 1-й класс, заверенные подписью директора школы и печатью для документов.
Классные руководители проверяют состояние личных дел ежегодно в сентябре и июне текущего года на наличие необходимых документов.
В папку личных дел класса классный руководитель вкладывает список класса с указанием фамилии, имени, отчества учащихся, даты рождения, Ф.И.О. классного руководителя. Список заверяется директором школы и меняется ежегодно. Если обучающийся выбыл в течение учебного года, то делается отметка о выбытии, указывается номер приказа.
По окончании каждого учебного года в личное дело заносятся итоговые отметки, ставится подпись классного руководителя и печать школы. При исправлении оценки дается пояснение, ставится печать и подпись директора.
В графе о пропусках проставляется количество пропущенных уроков, в том числе - с отметкой по болезни.
Общие сведения об обучающихся корректируются классным руководителем по мере изменения данных.
Выдача личного дела родителям обучающегося производится при наличии приказа «О выбытии» и предоставлении подтверждающей справки из другого ОУ. При выдаче личного дела вносится запись в алфавитной книге о выбытии. В случаях, когда выбытие оформляется в течение учебного периода, классный руководитель составляет выписку текущих отметок за данный период. При выбытии обучающихся 10,11-х классов родителям выдается личное дело и аттестат об основном общем образовании.
Личные дела, не затребованные родителями, передаются в архив школы, где хранятся в течение 3 лет со дня выбытия учащегося из школы.
Классные журналы
Классный журнал является государственным документом, ведение которого является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации образовательного учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.
Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по определенной форме. Все записи в классных журналах должны вестись четко и аккуратно, с использованием шариковой ручки с синим стержнем.
На обложке классного журнала должна содержаться информация о классе, полном названии образовательного учреждения с адресом и текущем учебном году.
Распределение страниц журнала, отведенных на каждый предмет в соответствии с учебным планом с учетом количества учебных часов в неелю:
на 1 недельный час - 2 страницы,
на 2 недельных часа - 4 страницы,
на 3 недельных часа - 5 страниц,
на 4 недельных часа – 7 страниц,
на 5 недельных часов - 8 страниц,
на 6 недельных часов - 9 страниц.
В оглавлении, на страницах и в сводной ведомости названия учебных предметов должны соответствовать их названию в учебном плане ОУ. Наименования предметов на страницах пишутся полностью (без сокращения) с маленькой буквы. Фамилия, имя, отчество учителя пишется полностью.
Списки обучающихся заполняются классным руководителем.
Учитель - предметник на правой странице журнала записывает число и месяц (09.02.), тему урока и задание на дом. На левой странице прописывает месяц, указывает дату проведения урока, отмечает отсутствующих на уроке буквой «н». При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и темы каждого урока отдельно.
По письменным работам оценки выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа. Отметки за сочинение и контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются в одну клеточку, например, «4/5».
Сведения о проведенных практических и лабораторных работах заносятся в журнал с точным указанием темы (например, «Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» или лабораторная (практическая) работа №5 «Последовательное соединение проводников»). Отметка о проведении инструктажа по физике, химии по разным видам работ делается в журнале на странице «Что пройдено на уроке» в виде: «Вводный инструктаж. Инструкция по Т.Б. №...» или «Инструкция по Т.Б. №...». Под колонкой отметок не указывается вид работы: контрольная работа, изложение, сочинение, самостоятельная работа, зачет и т.д.
Тема урока должна соответствовать требованиям обязательного минимума содержания образования учебного курса и календарно - тематическому плану.
В графе «Домашнее задание» учителем записывается содержание задания и характер его выполнения. Например, читать, пересказывать (вид пересказа - сжатый, подробный, с творческим заданием и т.д.), наизусть, а также страницы, номера задач и упражнений, параграфы и практические работы.По предметам музыка, физическая культура и изобразительное искусство возможны творческие или технические задания.
При заполнении недопустимы пропуски клеток, использование любых знаков (точек, «минус», «плюс») кроме отметок и «н». Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как это сдерживает развитие успехов в учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению. В случае оценивания знаний обучающихся в текущей успеваемости «неудовлетворительной» отметкой учитель обязан спросить ученика на ближайших уроках с целью ликвидации пробелов знаний.
Итоговые отметки за каждый период (четверть, полугодие) выставляются сразу после даты последнего урока.
Четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть выставлены педагогом объективно. Для объективного оценивания обучающихся необходимо не менее трех отметок при часовой недельной нагрузке по предмету, не менее 5-9 отметок при учебной нагрузке два и более часов в неделю с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным работам. Четвертные, полугодовые, и итоговые отметки не должны исправляться. В случае ошибочно выставленной отметки необходимо: исправить отметку, т.е. зачеркнуть, и рядом поставить правильную. Внизу на странице журнала необходимо сделать следующую запись: «Иванов С. отметка по биологии за 2 четверть «4» (хорошо)» Запись, сделанная учителем-предметником, заверяется подписью директора и печатью ОУ.
Отметка «н/а» (не аттестован) не выставляется. Если школьник присутствовал на части уроков, то необходимо организовать с ним дополнительные занятия (за счет неаудиторной занятости педагогов) и аттестовать ребёнка.
Классный руководитель аккуратно и своевременно заполняет страницы «Общие сведения об обучающихся», «Сведения о занятости в кружках, факультативах», ежедневно ведет учет количества уроков, пропущенных учеником. Если ученик заболел, то рядом около цифры, показывающей количество пропущенных уроков в сводной ведомости посещаемости, ставится буква б.
В конце четверти, полугодия, года классный руководитель заполняет сводную ведомость посещаемости занятий обучающимися и сводную ведомость успеваемости.
Лист здоровья заполняется классным руководителем совместно с медицинским сотрудником.
Если обучающийся освобожден от уроков физической культуры, технологии и др. на длительный период времени (от 1 месяца и более), оценивание данного ученика осуществляется индивидуально с использованием иных форм контроля.
У обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении, в классном журнале делается запись - «Индивидуальное обучение» и выставляется только итоговая оценка (четвертная, полугодовая, годовая). Текущие отметки выставляются педагогами в специально отведенном журнале «Индивидуальное обучение».
Если обучающийся находится в санатории, то на страницах в журнале учителя-предметники фиксируют его отсутствие на уроке. Справка с оценками вкладывается в журнал. Итоговые отметки по предметам выставляются с учетом отметок, полученных на учебных занятиях в санатории.
В сводной ведомости успеваемости в графе «Решение педагогического совета» делать соответствующую запись:
«Переведен(а) в … класс, протокол № от (дата)»;
«Переведен(а) в … класс, награжден (а) Похвальным листом, протокол № от (дата)»;
«Переведен(а) условно в … класс, протокол № от (дата)»;
«Допущен(а) к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы, протокол № от (дата)»;
«Допущен(а) к государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) школы, протокол № от (дата)»;
«Отчислен(а) в связи с окончанием основной общей школы, протокол № от (дата)»;
«Отчислен(а) в связи с окончанием средней (полной) общей школы, протокол № от (дата)»;
«Оставлен(а) на повторный год обучения, протокол № от (дата)».
При выбытии или прибытии ученика сделать соответственно запись: «Выбыл (прибыл), № приказа, дата».
Страница «Замечания по ведению журнала» заполняется заместителем директора по УВР или директором ОУ с указанием срока исправления замечаний. При очередной проверке классного журнала об устранении/неустранении замечаний предыдущей проверки делается соответствующая запись. Журнал проверяется администрацией школы в течение года не менее 4 раз.
По окончании учебного года классный журнал сдается классным руководителем и принимается администрацией ОУ на хранение.
Журнал элективных курсов, элективных учебных предметов, факультативных занятий и кружковой работы
В журналах элективных курсов, элективных учебных предметов, факультативных занятий и кружковой работы фиксируется проведение внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов.
Списки учащихся заполняются по группам в алфавитном порядке, отсутствующие отмечаются буквой «н».
Требования к ведению записей в журналах аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку ведения их в классном журнале.
Журнал элективных курсов является основным документом учета работы элективных групп учащихся 9-х,10-х и 11-х классов и ведется совместно по всем предметам. По итогам прохождения программы элективных курсов учителем – предметником делается запись «Зачет/незачет».
Журнал факультативных занятий является основным документом учета работы факультативных групп учащихся 5-8-х классов.
Журнал кружковой работы является основным документом учета работы кружка учащихся 5-8-х классов. Журнал ведется в соответствии с указаниями к ведению журнала учета работы объединений в учреждениях дополнительного образования детей.
