СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации. Анкетирование обучающихся показало, что заинтересованность любым предметом возрастает, если учитель применяет разнообразные современные методы обучения, основанные на использовании информационно–коммуникационных технологий. Поэтому возникает необходимость интегрирования уроков информатики с другими предметами учебного цикла.
Для использования современных информационно–коммуникационных технологий, интегрирования предметов в обучении имеются широкие возможности.
Метод лабораторных работ применяется для проведения учащимися опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами с применением технических средств. Используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания” знаний, ранее полученных наукой.
Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; гармонизировать свои отношения к учебному предмету, сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, подойти к их рассмотрению анализу с разных точек зрения, определять иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.
При изучении темы «Электронные таблицы» на уроках информатики старшеклассники учатся не только пользоваться этой программой, но и строить графики, по данным лабораторных работ, выполненных на уроках физики, использовать формулы, составлять тематические тесты. И здесь происходит тесное сотрудничество учителей физики и информатики. Информатик учит детей работать в среде MSExel, они приобретают практический опыт по созданию тестов, причем видят результаты своего труда, когда одноклассники или учащиеся младших классов проходят тестирование по созданным ими продуктам. Да еще и учитель-предметник в выигрыше – пополняется методическая копилка.
Базируясь на опыте проведения лабораторных работ, полученных знаниях, навыках и умениях, — метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний. Формируя способы научного анализа теоретических положений, укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Он вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, производственной деятельности.
Практические работы могут быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, компьютерных программ, стимулирующих познавательную деятельность учащегося. Опыт подобной работы присущ специализированным классам.
При изучении темы «Моделирование» в курсе информатики в 11 классе учащимся можно дать творческое задание построить компьютерную модель какого–либо физического явления. Учитель физики предлагает темы, консультирует, пополняет теоретическую базу ребенка, а учитель информатики помогает осуществить электронный проект модели физического явления и поиск информации в Интернете.
Эффективность метода практических работ вытекает из возможностей учителя адекватно целям и задачам темы урока рационально “вписать” в его структуру практические задания, организовать учащихся для выполнения работ (распределение заданий при выполнении работы группами).
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук. Создает оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, информатике. Повышает и развивает интерес учащихся к указанным предметам. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления.
ЛИТЕРАТУРА.
Кульневич, С.В. , Лакоценина, Т.П. Современный урок. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. – 288 с.
Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2002.– № 4.– с. 12–23.
Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 150 с.