СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к формированию навыков чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал поможет педагогу в построении системы работы над формированием навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к формированию навыков чтения.»

Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочными и полноценными навыками чтения.

Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, по средствам чего ученик сам учится.

Чтение, книга – это мощное средство образования воспитания и развития умственного, языкового, речевого ,нравственного ,культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального чувственного средства развития всех способностей.

Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельного усвоения навыка чтения. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка, того, что изучают, и того, посредством чего учатся.

Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так .чтобы не допускать в них пропусков, изменений перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и чтение целым словами и группами слов. Темп – определённое, посильное и необременительное для определённого возраста скорость чтения.

Навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимание, уразумение содержание смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её способом, правильностью и выразительностью чтения.

Смысловое – сторона чтения - это совокупное понимание читающим: 1) значение большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержание отдельных частей текста и смысла этих частей; 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания к прочитанному. При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учёт двух планов содержания текста: 1) фактического, предметного плана и 2) смысла предметного плана.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:

I класс – не менее 25-30 слов в минуту;

II класс – не менее 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия), 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия);

III класс – 50-60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия);

IV класс – 70-80 слов в минуту (в конце первого полугодия). Если результат ниже – это сигнал недоработки.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б)пропуски; в)перестановки; г)добавления; е)повторы букв, слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударение в словах.

Выразительное чтение проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы; делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию; читать достаточно громко и внятно.

На качестве чтения может сказаться то обстоятельство, какой текст задан – знакомый или же впервые читаемый.

При оценке чтения здесь нужна соответствующая поправка: в первом случае более взыскательно надо подойти к оценке прежде всего способа и правильности чтения, затем уже скорости и выразительности. «Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость» (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Процедура итоговой проверки такова:

  1. Выбирается текст, соответствующий по сложности тем, что помещены в учебнике для данного класса, объемом – 1,5 страницы;

  2. Ученику предлагается начать его читать про себя (чтобы вчитаться и снять возможное напряжение), а с какого-то абзаца перейти на чтение вслух. С этого момента измеряется скорость чтения. Учитель попутно отмечает в своей тетради замеченные ошибки. Если же сразу предложить чтение вслух. То измерение скорости, темпа чтения целесообразно производить в течении двух минут – это своеобразный этап «вхождения» в процесс чтения, вторая – это контрольное время;

  3. Сразу же после окончания чтения задаются 2-3 вопроса по содержанию прочитанного, ответы на которые требуют у ученика понимания и предметного плана содержания, и смысла предметного плана, и эти показатели надо считать главными, решающими.

Общая цель литературного чтения – развитие речевой деятельности младших школьников, формирование их познавательной активности и самостоятельности. Литературное чтение должно обеспечивать формирование человека читающего, слушающего, рассказывающего и объясняющего, готового к продолжению филологического образования в основном звене школы и умеющего использовать навыки чтения, письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности.

Ребёнок должен постепенно осваивать процесс беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. На практическом уровне должен обладать целостным восприятием художественного произведения и оценкой его содержания и художественных особенностей, приобретать умение самостоятельно работать с книгой. Постепенно формируется круг чтения младшего школьника. Знакомство с языком художественного произведения должно обеспечивать формирование умения различать видовое и жанровое разнообразие литературных произведений, выделять их особенности и выразительные средства, осознанно оперировать отдельными литературоведческими понятиями. Восприятие литературных текстов обеспечивает ценно-эстетическое развитие личности и препятствует превращению литературы в чисто познавательный предмет.

Умение понимать и анализировать тексты разных видов, ориентироваться в тексте – является условием успешного освоения всех предметов основной школы.















Всю работу по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения делю на 3 этапа: 1 этап – 1 класс, 2 этап – 2-3 класс, 3 этап – 4 класс.



1 этап – 1 класс

«Формирование плавного, осознанного чтения, привитие любви к литературному чтению».



Для этого этапа были определены задачи:

- полное планирование прохождения программы и его грамотное оформление;

- повышение мотивации учебной деятельности;

- оказание педагогического влияния на социализацию ребёнка, его нравственную ориентацию, повышение общей культуры через уроки чтения;

- диагностика.



Для этого намечены следующие пути:

- научно-методическая работа

а) изучение и внедрение элементов новых педагогических технологий;

б) создание условий для усвоения новых форм работы с книгой.



Для выполнения поставленных задач была проведена кропотливая работа. В течение года велась диагностика состояния учебного процесса. Ежемесячно велась проверка навыков чтения; выявлялись сильные и слабые стороны. Анализ результатов контроля навыков чтения показал, что учащиеся 1 класса усвоили программный материал на оптимальном уровне.