Рабочие программы по предметам.
Рабочая программа, утвержденная - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС в условиях образовательного учреждения. Требования к оформлению рабочей программы разрабатываются методическим объединением или коллективом образовательного учреждения.
Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).Задача программы - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
В соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС МОБУ Ильинской ООШ, к рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы общего образования, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы курсов по выбору;
- факультативные занятия;
- программы занятий, относящихся к внеучебной деятельности.
Рабочая программа учебных предметов, курсов разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в соответствии с требованиями ФГОС, целями и задачами основной образовательной программы школы и спецификой класса. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля степени освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
Рабочая программа составляется на ступень обучения (начальное общее, основное общее) или на класс.
При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено её соответствие следующим нормативным документам:
1. Федеральному Государственному Образовательному Стандарту общего образования;
2. Основной образовательной программе начального и основного общего образования;
3. Примерной программе дисциплины, утверждённой Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
4. Федеральному перечню учебников.
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта, рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
9) приложения к рабочей программе.
Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся.
Согласно Положению о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС МОБУ Ильинской ООШ, рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов (согласно Положению о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ГКУ ЗО «СОШ №4» г.Мелитополь) включает определенные разделы.
Титульный лист считается первым, не нумеруется, является структурным элементом программы, представляющий сведения о названии программы, адресность, авторство.
Титульный лист рабочей программы должен содержать
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (утверждено директором ОУ (ФИО) с указанием даты и номера приказа по школе);
- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана рабочая программа;
- указание класса, где реализуется программа;
- фамилия, имя и отчество учителя;
- год разработки программ
Пояснительная записка должна содержать:
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения или конкретизируется цель на учебный год на каждый класс;
- сроки реализации программы;
- нормативная база, на основе которой разработана рабочая программа;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
- место предмета в междисциплинарных программах.
Общая характеристика учебного предмета, курса должна содержать
- основные содержательные линии в соответствии с содержанием из ООП ОУ;
- основные виды деятельности обучающихся;
- описание особенностей организации учебного процесса по предмету;
- предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» приводится распределение часов на изучение предмета по классам. Если количество учебных часов по предмету отличается количеству часов в учебном плане школы, следует сделать ссылку на локальный акт ОУ, указать, за счет каких часов произошла коррекция.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
«Содержание учебного курса» должно включать перечень и название раздела и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; содержание учебной темы: дидактические единицы.
В «Тематическом планировании с определением основных видов учебной деятельности» раскрывается последовательность изучения разделов и тем в соответствии с авторской программой, показывается распределение дидактических единиц по разделам и темам из расчёта общего количества часов по учебному предмету.
«Содержание учебного предмета» берется из ООП ОУ и распределяется по классам в соответствии с авторской программой, планируемые результаты берутся также из ООП ОУ и соотносятся с содержанием, характеристика основных видов учебной деятельности прописана в авторских программах.
«Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса». В этом разделе указывается:
- программно-методическое обеспечение
- перечень электронных информационных
- перечень дидактических средств, в том числе разработанных учителем
- перечень Интернет-ресурсов
- список литературы (дополнительная и справочная литература); в библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.
«Планируемые результаты изучения учебного предмета»: необходимо прописать планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) по классам на базовом и повышенном уровнях.
Приложениями к рабочей программе могут быть
- основные понятия курса;
- темы проектов;
- темы творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации и др.
- перечень лабораторных и практических работ, бесед, экскурсий;
- направления проектной деятельности обучающихся;
- использование резерва учебного времени;
- количество тем регионального содержания;
- поурочное планирование с прописанными объектами контроля; интегрированными (комплексными) контрольными работами; тематические проверочные (контрольные) работы; проекты, диагностические задания;
- работы обучающихся;
- и т. п. в зависимости от специфики предмета.
Структура рабочей программы курсов по выбору; занятий, относящихся к внеучебной деятельности; факультативных занятий (согласно Положению о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ГКУ ЗО «СОШ №4» г.Мелитополь).
