СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы повышения мотивации на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация на тему "Современные методы повышения мотивации  на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Современные методы повышения мотивации на уроках математики»

Современные методы повышения мотивации обучающихся на уроках математики   «Личность – звено между мотивацией и ее реализацией»  З.Фрейд

Современные методы повышения мотивации обучающихся на уроках математики

«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией» З.Фрейд

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том , что ребенок получает “удовольствие” от самой деятельности. И успешность процесса изучения математики зависит от желания ученика.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ

  • Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том , что ребенок получает “удовольствие” от самой деятельности. И успешность процесса изучения математики зависит от желания ученика.

Проблема Исходя из вышеизложенного, возникает следующая научная проблема: каким образом развить мотивационную составляющую учебной математической деятельности школьников?

Проблема

  • Исходя из вышеизложенного, возникает следующая научная проблема: каким образом развить мотивационную составляющую учебной математической деятельности школьников?

Познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся

Познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся

Активизация познавательной деятельности целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности

Активизация познавательной деятельности

  • целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности
Активные методы Мозговой штурм;  Творческие задания – исправить ошибки, придумать сказку на тему…;  Работа в малых группах – решение занимательных задач;  Проблемное обучение;  Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…;  Интерактивная лекция;  Ученик в роли учителя;  Использование ИКТ;  Проектный метод; 

Активные методы

  • Мозговой штурм; 
  • Творческие задания – исправить ошибки, придумать сказку на тему…; 
  • Работа в малых группах – решение занимательных задач; 
  • Проблемное обучение; 
  • Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…; 
  • Интерактивная лекция; 
  • Ученик в роли учителя; 
  • Использование ИКТ; 
  • Проектный метод; 
Позволяет решать такие задачи:  заметно повысить наглядность обучения;  обеспечить его дифференциацию;  облегчить контроль знаний учащихся;  повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Позволяет решать такие задачи:

  • заметно повысить наглядность обучения;
  • обеспечить его дифференциацию;
  • облегчить контроль знаний учащихся;
  • повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Применяя информационные технологии, можно решить ряд проблем:  больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии;  каждый учащийся чётко планирует программу действий;  легко достигается уровневая дифференциация обучения; отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;

Применяя информационные технологии, можно решить ряд проблем:

  • больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии;
  • каждый учащийся чётко планирует программу действий;
  • легко достигается уровневая дифференциация обучения;
  • отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
Применяя информационные технологии, можно решить ряд проблем : урок становится разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы; активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время; возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.

Применяя информационные технологии, можно решить ряд проблем :

  • урок становится разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время;
  • возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.
Использование информационных технологий на уроке делает его более эффективным и привлекательным для учащихся; способствует повышению мотивации;  Обучение становится творческим поиском; повышает индивидуализацию обучения;  обеспечивает творческий рост и учащихся, и учителя.

Использование информационных технологий на уроке

  • делает его более эффективным и привлекательным для учащихся;
  • способствует повышению мотивации;
  • Обучение становится творческим поиском;
  • повышает индивидуализацию обучения;
  • обеспечивает творческий рост и учащихся, и учителя.
Проект – один из путей повышения мотивации обучения учащихся   Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого уникального продукта при заранее заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требования к качеству.

Проект – один из путей повышения мотивации обучения учащихся

  • Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого уникального продукта при заранее заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требования к качеству.
Цель проекта обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Цель проекта

  • обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
  • В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Этапы действий по выполнению проекта :   1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата. 2. Планирование проекта: - создание рабочих групп; - подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;   - планирование работы групп.

Этапы действий по выполнению проекта :

  • 1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.
  • 2. Планирование проекта:

- создание рабочих групп;

- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;

  - планирование работы групп.

Этапы действий по выполнению проекта : 3. Выполнение проекта  (исследовательская деятельность). 4. Защита проекта (объяснение результатов, публичное выступление) 5. Оценка результатов – рефлексия (анализ выполнения проектов, причины успехов и неудач).

