Просмотр содержимого документа
«Современные методы повышения мотивации на уроках математики»
Современные методы повышения мотивации обучающихся на уроках математики
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией» З.Фрейд
ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ
- Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том , что ребенок получает “удовольствие” от самой деятельности. И успешность процесса изучения математики зависит от желания ученика.
Проблема
- Исходя из вышеизложенного, возникает следующая научная проблема: каким образом развить мотивационную составляющую учебной математической деятельности школьников?
Познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся
Активизация познавательной деятельности
- целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности
Активные методы
- Мозговой штурм;
- Творческие задания – исправить ошибки, придумать сказку на тему…;
- Работа в малых группах – решение занимательных задач;
- Проблемное обучение;
- Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…;
- Интерактивная лекция;
- Ученик в роли учителя;
- Использование ИКТ;
- Проектный метод;
Позволяет решать такие задачи:
- заметно повысить наглядность обучения;
- обеспечить его дифференциацию;
- облегчить контроль знаний учащихся;
- повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Применяя информационные технологии, можно решить ряд проблем:
- больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии;
- каждый учащийся чётко планирует программу действий;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
Применяя информационные технологии, можно решить ряд проблем :
- урок становится разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время;
- возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.
Использование информационных технологий на уроке
- делает его более эффективным и привлекательным для учащихся;
- способствует повышению мотивации;
- Обучение становится творческим поиском;
- повышает индивидуализацию обучения;
- обеспечивает творческий рост и учащихся, и учителя.
Проект – один из путей повышения мотивации обучения учащихся
- Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого уникального продукта при заранее заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требования к качеству.
Цель проекта
- обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
- В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Этапы действий по выполнению проекта :
- 1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.
- 2. Планирование проекта:
- создание рабочих групп;
- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
- планирование работы групп.
Этапы действий по выполнению проекта :
- 3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
- 4. Защита проекта (объяснение результатов, публичное выступление)
- 5. Оценка результатов – рефлексия (анализ выполнения проектов, причины успехов и неудач).
Возможные типы учебных проектов ( по Е.С. Полат)
- По доминирующей деятельности:
- информационно- познавательные,
- игровые,
- исследовательские,
- творческие,
- практико-ориентированные (прикладные).
- Познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком - либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
- Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
- Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
- Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта
- По предметно-содержательной области:
· предметные,
· межпредметные.
· кратковременные (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке).
· длительные - продолжительностью от месяца и более
« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
Коллективные игры в классе разделяются по дидактическим целям урока
- 1. Обучающие игры. В процессе такой игры учащиеся получают новые знания, умения, навыки. 2. Контролирующие игры. Это игры, дидактическая цель которых, проверить ранее полученные знания, повторить и закрепить пройденный материал. 3. Обобщающие игры применяются при проверке результатов обучения.
Виды игр на уроках математики:
- Деловая игра.
- Ролевые игры.
- Занимательные задачи.
Работа на уроке с интерактивной доской.
Работа с интерактивной доской –это игра, с большим диапазоном возможностей.
Можно выделить три группы проблемных ситуаций:
- Познавательные (теоретическое мышление);
- Оценочные (критическое мышление);
- Организаторско-производственные (практическое мышление)
Примеры заданий:
- равным наклонным соответствуют равные наклонные;
- если произведение двух чётных чисел чётное число, то и сумма этих чисел чётное число;
- биссектриса угла в равнобедренном треугольнике есть одновременно его высота и медиана;
- в цветочном магазине продавали 67 роз. Красных было на 4 больше, чем белых. Сколько было красных и белых роз отдельно?
Процесс обучения математике в школе включает три основные составляющие:
- – объяснение нового материала;
- – самостоятельная работа;
- – опрос учащихся.
При реализации активных методов обучения важным является
Сделать математику немного занимательной помогает внеклассная работа:
- математические кружки;
- факультативные занятия;
- экскурсии;
- математические олимпиады;
- математические недели и многое другое.