Титульный лист содержит
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (утверждено директором ОУ (ФИО) с указанием даты и номера приказа по школе);
- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана рабочая программа;
- указание класса, где реализуется программа;
- фамилия, имя и отчество учителя;
- год разработки программ
Пояснительная записка включает в себя:
- нормативно-правовая база
- назначение программы
- актуальность и перспективность курса
- возрастную группу обучающихся, на которых ориентированы занятия
- продолжительность одного занятия
- цели и задачи реализации программы
- формы и методы работы
- планируемые результаты, перечень УУД, которые развивает прохождение тем рабочей программы
«Учебно-тематическое планирование» должно содержать
- перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов
- описание примерного содержания занятий со школьниками
Раздел «Поурочное планирование» содержит:
- разделы программы
- темы занятий
- количество часов
- даты
«Информационно-методическое обеспечение» включает:
- дополнительную литературу
- ЦОР
Характеристика основных предполагаемых результатов включается в раздел «Предполагаемая результативность курса»
Рабочая программа анализируется директором школы на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. Далее рабочая программа утверждается директором школы, приказом по школе. На титульном листе рабочей программы (вверху справа) ставится гриф утверждения: УТВЕРЖДАЮ, номер приказа, дата, подпись, расшифровка подписи. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.
Допускается рецензирование рабочей программы с привлечением внешних экспертов.
Утвержденные рабочие программы учебных предметов (курсов) учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием муниципального уровня, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.
Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированными педагогами соответствующего учебного предмета, внешнее – муниципальным экспертным советом.
Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.
Педагоги ОУ обеспечивают выполнение рабочей программы в полном объёме на основании квалификационных требований к должности «Учитель».
Книга протоколов педагогического совета школы.
В книге протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, выносимых на педагогический совет, предложения и замечания членов педсовета. Протокольно оформляются итоги работы школы по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса за четверть, полугодие или учебный год.
Принятые решения педагогического совета записываются в протоколы. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета. Нумерация протоколов начинается с начала учебного года. Книга протоколов педагогического совета пронумеровывается, скрепляется подписью директора и печатью школы.
Книги приказов
В школе ведутся книги приказов:
- по основной деятельности;
- по личному составу работников;
- по движению учащихся.
В книге приказов по основной деятельности оформляются приказы:
- о допуске обучающихся к экзаменам;
- об окончании обучающимися 9 и 11 классов;
- о переводе обучающихся в следующий класс;
- по питанию;
- об организации учебно-воспитательного процесса;
- о комплектовании классов;
- о поощрении и взыскании обучающихся;
- о выплатах стимулирующего и компенсационного характера работникам школы.
В книге приказов по личному составу работников оформляются приказы:
- о приеме и освобождении от занимаемой должности педагогов и других работников ОУ;
- о переводе на другую должность.
Нумерация приказов ведется с 1 января по 31 декабря текущего календарного года.
В книге приказов по личному составу обучающихся оформляются приказы о зачислении и выбытии обучающихся.
Нумерация приказов ведется с 1 сентября по 31 августа учебного года
Книга учета личного состава педагогических работников школы.
Запись производится по дате поступления на работу. Вновь поступившие работники записываются в порядке последующих номеров. Записи в книге должны быть документально обоснованы. Книга учета личного состава должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью директора и печатью школы. Запись сведений об обслуживающем персонале в данную книгу не производится.
Книга учета и записи выданных аттестатов об образовании
В первой части книги отдельно учитывается количество полученных и выданных бланков аттестатов об основном общем образовании с указанием их номеров обычного образца и аттестатов об основном общем образовании с отличием. В случае получения лишних бланков школой в книге делается соответствующая запись и составляется акт передачи представителю Отдела по образованию. Испорченные бланки с указанием их номеров подлежат уничтожению комиссией, утвержденной приказом директора. Один акт, составленный комиссией, хранится в ОУ, второй передается в Отдел по образованию. Основанием для выдачи аттестатов об основном общем образовании является решение педагогического совета школы и приказ, который вносится в книгу учета и записи выданных аттестатов.
Основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании является решение педагогического совета школы, дата и номер протокола проставляются в книге.
В соответствующих графах проставляются оценки по предметам, указанным в аттестате; записываются сведения о награждении похвальной грамотой за отличные успехи в изучении отдельных предметов (пишется "награжден"); указывается дата решения педагогического совета о выдаче аттестата (основанием для этого является протокол педагогического совета); ставится роспись о получении аттестата.
Запись о выдаче дубликата аттестата (свидетельства) об основном общем образовании производится в этой же книге под очередным номером.
