СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современный этап эволюции человека, влияние биологических и социальных факторов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  стимулирует развитие познавательного интереса к науке биологии и вопросу факторов эволюции человека, воспитывает  умение связывать теоретический материал с практикой жизни.

Просмотр содержимого документа
««Современный этап эволюции человека, влияние биологических и социальных факторов»»

Открытый урок по биологии 11 класс

Тема «Современный этап эволюции человека, влияние биологических и социальных факторов»

Цель: изучить основные особенности и факторы эволюции человека на современном этапе.

Задачи:

Обучающие: Показать и изучить взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции современного человека; рассмотреть соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Угл́убить и расширить знания этапов ант́ропогенеза на осн́ове формирования знаний об особенностях внешнего строения, жизни кроманьонцев; уметь сравнивать предков человека, делать выводы, о сходстве и различиях; убедить учащихся в основополагающей роли труда и в становлении человека. 

Развивающие: Развивать умение логически мыслить, учить анализировать факты; образно мыслить; умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе.

Воспитывающие – стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии и вопросу факторов эволюции человека, воспитывать умение связывать теоретический материал с практикой жизни, продолжить формирование мотивации учебной деятельности; прививать навыки коммуникативного общ́ения;.продолжить формирование представлений о положительной роли биологии в жизни, сформировать потребность в здоровом образе жизни как важной составляющей развития человеческого общества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, мел, доска, раздаточный материал, учебник: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология. 11 класс. Базовый уровень., 2016г.

Ход урока:

Приход наш и уход загадочны их цели

все мудрые Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?

Омар Хайям

І.Организация класса

Учитель: Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок.

Слайд 1. Мы собрались, чтобы обсудить важную тему: этапы эволюции человека, факторы, влияющие на происхождение человека на планете Земля.

Это предмет многовековых дискуссий, в которых участвовало не одно поколение человечества.

Учитель:Зачем мы изучаем данную тему? (приблизительные ответы)

-Чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой.

-Чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, ведь в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с религиозной точкой зрения.

-Чтобы относится к животным не с позиции « царя природы», а на равных.

-Чтобы выяснить, правду ли говорят, что человек произошёл от обезьяны.


Учитель:Сегодня на уроке мы тоже проведем дискуссию. И чтобы наша работа была продуктивной нам необходимо вспомнить правила проведения дискуссии.

Слайд 2.

  1. Внимательно слушать.

  2. Говорить по существу.

  3. Не перебивать говорящего

  4. Аргументировано высказывать своё мнение.

  5. Каждый имеет право на собственное мнение.

  6. Каждый имеет право изменить свое мнение.


ІІ.Мотивация учебной деятельности


Слайд 3.На экране видеопроектора появляется коллаж из фотографий учащихся класса 10 лет назад.

Учитель. Посмотрите, какими вы были 10 лет назад. Как вы думаете, какие факторы повлияли на ваше становление?

Слайд 4.Что способствовало вашему развитию?

Варианты: воспитание, образ жизни, привычки, социальное положение родителей, место проживания, питание, и т.д.

-Чтобы почувствовать, как важен вклад каждого из Вас в развитие человечества, продолжите фразу: «Я – современный человек, который стремится…»(фразу креплю на доске), после паузы записываю их варианты рядом.

Варианты:

Быть разумным

Беречь природу

К совершенству

Делать добро

-У Вас есть все возможности для реализации ваших стремлений. В этом можно убедиться.


III. Изучение нового материала

Стадия осмысления

Сегодня мы с вами – группа ученых, которые постараются решить следующие задачи:

Слайд 5. Наша задача: изучить факторы эволюции человека, а также этапы развития современного человека.

В наших исследованиях необходима консультация специалистов, поэтому работают группы: 1 группа микробиологии, физиологии и палеонтологии человека, 2 группа медико-генетического консультирования, а также социологи и психологи -это 3 группа. На нашу встречу мы пригласили корреспондентов местной газеты «Восточный Донбасс»- это 4 группа

Учитель : Давайте сядем в машину времени и мысленно совершим экскурсию в прошлое Земли.

