Современный урок в соответствии
с требованиями ФГОС
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.»
К. Д. Ушинский
Дидактические требования
к урокам
1.
Организационный
этап
- приветствие, фиксация отсутствующих;
школьников;
- проверка подготовленности классного помещения;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
2.
Этап проверки
выполнения
домашнего
задания
- установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.
- выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.
- устранить в ходе проверки
обнаруженные пробелы.
3.
Подготовка
учащихся
к работе на основном
этапе урока
- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация
- актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов
- мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
- фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании
Мотивация
и
актуализация
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (п) ;
- извлечение необходимой информации из текстов (п) ;
- использование знаково – символических средств (п) ;
- выполнение пробного учебного действия (р) ;
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (р) ;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р) ;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к) ;
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (к) ;
- учёт разных мнений (к) ;
- использование критериев для обоснования своего суждения (к)
3.
Подготовка
учащихся
к работе на основном
этапе урока
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, - где возникло затруднение;
- необходимо соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
Постановка
познавательного
задания
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (п);
- подведение под понятие (п) ;
- определение основной и второстепенной информации (п) ;
- постановка и формулирование проблемы (п) ;
- структурирование знаний (п) ;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (к) ;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р) ;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к) ;
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (к) ;
- учёт разных мнений (к) ;
- разрешение конфликтов (к)
4.
Этап усвоения
новых знаний и
способов действий
- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
- уточняется формулировка учебной задачи;
- выбирают способ действия;
- строят план достижения цели;
Построение проекта
выхода
из затруднения
- самоопределение (л) ;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (п);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (п);
- выбор эффективных способов решения задач (п);
- планирование и прогнозирование (п) ;
- структурирование знаний (п) ;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (к);
- учёт разных мнений (к);
- планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками (к)
4.
Этап усвоения
новых знаний и
способов действий
- учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации;
- обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
- построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение ;
Реализация
построенного
проекта
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (п) ;
- выдвижение гипотез и их обоснование (п) ;
- установление причинно-следственных связей (п) ;
- волевая саморегуляция (р) ;
- познавательная инициатива (р) ;
- поиск необходимой информации (п);
- смыслообразование (л) ;
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (л) ;
- осознание ответственности за общее дело (л) ;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к) ;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (к) ;
- учёт разных мнений (к) ;
- достижение договорённостей и согласование общего решения (к)
5.
Этап первичной
проверки понимания
изученного
- Первичное закрепление проводится с проговариванием во внешней речи
Первичное
закрепление
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (п) ;
- извлечение из текстов необходимой информации (п) ;
- моделирование и преобразование моделей разных типов (п) ;
- подведение под понятие (п);
- установление причинно-следственных связей (п);
- выполнение действий по алгоритму (п) ;
- осознанное произвольное построение речевого высказывания (п);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (п) ;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (к);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (к);
- достижение договорённостей и согласование общего решения(к)
- осознание ответственности за общее дело (л);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (л);
6.
Этап закрепления новых знаний и способов действий
- учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа;
- осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;
- выполняют задания и корректируют возможные ошибки;
- определяют способы действия, которые вызывают у них затруднения
Самостоятельная
работа
с самопроверкой
по эталону
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (п) ;
- извлечение из текстов информации (п) ;
- подведение под понятие (п) ;
- выполнение действий по алгоритму (п) ;
- контроль (р) ;
- коррекция (р) ;
- оценка (р) ;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р) ;
- осознанное произвольное построение речевого высказывания (п) ;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к) ;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (к) ;
- использование критериев для обоснования своего суждения (к) ;
7.
Этап обобщения и систематизации знаний
- выявляются границы применимости нового знания;
- организация деятельности учащихся по переводу от-дельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений;
Включение
в систему знаний
и повторение
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (л) ;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (п) ;
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (п) ;
- подведение под понятие (п) ;
- моделирование и преобразование моделей разных типов (п) ;
- установление причинно-следственных связей (п) ;
- самостоятельное создание алгоритмов действий (п) ;
- контроль, коррекция, оценка (р) ;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к) ;
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (к) ;
- достижение договорённостей и согласование общего решения (к) ;
- управление поведением партнёра (к) ;
- осознание ответственности за общее дело (л)
8.
Этап рефлексии учебной
деятельности
на уроке
- фиксируется новое содержание, изученное на уроке;
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности;
- рефлексия способов и условий действия (п) ;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (п) ;
- самооценка на основе критерия успешности (л) ;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (л) ;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к) ;
- формулирование и аргументация своего мнения и учёт разных мнений (к) ;
- использование критериев для обоснования своего суждения (к) ;
- планирование учебного сотрудничества (п) ;
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (л)
9.
Подведение
итогов
- Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
10.
Информация
0 домашнем
задании
- Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Учитель должен решить:
- Какие формы контроля и самоконтроля необходимо предусмотреть?
