Современный урок: сотрудничество преподавателя и студента.
Процесс обучения следует выстраивать
вокруг опыта учащегося,
а не вокруг компетенций учителя.
Питер Блок.
Современный урок – каким он должен быть? Каковы должны быть основные требования к нему и на что должны быть направлены приоритеты.
Так уж сложилось, что современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса.
Хочу поделиться своим опытом в организации современного урока. Наш Казахстанский агротехнический колледж готовит специалистов рабочей профессии и специалистов среднего звена. К нам поступают ребята, которые в будущем мечтают стать поварами, электромонтерами, автоэлектриками, механиками и для них важны, конечно, спецпредметы, но и нам преподавателям гуманитарных дисциплин очень важно на первом курсе способствовать формированию духовных ценностей обучающихся, готовых к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитывать компетентного критически мыслящего читателя, способного анализировать.
Мои уроки по дисциплине «Русская литература» ориентированы на обучающихся первого курса, непрофильного обучения русской литературе. Уроки является личностно-ориентированными, построенными на принципах развивающего обучения и деятельностного подхода, включают обучающихся в активную исследовательскую деятельность и способствует развитию внутренних мотивов учения, стимулированию и становлению собственного (личностного) смысла учения.
На уроках применяю технологии диалогического обучения, критического обучения, групповую работу, интерактивные технологии.
Одним из примеров служит открытый урок, проведенный в 191 группе поваров, по теме: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа».
На начальном этапе урока «Стадия вызова», для создания коллаборативной среды была проведена эмоциональная минутка. Обучающиеся встали в круг и произносили пожелание себе и рядом стоящему: «Я желаю тебе… Я желаю себе…»
Далее обучающиеся были объединены в 4 группы, используя дифференциацию по классификации: обучающиеся с разными требованиями.
Затем использовался «Метод Стоп-кадр», была дана картинка «убийство старухи – процентщицы». Ребята рассуждали на тему преступления и наказания, говорили о том, что этот эпизод есть кульминационный момент в романе. Далее были поставлены проблемные вопросы, в ходе урока ответы на эти вопросы были расширены.
На этапе «Актуализации знаний» использовалось диалогичное обучение в виде «Мозгового штурма» в ходе беседы учащиеся пришли к выводу, что совершая преступление главный герой преступил три черты, что на него влияла та обстановка в которой он находился, что существовали внешние и внутренние причины по которым Родион Раскольников решился на преступление.
Использовала на уроке и критическое мышление. Обучающиеся заполняли таблицу, в которой обозначили три черты, которые преступил Раскольников: нравственную, социальную и философскую. Затем в группах творчески обозначали в виде схемы путь, который прошел главный герой, до того как совершил преступление. Далее они работали с теорией Раскольникова, заполняя таблицу, тем самым выявляя суть теории о делении людей на «два разряда – обыкновенных и необыкновенных». Затем работали над составлением «Ментальной карты», представляя суть теории творчески переработав, определяя ключевые слова, расширяя их и обозначая причинно-следственные связи.
Далее был применена интерактивная технология «Колесо баланса», ребятам было предложено назвать причины, толкнувшие главного героя на преступление и распределить их по школе от 1 до 10. Цель этого метода показать ребятам абсурдность теории Раскольникова (смысл колеса – все части должны быть одинаковы тогда оно может крутиться). И на этапе рефлексии обучающимся было предложено высказать свое мнении относительно теории Раскольникова, используя ПОПС-формулу.
На каждом этапе урока с моей стороны как преподавателя оказывалась поддержка, словесная отметка, комментарии. Обучающиеся работали активно, высказывали свое мнение, спорили, отстаивали свою позицию, творчески перерабатывали информацию и презентовали ее в виде постеров.
Современный урок — это период истинного творчества учителя. Конечно, он должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать уровню восприятия каждого ученика и главная его особенность это то, что каждый ученик должен быть действительно активным участником процесса обучения.
Преподаватель гуманитарных дисциплин
КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»
Ковальчук И.А.