Выводы: в 1 классе все учащиеся на конец года освоили навыки плавного, осознанного чтения. Наблюдалась тенденция к росту качества обучения.













На 2 и 3 этапы основная задача:

«Способствовать повышению мотивации учебной деятельности»



Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведения словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогатить нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.















В целях дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения учителю необходимо:



  1. При подготовке к уроку тщательно обдумать целесообразность включения того или иного этапа и с учётом этого правильно распределять время по его этапам.

  2. В ходе проверки домашнего задания:

– шире практиковать тихое чтение учащихся (вполголоса) с соблюдением индивидуального темпа ( в это время учитель получает возможность, проходя по рядам и прислушиваясь к чтению определённых детей, за короткий срок установить их качество чтения и по мере необходимости индивидуально проработать);

– наряду с чтением текстов букваря для обеспечения индивидуальной работы с учащимся в соответствии с их особенностями, предусматривать чтение текстов на доске, таблицах, книжках-малышках, карточках.

  1. Готовясь к изучению нового текста, продумывать необходимость предварительности работы, её содержание, а проводя эту работу, создавать у детей необходимый эмоциональный настрой, вызывать у них интерес к произведению, желание услышать новое и понять его.

  2. Предлагая детям новое произведение для первоначального знакомства (особенно во 2-5 классах), чаще поручать учащимся самостоятельно его прочитать, заранее готовя отдельных из них к чтению «за учителя» (читать «за учителя» в течении всего года должны все учащиеся, в том числе и слабочитающие, задача же учителя – хорошо подготовить каждого из них).

  3. В ходе многократного перечитывания одного и того же произведения с целью сохранения к нему интереса со стороны учащихся широко использовать разнообразные виды работ по чтению: «цепочкой», выборочное, за «ведущим» (учителем или учеником), по ролям, тихое чтение с соблюдением индивидуального темпа, хоровое ( в унисон) по группам, всем классом, про себя ( на первом этапе изучения нового текста до выяснения основной мысли не следует включать чтение «цепочкой», т.к. оно затрудняет осознание восприятия главной мысли в произведении; целесообразнее применять такое чтение при проверке домашнего задания, в конце урока).

  4. Особое внимание обратить на развитие навыков выразительного чтения, используя для этого все многообразия приемов обучения:

- образец чтения произведения самим учителем,

- разметку текста ( определение интонации и темпа чтения, установление наличия знаков препинания, логических и психологических пауз, постановка логических ударений, уточнение интонаций в определённых отрывках),

- подготовку отдельных частей текста для выразительного чтения на уроке,

- более широкое использование видов работ: чтение «за ведущим», по ролям, драматизация отрывков текста и др.

7. При работе с текстом помогать учащимся понять прочитанное, разобраться в содержании, осознать идею произведения, определить отношение к поступкам героев, объяснить различные явления и факты, установить между ними взаимосвязь ( в этом залог сознательного, а на основе этого и правильного, выразительного, беглого чтения).

8. Для развития речи необходимо:

а) работать над расширением, уточнением, активизацией словаря учащихся; на уроках использовать разнообразные виды творческих работ обучающего характера с учетом возрастающей степени трудности; проводить лексическую работу, выделять главную мысль, коротко пересказывать, учить отвечать по плану связно;

б) применять разнообразные приемы над изобразительными средствами художественных произведений.

9. Помнить, что эффективность урока определяется не только тем, насколько удалась работа по совершенствованию навыка полноценного чтения, но и тем, что нового узнали дети, какие чувства они при этом пережили, какую оценку поступкам и событиям сделали, какое отношение к действительности у них возникло.

10. Для развития у детей интереса к книге, чтению осуществлять тесную взаимосвязь уроков классного и внеклассного чтения.



















































Основные задачи литературного чтения



- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности ,воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателям произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогатить нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.













































Основные направления развития речевых умений и навыков при работе с текстом



  1. Развитие навыка чтения.

  2. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения.

  3. Требования к уровню сформированности навыков чтения.

  4. Выработка умений работать с текстом.

  5. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.

  6. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

  7. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.

  8. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.

  9. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.

  10. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.



























































Резервы техники чтения





Главная задача хорошо читать – грамотно, выразительно, логически выделяя паузы, стройно, логически грамотно.

Аспекты методики работы со всем классом во время урока



  1. Не длительность, а частота тренировочных упражнений.

  2. Проверка техники чтения просебя. Разбивать текст на абзацы.

  3. Жужжащее чтение.

  4. Ежеурочные пятиминутки чтения.