Корреспондент : (работа с таблицей «Эволюционные часы»)

Слайд 6.Установлено наукой, что Земля существует около 6 миллиардов лет, а человек - всего лишь несколько тысячелетий. Если для наглядности всю историю развития Земли прировнять к одним суткам, мы получим довольно любопытную картину. В самом начале суток, в полночь, образовалась наша планета. Через 12 часов, в полдень, на дне древнего океана шевелились уже первые капельки живого белка. К 16 часам 48 минутам развились черви, раки, моллюски, губки и водоросли. Позднее произошли рыбы. В 21 час 36 минут закончилась палеозойская эра и наступила эра динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли, и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 59 минут 56 секунд появился, наконец, человек. Но историческая эпоха - время, когда человеческое общество эволюционировало от дикости до современной цивилизации, длилось всего 4 секунды. Давайте переведем стрелки эволюционные часов назад и перенесемся в те далекие времена.

Учитель: Я предлагаю вам исследовать основные этапы эволюции человека. Каждой группе необходимо выделить основные признаки австралопитека, древнейшего, древнего и первого современного человека.

Исследовательская работа. Работа в группах

(Демонстрируется видеоролик «Эволюция за одну минуту человека»).


Учитель:. Перед вами лежат задания, где необходимо соотнести признаки сравнения со стадиями антропогенеза. ( группы выстраивают соответствие и вывешивают на доске, идет взаимопроверка)

Слайд 7. Для 1 группы (дриопитек, австралопитек)

Микробиолог: Первым достижением австралопитеков является прямохождение, которое привело к снижению скорости и мучительным родам, но, в тоже время, высвободились руки, что дало возможность использовать простейшие орудия труда - отбить от стада антилопу или отогнать хищника.

Есть версия: что на заре цивилизации

Вдруг человек возник благодаря мутации.

И трудно нам сейчас поверить,

Что дикому подобен был он зверю:

Охотясь по-животному, был сильным,

Волосяной покров имел обильный.

На полусогнутых ногах передвигался

А мозг в объеме малом оставался

И назывался тот умелый человек

Никак иначе, а древопитек

И если составлять генеалогическое древо

Не обойтись без митохондриальной Евы.

Находка эта много прояснила

И в эволюции немало объяснила

Слайд 8. Для 2 группы (питекантроп)

Генетик: Питекантроп уже не бежал от огня, а сам разводил его, изготовлял сам орудия труда, правая рука развита лучше, чем левая, Из-за того, что подбородочный выступ не был обнаружен, принято считать, что он не умел говорить, однако мог издавать звуки и общаться с помощью них.

На смену люди древние пришли,

Немало их останков ученые нашли.

Бесспорно, люди внешне изменились

И многого в развитии добились.

Простейшие орудия труда

Использовались предками тогда:

Скребки, рубила и из камня топоры –

Успешно применяли люди той поры.

И питекантропа и австралопитека

Ученые назвали умелым человеком

Все усложнилось: мозг и кисти рук

За миллионы эволюционных лет не вдруг.


Слайд 9. Для 3 группы (неандерталец)

Социолог: Неандертальцы уже пользовались более сложными орудиями труда для охоты и обработки шкур. Появились первые захоронения.

Ледник заставил предков выживать.

И человек огонь стал добывать,

Жилье простейшее построил он тогда,

Усовершенствовал орудия труда.

Слайд 10. Для 4 группы (кроманьонец)

Корреспондент: Кроманьонцы жили в жилищах, на стенах найдены наскальные рисунки, знали гончарное дело, умели шлифовать. Они уже приручили животных и занимались земледелием, оберегали стариков, носителей жизненного опыта и детей.

Мозг увеличился, и изменилась у него походка

О том свидетельствуют многие находки

И homosapiensом человека стали называть

Чтоб стройность той теории предать.

Да – это версия одна из многих…

В научности нельзя ей отказать

И если есть загадки в мирозданье

Возможно, нам и предстоит их разгадать. («Эволюция человека» Банацкая Ю.А.)

