СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы обучения на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены современные методы обучения, основанные на использовании информационно–коммуникационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы обучения на уроках физики»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации. Анкетирование обучающихся показало, что заинтересованность любым предметом возрастает, если учитель применяет разнообразные современные методы обучения, основанные на использовании информационно–коммуникационных технологий. Поэтому возникает необходимость интегрирования уроков информатики с другими предметами учебного цикла.

Для использования современных информационно–коммуникационных технологий, интегрирования предметов в обучении имеются широкие возможности.

Метод лабораторных работ применяется для проведения учащимися опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами с применением технических средств. Используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания” знаний, ранее полученных наукой.

Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; гармонизировать свои отношения к учебному предмету, сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, подойти к их рассмотрению анализу с разных точек зрения, определять иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.

При изучении темы «Электронные таблицы» на уроках информатики старшеклассники учатся не только пользоваться этой программой, но и строить графики, по данным лабораторных работ, выполненных на уроках физики, использовать формулы, составлять тематические тесты. И здесь происходит тесное сотрудничество учителей физики и информатики. Информатик учит детей работать в среде MSExel, они приобретают практический опыт по созданию тестов, причем видят результаты своего труда, когда одноклассники или учащиеся младших классов проходят тестирование по созданным ими продуктам. Да еще и учитель-предметник в выигрыше – пополняется методическая копилка.

Базируясь на опыте проведения лабораторных работ, полученных знаниях, навыках и умениях, — метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний. Формируя способы научного анализа теоретических положений, укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Он вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, производственной деятельности.

Практические работы могут быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, компьютерных программ, стимулирующих познавательную деятельность учащегося. Опыт подобной работы присущ специализированным классам.

При изучении темы «Моделирование» в курсе информатики в 11 классе учащимся можно дать творческое задание построить компьютерную модель какого–либо физического явления. Учитель физики предлагает темы, консультирует, пополняет теоретическую базу ребенка, а учитель информатики помогает осуществить электронный проект модели физического явления и поиск информации в Интернете.

Эффективность метода практических работ вытекает из возможностей учителя адекватно целям и задачам темы урока рационально “вписать” в его структуру практические задания, организовать учащихся для выполнения работ (распределение заданий при выполнении работы группами).

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук. Создает оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, информатике. Повышает и развивает интерес учащихся к указанным предметам. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Кульневич, С.В. , Лакоценина, Т.П. Современный урок. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. – 288 с.

  2. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности уча­щихся в ходе применения компьютерных образовательных про­грамм //Инновации в образовании. – 2002.– № 4.– с. 12–23.

  3. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная тех­нология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 150 с.