Выдача аттестатов об основном общем образовании экстерну заполняется также в эту книгу с указанием в графе «Год поступления в данную школу – «экстерн».
В конце списка всех обучающихся, занесенных в книгу в данном году, должны быть росписи классного руководителя, директора ОУ, закрепленные печатью ОУ.
Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется подписями и печатью директора ОУ.
Записи оформляются ручкой одного цвета (синей шариковой). Ошибка, допущенная при оформлении, исправляется и заверяется подписью и печатью должностного лица.
Дневники обучающихся.
Дневник обучающихся – обязательный документ ученика, который ведется в соответствии с требованиями образовательного учреждения, перечисленными в Положении о ведении школьной документации.
Обязанности обучающегося:
• Наличие дневника на уроке обязательно, обучающийся должен предъявить дневник учителю по его требованию.
• Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, расписание уроков по четвертям, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, название месяца и числа. Посторонние записи и рисунки недопустимы.
• Ученик ежедневно записывает домашнее задание и задания для самостоятельной работы в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий на специальной странице. Пропускать страницы для дней школьных каникул не следует.
• Все записи обучающиеся в дневнике выполняют чернилами синего цвета и ведутся четким аккуратным подчерком.
• Расписание уроков заполняется с большой буквы
• Учащийся следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя.
Ответственность классных руководителей при работе с дневниками:
• Классный руководитель на начало учебного года предоставляет ученику сведения, необходимые для заполнения основных разделов дневника: режим работы школы, расписание звонков, список предметов, фамилии, имена и отчества учителей-предметников, администрации школы.
• Классный руководитель проверяет ведение дневников один раз в неделю, выставляет текущие оценки и проверяет подпись родителей за прошедшую неделю.
• Итоговые оценки за каждую четверть (2-9классы) и каждое учебное полугодие (10–11 классы) в конце четверти (полугодия) классным руководителем в конце дневника выставляются итоговые оценки, классный руководитель расписывается за проставленные оценки, после ознакомления с этими отметками родители обучающего расписываются в своей графе.
• Классный руководитель имеет право записать в дневник обращения к родителям, благодарности, достижения в портфолио, замечания обучающемуся.
• Классный руководитель контролирует наличие в дневнике всех оценок, полученных обучающимися в течение недели, по итогам четверти, года. Обращается к учителю предметнику в случае отсутствия оценок по предмету.
• Классный руководитель контролирует аккуратность ведения обучающимися дневника.
• Классный руководитель имеет право вызова родителей к членам администрации в приемный день (согласно расписанию дежурства администрации), в экстренном случае – в момент случившегося.
Ответственность учителей-предметников при работе с дневниками:
• Учитель-предметник контролирует наличие дневников у учащихся в начале урока.
• Учитель-предметник оценки в дневник обучающегося выставляет синими чернилами (красный, черный, зеленый и другие цвета не используются).
• Учитель-предметник обязан своевременно выставлять отметки за урок в дневники обучающимся (устный ответ – в конце урока; письменный – в течение недели). По письменным работам оценки проставляются в графы того дня, когда проводилась письменная работа (в полном соответствии с классным журналом).
• В дневнике в обязательном порядке учеником фиксируется запись домашнего задания.
• Учитель-предметник имеет право записать в дневник обращения к родителям (в корректной форме), благодарности, замечания обучающемуся.
• Учитель предметник не выставляет в дневник оценок за поведение ученика (в случае нарушения учебной дисциплины учитель имеет право обратиться к классному руководителю с просьбой об уведомлении родителей (по телефону, письменно, в личной беседе).
Ответственность родителей при работе с дневниками:
• Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти, полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение.
• Несут ответственность за наличие дневника у ребенка.
• Один раз в четверть родители подписывают сводную ведомость успеваемости своего ребенка в конце дневника.
Деятельность администрации школы:
• Администрация школы осуществляет контроль ведения дневника по следующим критериям:
- текущий учет знаний обучающихся;
- итоговый учет знаний обучающихся;
- качество и частота проверки дневников классными руководителями;
- наличие подписи родителей в дневниках обучающихся;
- культура ведения дневников.
• По результатам контроля ведения дневников администрация имеет право на поощрение и дисциплинарное взыскание классных руководителей.