Слайд 11. Таблица

Палеонтолог 1. Я бы хотел добавить, что главным фактором антропогенеза считают естественный отбор как наилучшую орудийную деятельность. В результате чего развились сложно устроенный головной мозг, кисть руки, выполняющая тонкие трудовые операции, хождение на двух ногах и членораздельная речь.

Учитель: Передаю слово корреспондентам из газеты.

Корреспондент: В своей статье я бы хотел осветить систематическое положение человека, а также в чем сходство и отличие человека с животными.

Учитель: Уважаемые специалисты социологии и психологии, вам необходимо рассказать о положении человека в системе живого мира. Перед вами карточки, пожалуйста, дайте ответ. ( работа в группе)

Ответ на следующий вопрос нам даст группа специалистов микробиологии, физиологии и палеонтологии человека. Вам необходимо подготовить данные сравнительной анатомии, а именно в чем сходства человека с животными.

А группа специалистов медико-генетического консультирования укажет признаки отличия человека от животных.

(на обработку данных дается 1 мин.), затем группы вывешивают ответы на доску)



Слайд 12.Опишите систематическое положение человека.

  • Империя – Клеточные

  • Надцарство – Эукариоты

  • Царство – Животные

  • Подцарство – Многоклеточные

  • Тип – Хордовые

  • Подтип – Позвоночные (Черепные)

  • Класс – Млекопитающие

  • Подкласс – Звери

  • Инфракласс – Высшие звери (Плацентарные)

  • Отряд – Приматы

  • Подотряд – Человекоподобные

  • Надсемейство – Высшие узконосые

  • Семейство –Люди (Гоминиды)

  • Род – Человек (Гомо)

  • Вид – Человек разумный

  • Подвид  - Человек разумный разумный

Учитель: Группа специалистов микробиологии, физиологии и палеонтологии человека вам слово

Слайд 13. ( после того, как группа представит выполненное задание). Укажите признаки сходства человека и животных.

  • Тип Хордовые - хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке.

  • Подтип Позвоночные - развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, сердце на брюшной стороне, пять отделов головного мозга.

  • Класс Млекопитающие  - диафрагма, четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов.

  • Подкласс Плацентарные - развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.

  • Отряд Приматы - конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение), хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные.

  • Подотряд Человекообразные обезьяны - редукция хвостового отдела позвоночника, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре группы крови, мимическая мускулатура.

Учитель: группа медико-генетического консультирования вам слово.

Слайд 14. ( после того, как группа представит выполненное задание).

Укажите признаки отличия человека от животных.

Признаки отличия человека от животных:

  1. прямохождение

  2. позвоночник  S - образной формы

  3. сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем

  4. более широкие тазовые кости

  5. мощно развитая мускулатура нижних конечностей

  6. грудная клетка уплощена в передне - заднем направлении

  7. бинокулярное зрение

  8. мозговой отдел преобладает над лицевым

  9. средняя масса мозга 1350-1500г. (горилла, шимпанзе - 460-600г)

  10. сознание, мышление, речь



Корреспондент2:Уважаемые специалисты! Приведите доказательства происхождения человека от животных.

Слайд 15.

Генетик1.: Эмбриологические доказательства эволюции человека:

  1. Основные стадии развития характерные для позвоночных (дробление, бластула, гаструла)

  2. Хорда, нервная трубка, жаберные щели, хвост (конец 1 мес.)

  3. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения

  4. Мягкая шерсть на всем теле (5 мес.)

Корреспондент 2.: А в чем сущность сравнительно-анатомических доказательств эволюции человека?

Физиолог 1: Несомненно к анатомическим   доказательствам эволюции человека относят:

Слайд 16. Наличие рудиментарных органов, как известно, является одним из доказательств происхождения человека. Рудименты -  органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли (волосы на теле, третье веко, копчик, мышца, двигающая ушную раковину, аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости).

Слайд 17. Физиолог 2: Атавизмы – признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Примерами их проявлений у человека могут служить:

-Дополнительные пары сосков молочных желез, полителия. Частота проявления атавизма оценивается от 2 до 5.5%.