Этапы действий по выполнению проекта :

  • 3. Выполнение проекта  (исследовательская деятельность).
  • 4. Защита проекта (объяснение результатов, публичное выступление)
  • 5. Оценка результатов – рефлексия (анализ выполнения проектов, причины успехов и неудач).
Возможные типы учебных проектов ( по Е.С. Полат) По доминирующей деятельности:   информационно- познавательные, игровые, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные).

Возможные типы учебных проектов ( по Е.С. Полат)

  • По доминирующей деятельности:
  •   информационно- познавательные,
  • игровые,
  • исследовательские,
  • творческие,
  • практико-ориентированные (прикладные).
Познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком - либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов. Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
  • Познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком - либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
  • Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности. Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта
  • Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
  • Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта
По предметно-содержательной области: ·      предметные, ·      межпредметные. По продолжительности: ·        кратковременные (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке). ·        длительные - продолжительностью от месяца и более
  • По предметно-содержательной области:

·      предметные,

·      межпредметные.

  • По продолжительности:

·        кратковременные (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке).

·        длительные - продолжительностью от месяца и более

« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»    В. А. Сухомлинский

« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Коллективные игры в классе разделяются по дидактическим целям урока 1. Обучающие игры. В процессе такой игры учащиеся получают  новые знания, умения, навыки.  2. Контролирующие игры. Это игры, дидактическая цель которых, проверить ранее полученные знания, повторить и закрепить пройденный материал.  3. Обобщающие игры применяются при проверке результатов обучения.             

Коллективные игры в классе разделяются по дидактическим целям урока

  • 1. Обучающие игры. В процессе такой игры учащиеся получают  новые знания, умения, навыки. 2. Контролирующие игры. Это игры, дидактическая цель которых, проверить ранее полученные знания, повторить и закрепить пройденный материал. 3. Обобщающие игры применяются при проверке результатов обучения.             
Виды игр на уроках математики:   Деловая игра. Ролевые игры. Занимательные задачи.

Виды игр на уроках математики:

  • Деловая игра.
  • Ролевые игры.
  • Занимательные задачи.
Работа на уроке с интерактивной доской. Работа с интерактивной доской –это игра, с большим диапазоном  возможностей.

Работа на уроке с интерактивной доской.

Работа с интерактивной доской –это игра, с большим диапазоном  возможностей.

 Можно выделить три группы проблемных ситуаций:   Познавательные (теоретическое мышление);  Оценочные  (критическое мышление);  Организаторско-производственные  (практическое мышление)

Можно выделить три группы проблемных ситуаций:

  • Познавательные (теоретическое мышление);
  • Оценочные  (критическое мышление);
  • Организаторско-производственные  (практическое мышление)
Примеры заданий: равным наклонным соответствуют равные наклонные; если произведение двух чётных чисел чётное число, то и сумма этих чисел чётное число; биссектриса угла в равнобедренном треугольнике есть одновременно его высота и медиана; в цветочном магазине продавали 67 роз. Красных было на 4 больше, чем белых. Сколько было красных и белых роз отдельно?

Примеры заданий:

  • равным наклонным соответствуют равные наклонные;
  • если произведение двух чётных чисел чётное число, то и сумма этих чисел чётное число;
  • биссектриса угла в равнобедренном треугольнике есть одновременно его высота и медиана;
  • в цветочном магазине продавали 67 роз. Красных было на 4 больше, чем белых. Сколько было красных и белых роз отдельно?
Процесс обучения математике в школе включает три основные составляющие:   – объяснение нового материала; – самостоятельная работа; – опрос учащихся.

Процесс обучения математике в школе включает три основные составляющие:

  • – объяснение нового материала;
  • – самостоятельная работа;
  • – опрос учащихся.
При реализации активных методов обучения важным является

При реализации активных методов обучения важным является

Сделать математику немного занимательной помогает внеклассная работа: математические кружки;  факультативные занятия;  экскурсии;  математические олимпиады;  математические недели и многое другое.

Сделать математику немного занимательной помогает внеклассная работа:

  • математические кружки;
  • факультативные занятия;
  • экскурсии;
  • математические олимпиады;
  • математические недели и многое другое.