- Что может стать мотивационной основой работы детей на уроке?
- Как правильно сформулировать учебную задачу?
- Какие виды деятельности, результаты необходимо оценить?
- Какие виды деятельности обучающихся стоит организовать?
Тема:
«Знакомство с понятием орфограмма.
Новое научное слово.»
(УМК «Гармония», 2 класс)
Технологическая
карта
или
Учебный предмет
Русский язык
Класс
2
Тип урока
Урок открытия нового знания
Цели урока
Образовательная : ввести понятия орфограмма (на примере безударных гласных), орфографическая ошибка ;
Технологии, методы, приемы
развивающая : развивать уважение к себе как носителю русского языка, потребностьв овладении безошибочным письмом; формировать УУД;
Поисковые методы обучения
Основные понятия, термины
воспитательная : воспитывать ценностное отношение к грамотной речи
Орфограмма, орфографическая ошибка; признаки орфограмм в области гласных
Планируемый результат
Предметный
умения правописания :
Личностный:
– зарождение сознательного отношения к письму,
– каллиграфически правильно писать слова;
– правильно списывать слова и предложения;
стремления к его правильности;
– выделять орфограммы в области гласных на письме;
– осознание социальных и личностных мотивов
учебно-языковые :
изучения орфографии.
– раскрывать сущность понятия «орфограмма»;
Метапредметный:
– ставить и решать учебную задачу под руководством
речевые умения :
учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять
– прогнозировать содержание текста по заглавию;
– определять значение слова с помощью контекста,
учебные действия в материализованной, громкоречевой
обращением к его истории;
и умственной форме ( р. );
– активно использовать новый термин ( орфограмма ) в речи
– ориентироваться в структуре параграфа, выделять
и осмысливать необходимую информацию, представлять ее
в знаково-символической форме; осуществлять анализ
с выделением существенных признаков, проводить сравнение
по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить
факты под понятие ( п. );
– участвовать в коллективном обсуждении вопросов,
высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять
и контролировать друг друга; делиться своими
Организация пространства
Формы работы
Фронтальная
Индивидуальная
Технология обучения
Этапы
Ресурсы
I.Организационный
урока
Книгопечатная продукция: М. Соловейчик, Н. Кузьменко
УУД :
Формируемые умения
«К тайнам нашего языка», Р-2 (1), тетрадь-задачник № 1;
Оформление
ІІ. Актуализация
– осуществлять
доски,
УУД :
опорных знаний
С. Маршак «Детки в клетке».
– определять границы
самоконтроль ( р. ) ;
наглядность
– Добрый день, ребята! У нас очередной
Деятельность
– слушать и понимать речь других; строить
Деятельность учителя
собственного знания/
урок русского языка.
учащихся
рассуждение ( к .)
Учащиеся
незнания ( п)
Сообщение учителя о результатах диктанта.
проверяют
– учиться прогнозировать ( р . );
Проверьте, как организовано ваше
– Как думаете, со всеми ли трудностями
Слушают
рабочее место, как расположены
готовность к уроку.
– слушать и понимать речь учителя, строить рассуждение ( к . )
информацию учителя.
письма вы научились справляться?
учебники и письменные принадлежности.
Высказывают
Высказывают
предположения
Почему это важно? Выскажите свои мысли
предположения
ІІІ. Введение
Предметные :
в тему урока
– раскрывать сущность
Главные
Да, диктант показал, что с некоторыми
понятия «главные опасности письма».
опасности
УУД :
Дети читают про себя,
трудностями письма вы научились
письма.
– осознавать необходимость
справляться. Но главные опасности
Как писать
высказывают
открытия нового знания
предположения.
письма у нас ещё впереди.
без ошибок?
– Прочитайте на доске начало названия следующего раздела. Предположите,
– Как писать
для овладения правильным
без ошибок?
почему они главные.
письмом ( л. );
– находить в учебнике
Высказываются
– Главные они потому, что чаще других
необходимую информацию;
встречаются.
предположения:
осмысливать заглавие раздела, параграфа, высказывать на этой основе предположения о содержании нового знания ( п );
быть внимательным,
– Будем продолжать учиться правильному
– формулировать учебную
письму.
знать правила и т.п.
– Новое научное
задачу урока ( р ).
– Найдите на странице 41 учебника вопрос, на который будем искать ответ. Прочитайте.
слово.
– Как вы ответите на этот вопрос?
– Думаю, что через несколько уроков вы
– Оно поможет нам
ответите на этот вопрос еще полнее. О том же, что вас ждет сегодня, сообщает второй заголовок, черный. Прочитайте его самостоятельно и скажите, что предстоит узнать.
начать отвечать
– Предположите, зачем нужно знать новое научное слово?
на вопрос «Как
писать без ошибок?»
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
Кризисы внимания:
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
Благодарю
за
внимание!