-Густой волосяной покров на больших участках тела, или по всей его площади. Он характерен для общих предков человеческих особей и обезьян, но пропал из генного пула в процессе эволюции.

-Не зарастание меж предсердной перегородки, вследствие которого человек в дальнейшем испытывают серьезные проблемы со здоровьем.



Корреспондент 1:Какие существуют палеонтологические доказательства эволюции человека:

Палеонтолог 2:

  1. Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).

  2. Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.

Учитель : Началась историческая эпоха. Развитие человечества происходит благодаря совершенствованию орудий труда, жилищ, одежды, использованию природы для потребностей. Таким образом, на смену биологической эволюции пришла социальная. Семь великих чудес существовало на нашей древней земле: висячие сады Семирамиды, Александровский маяк, статуя Зевса, колосс Родосский, храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей и египетские пирамиды. А кто построил эти чудеса? Человек! И до сих пор продолжает строить, творить, изобретать. Поэтому человек - главное чудо света.

Корреспондент : Как долог путь твой, Человек!

С познаньем ловли и охоты

Трудился ты не один век,

Чтобы решить свои заботы

Орудия труда, огонь

И первый хлеб, и мир животный:

Друзьями стали пес и конь -

Ведь не боялся ты работы.

Всегда стремился к красоте;

Наскальные рисунки, лепка;

Ты побеждал свой страх везде,

И душу не держал ты в клетке.

Ты победил, о Человек!

Ты стал разумным и прекрасным.

Но осторожен будь вовек,

Чтобы этот труд был не напрасным.



Корреспондент : Как вы прокомментируете данное высказывание с точки зрения антропогенеза?

Психолог: Доказательства происхождения человека от животных.

Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка.

Генетик: Биологические особенности человека передаются от поколения к поколению, записанные в генетической программе, которую представляют молекулы ДНК. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных животных.

Физиолог: Человек — представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам.

Социолог1: Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Психолог 1:Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.



Корреспондент 2: Какие существуют факторы происхождения человека?

Биолог: Биологические и социальные. Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции.

Дарвин в своей работе применил эволюционную теорию к объяснению причин исторического развития человека действием биологических факторов эволюции видов в природе. Это стало крупнейшим событием понимания истории человека. Впервые была разработана биологическая теория происхождения человека.

Корреспондент: Перечислите известные биологические факторы эволюции, общие для всей живой природы, в том числе и для человека (по Дарвину и с позиций СТЭ).

Биолог: Не малую важность играет наследственность, изменчивость, естественный отбор, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. Сразу поясню, что к социальным факторам относят: трудовую  деятельность, общественный образ жизни,  групповое сотрудничество, изготовление орудий труда,  речь, мышление.


Составим фишбоун .

Учащиеся вместе с учителем заполняют схему фишбоун, работают с мест и параллельно записывают данные в листах самоконтроля.

КАК повлияли биологические факторы на эволюцию человека?











свойства организма зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма


Наследственность



Изменчивость


Приобретение новых наиболее полезных признаков



Выживание особей, которые приспособились к меняющимся условиям среды


Естественный отбор



Вспышки численности, меняющие число особей в популяции


Популяционные волны



Изменение частоты генов в популяции в ряду поколений под действием случайных факторов


Дрейф генов




Изоляция



Влияние на генофонд популяции людей


Под действием естественного отбора сформировались морфофизиологические особенности человека: сложное строение головного мозга, кисти руки, вертикальное положение тела.













Микробиолог:На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.

Естественный отбор отбирал:

приспособляемость к меняющимся условиям среды;

особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;

стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.

Физиолог: В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.

Палеонтолог: Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:

Прямохождение

Развитая кисть руки

Крупный мозг

Социолог: Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).

Учитель обобщает: В результате борьбы за существование преимущественно выживали и оставляли потомство особи с наиболее полезными в данных условиях наследственными изменениями. Естественный отбор способствовал закреплению следующих особенностей организации предков человека: в первую очередь, прямохождения, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.


Корреспондент : Можно ли объяснить происхождение человека действием только биологических факторов?