Настоящее положение разработано в целях упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе и распространяется на обучающихся 1–11-х классов, обучающихся по очной и индивидуальной формам обучения.
Тетради обучающихся.
Рабочие тетради по предметам ведутся учащимися 1-11 классов. Обучающиеся пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным, разборчивым почерком.
Соблюдаются поля с внешней стороны
Обозначаются номер упражнения и задачи; указывается, где выполняется работа (классная или домашняя).
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, знак, слово, словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
Для обучающихся 1-11 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике и другим предметам - 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
Начиная с 4-го класса дата в тетрадях по математике, физике, химии, географии, биологии, истории пишется арабскими цифрами на полях:
Например: 21.12.23. (без буквы “г”).
Надписи на обложке тетради выполняются единообразно: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике и т.д.), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.
Обложка тетради по иностранному языку оформляется в соответствии с требованиями предмета.
Тетради для обучающихся первого класса подписываются учителем или родителями, а тетради обучающихся 2-11 классов подписываются самими обучающимися.
Требования к оформлению домашних работ.
По русскому языку:
- После каждой классной (домашней) работы в 1-11 классах следует отступать две строчки (пишем на третьей).
- При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса.
- В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
- Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
- Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
- По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца: 1 декабря.
Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается прописью: Первое декабря.
- Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. (Например:Классная работа. Диктант. Сочинение. Изложение.Работа над ошибками.)
- При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется: Домашняя работа (дата не пишется).
- Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать. Например: Упражнение 56.
- Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета.
- В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
- В сточку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.).
- Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I).
- Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).
- Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки.
- Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса и по 11 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку.
- Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
- Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Объем работы - две строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки - во 2 классе, 3-4 строки - в 3-4 классах.
- В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
- Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.
По математике, физике, химии, географии.
- Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу).
- Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать).
- Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
- Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки.
- В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца - прописью. Например: 1 декабря. А через клеточку - вид работы. Например: Классная работа.
- В тетрадях по математике в 4-11 классах дата пишется на полях цифрами. Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
- Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 2-11 классах посередине. Например: № 15.
- При выполнении домашней работы во 2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа.
- Во 2-11 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется: Контрольная работа № 3. 15.10.11.
I – вариант.
- Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
- Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости - с применением линейки или циркуля.
- В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии, географии, биологии указывается номер работы. Например: Контрольная работа №1. Практическая работа №1.
По другим предметам.
- Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим положениям о ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных работ по английскому языку имеются свои особенности:
- Записи в тетрадях по английскому языку в 5-11 классах вести в клетку.
- Словарь ведется в общей тетради с указанием темы.
- В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно проводится работа над ошибками
- Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка).
- Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно прописную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверное написание в скобки.
Проверка письменных работ обучающихся проводится учителем.
Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы проверяются:
- по русскому языку в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно;
со II полугодия в 6 классах и 7 классах - 2 раза в неделю;
в 8 классах - 1 раз в неделю;
в 9-11 классах - по мере необходимости;
- по математике в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно;
со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах - выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели;
в 10-11 классах - по мере необходимости;
- по физике - общее количество проверок - 1 раз в 2 недели.
Проверочные работы, выполненные в рабочих тетрадях, подлежат обязательной проверке.
У слабоуспевающих учащихся и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении тетради проверяются регулярно.
Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:
- во 2-11 классах контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
- изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя; в 9-11 классах - отводится 10 дней;
- во 2-6 классах контрольные работы по математике проверяются и оценки выставляются обучающимся к следующему уроку; в 7-11 классах - проверяются в течение недели.
Контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются к следующему уроку, но не дольше одной недели.
У учащихся 2-11 классов, находящихся на индивидуальном обучении контрольные диктанты, изложения и сочинения; контрольные работы по математике; контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются и оценки выставляются к следующему уроку.
Во 2-11 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется тема урока посередине:
Во 2-11 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении после контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками проводится по мере необходимости.
Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / - орфографическая ошибка, V - пунктуационная ошибка
Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку:
- в 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);
- в 9-11 классах учитель подчеркивает ошибочное написание.
При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).
При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание и грамотность. Первая отметка - за содержание - включает в себя оценивание за логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4.
После контрольной работы в 5-11 классах по мере необходимости проводится работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается и пишут в этой же строке:
В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.