Психолог1:Фундамент детского интеллекта закладывается в очень раннем возрасте, когда ребенок еще очень далек от сознательного восприятия каких‑либо навыков человеческого общежития. В эту пору его мозг все впечатления внешнего мира воспринимает с особой остротой и усваивает без труда. В первые годы жизни у ребенка вырабатываются две самые характерные человеческие черты – речь и хождение на двух ногах. Если этот период пропущен, то все усилия, сделанные после того, приводят лишь к незначительным результатам. Дети, выращенные животными, не единственный в этом отношении пример. В Америке в 1940 году на одной из ферм была найдена 5 – 6‑летняя девочка, которую преступники в течение нескольких лет держали на чердаке привязанной к стулу. Взятая на воспитание в сиротский дом, она так же медленно усваивала речь, хождение на двух ногах и другие человеческие привычки, как и дети, воспитанные дикими зверями, хотя, как показало обследование, была нормальной от рождения.

Учеными замечена интересная вещь. Животные, которые могут свои органы использовать, так сказать, в качестве рук, отличаются вместе с тем и более развитым мозгом.




Физиолог2: Иван Петрович Павлов говорил, что секрет сообразительности обезьяны в ее четырех руках. Руками и ногами обезьяна может брать разнообразные предметы. Предмет в ее лапе приобретает новое назначение: камень превращается в молоток для раскалывания орехов, ветка – в опахало, древесные листья – в тампон, который животное накладывает на рану. Новые навыки расширяют поле деятельности условных и экстраполяционных рефлексов

В трудовых процессах с течением веков претерпели изменение не только орудия, но и органы труда – руки. Моральный и физический облик человека формировался под влиянием труда.

Физиолог 1: Коллега, я добавлю. Под влиянием отбора кисть человеческой руки начала быстро совершенствоваться как орган труда. Удлинился и стал более сильным и подвижным большой палец руки. Расширилась ладонь, развилось тонкое осязание на концах пальцев.

Труд повлиял на формирование в необходимом направлении и других органов человеческого тела. Поскольку прямохождение стало теперь основной формой передвижения человека, у него развилась сводистая стопа с сильным большим (опорным) пальцем. Позвоночник приобрел четыре «амортизирующих» изгиба. Ноги сильно удлинились, а руки стали относительно короче. Увеличился мозговой отдел черепа и уменьшился лицевой.

Органы нашего тела (в первую очередь рука, мозг и речевой аппарат, как наиболее подверженные влиянию трудовых навыков) продолжают изменяться и сейчас.

Физиолог 3: Наконец как необходимое средство общения при коллективных процессах труда развилась еще одна чисто человеческая особенность – членораздельная речь. Речью и мыслительными процессами на базе речевых понятий обладает только человек.

Учитель: Здесь мы подходим к признанию формирующей роли в происхождении современных людей еще одного важнейшего фактора – человеческого общества.

Корреспондент : Как вы понимаете утверждение русского философа Н.А.Бердяева:

"Человек есть принципиальная новизна в природе”?


Биолог: Человек существенно отличается от животных предков, поэтому действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.

Корреспондент : Какие социальные факторы позволили человеку стать именно тем, чем он стал сейчас?

(Общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь, мышление, культура)

Социолог:Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.

Её результаты:

Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей. Сплочение древних людей в коллективы, т.е. созданию общества взамен стада.


Корреспондент: Позвольте задать вопрос для рассуждения.

Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)


Социолог 2: Есть мнение, что общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.


Корреспондент: Как передается социальная информация из поколения в поколение?


Психолог: Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.) Социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.


Учитель: (делает вывод)Как видим. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.

Вот несколько фраз из книги Акимушкина:

Как видим, человеческие навыки не заложены в нас от рождения, как утверждают идеалистические теории. Они продукт воспитания и развиваются только в обществе, под влиянием социальных факторов. Человек, неотъемлемая часть природы, однако он качественно отличное от зверя социальное существо. Труд и общественные отношения способствовали развитию человеческого сознания.


Задача «Облик»

Известно, что с развитием цивилизации человеку всё реже приходилось, есть сырую пищу – в результате у него уменьшаются размеры челюстей, укорачивается кишечник. Людям всё чаще приходилось действовать сообща, в связи, с чем происходит сильное развитие речевого и мимического аппарата. Человек начинает регулярно пользоваться одеждой, тёплыми помещениями – и как результат поредение волосяного покрова.

Сейчас условия обитания многих людей опять меняются: городской и промышленный шум, радиация, опасность химического отравления, стрессы, преимущественно мелкая моторика рук и т. п.

Задание: Попытайтесь путём коллективного обсуждения спрогнозировать облик человека будущего, исходя из следующего условия: сегодняшние условия сохранятся, их признаки будут лишь усиливаться в дальнейшем.

Вывод: (делают учащиеся)

Эволюция человека – исторический процесс, который отличается от эволюции всего живого на Земле. Человек – результат действия биологических и социальных факторов.

Развитие человека и человекообразных обезьян- это параллельные ветви эволюции.

Человек разумный приобрел преимущества среди живых существ и является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции.

Биолог: Согласно современному материалистическому взгляду: Человек – это естественный продукт длительного развития живой природы от простого к сложному, то есть возник в результате эволюции. А процесс и формирование человека называется антропогенезом.

Вывод учителя: Итак, становление человека - это результат взаимодействия биологической эволюции и социальной среды.

Человек он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особый в нем времени ход.


IV.Рефлексия по пройденному материалу:

1.Как называется тема которую мы сегодня изучили?

1.Факторы эволюции человека.

2. Какие факторы мы сегодня рассмотрели?

2. Социальные и биологические .

3.Раскажите, что вы запомнили о биологических факторах?

3. Древесные животные перешли к жизни на земле вследствие этого были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела.

4.Что подверглось эволюционным преобразованиям?

4. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности.

5.Какое было следствие использования орудий труда?

5.Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. Череп стал более округлым, челюсти - менее массивными, лицевой отдел - выпрямленным.

6. Отличительная особенность человека вследствие действия социальных факторов?

6Таким образом, отличительные особенности человека - мышление, речь, способность к орудийной деятельности - возникли входе и на основе его биологического развития.


7. Какой биологический фактор является единственным, утратившим свое значение в эволюции современного человека?

7. Изоляция.


Своеобразие эволюции рода Homo в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют своё ведущее значение, уступая социальным факторам.

Возникший в процессе эволюции как часть животного мира, человек разумный в результате общественно-исторического развития настолько выделился из природы, но и приобрёл власть над ней. Насколько разумно и дальновидно сумеет он использовать эту власть – вопрос будущего.

Слайд 19. Учитель: А сейчас на экран. Выделите факторы, влияющие на продолжительность и качество жизни человека:

Рациональное питание

Никотиновая зависимость

Занятия спортом

Гармонизация отношений

Стрессовые ситуации

Общение с природой

Забота о близких людях

Алкогольная зависимость

Экологически обоснованное поведение

Потребительское отношение к жизни



Учитель:Информация к размышлению:

В результате медицинских исследований было показано, что некоторые группы заболеваний человека относятся к группе мультифакториальных, то есть на 60% вероятность их проявления зависит от наследственных факторов (наличия соответствующих генов), а на 40% - от образа жизни и внешней среды.

Полигенные (мультифакториальные) заболевания:


Сердечно-сосудистые заболевания

Алкоголизм

Эндокринные заболевания

Онкологические заболевания

Психические заболевания

Болезни, связанные с нарушениями обмена веществ.

Вопрос:

Какие рекомендации Вы дадите пациенту, чьи родственники страдали алкоголизмом?

Учитель:

- Какие чувства вызвал у вас урок?

  • Узнали ли вы что-то новое?

  • Хотелось ли вам еще участвовать в таких уроках?


Природа! Человек – твое творение,

И этой чести у тебя отнимут,

Но на ноги поставил с четверенек,

И человеком предка сделал труд!

Всем спасибо за урок, до новой встречи!

Слайд 20.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!