  5. Режим щадящего чтения (для детей, у которых плохо со слиянием слогов): прочитал слово, пауза, слово, пауза (при чтении нового текста).

  6. Чтение перед сном.

  7. Развитие оперативной памяти:

а) зрительные диктанты Федоренко.

б) три типа упражнений Пальчикова:

- многократное чтение;

- в темпе скороговорки;

- выразительное чтение текста с переходом на незнакомую часть.

8) Стимулирование учащихся и ситуация успеха на уроке.



















































Зрительные диктанты Федоренко





Набор 1

  1. Утро мудро 9 букв – 4 секунды

  2. Будь здоров. 10 – 5

  3. Делай добро. 10 – 5

  4. Беда ум родит. 11 – 5

  5. День – трудень. 11 – 5

  6. С делом не шути. 12 – 6

Набор 2

  1. Было да сплыло. 12 – 6

  2. Беден, да честен. 13 – 6

  3. Ошибка не обман. 13 – 6

  4. Умный уступает. 13 – 6

  5. Свой хлеб сытнее. 14 – 7

  6. Первый блин комом. 15 – 8

Набор 3

  1. Век живи, век учись. 15 – 8

  2. Один в поле не воин. 15 – 8

  3. Секрет не для двоих. 16 – 8

  4. Без труда нет добра. 16 – 8

  5. Время дороже золота. 17 – 8

  6. Шути, да оглядывайся. 17 – 8

Набор 4

  1. Без ума голова – котёл. 17 – 8

  2. Больного бьют больно. 18 – 7

  3. Кто ленив, тот и сонлив. 18 – 7

  4. Людей сближает улыбка. 19 – 7

  5. В злобе теряется разум. 19 – 7

  6. Непоседа портит беседу. 20 – 7

Набор 5

  1. Без старых не проживёшь. 20 – 6

  2. Без терпенья нет уменья. 20 – 6

  3. Бумага терпит, перо пишет. 21 – 6

  4. Добро помни, а зло забывай. 21 – 6

  5. Спрос не грех, отказ не беда. 22 – 6

  6. Говори меньше – умнее будешь. 23 – 6

Набор 6

  1. Говорит бело, а делает черно. 23 – 5

  2. Мать плачет, что река льётся. 23 – 5

  3. За доброго человека сто рук. 23 – 5

  4. В гостях хорошо, а дома лучше. 23 – 5

  5. Бранись, а рукам волю не давай. 24 – 5

  6. Поменьше слов, побольше дела. 24 – 5







Набор 7

  1. Ум без догадки гроша не стоит. 25 – 4

  2. Глаза страшатся, а руки делают. 25 – 4

  3. Других не суди – на себя погляди. 25 – 4

  4. После драки кулаками не машут. 25 – 4

  5. Русский человек добро помнит. 25 – 4

  6. С миру по нитке – голому рубашка.25 – 4

Набор 8

  1. Сробел – пропал. 12 – 6

  2. Каша – радость наша. 15 – 7

  3. Ссора – оружие глупца. 17 – 8

  4. Аптека не прибавит века. 20 – 10

  5. Без беды друга не узнаешь. 21 – 10

  6. Тому тяжело, кто помнит зло. 22 – 10

Набор 9

  1. Как ты к земле, так и она к тебе. 23 – 7

  2. После дела и гулять хорошо. 22 – 7

  3. Без хлеба куска везде тоска. 23 – 7

  4. Частые гости – в доме порядок. 23 – 7

  5. Доброму слову – добрый ответ. 23 – 7

  6. Больше слушай – меньше говори. 24 – 7

Набор 10

  1. Доброе слово – это доброе дело. 24 – 5

  2. Добро того учит, кто слушает. 24 – 5

  3. Бранись, а рукам волю не давай. 24 – 5

  4. С поклону голова не отвалится. 25 – 5

  5. Силу применить легче, чем разум. 26 – 5

  6. Берут завидки на чужие пожитки. 26 – 5

Набор 11

  1. Поменьше слов, побольше дела. 24 – 4

  2. Азбука – к мудрости ступенька. 24 – 4

  3. Бархатный весь, а жальце есть. 24 – 4

  4. Старого учить, только портить. 25 – 4

  5. Болен – лечись, а здоров – берегись. 26 – 4

  6. Своего не бросай, чужого не бери. 26 – 4

Набор 12

  1. Ошибся, что ушибся – вперёд наука. 26 – 4

  2. Будет и на нашей улице праздник. 26 – 4

  3. Людям хорошо – тогда и тебе хорошо.27–4

  4. На всякое хотение есть терпение. 27 – 4

  5. Кто быстро помог, тот дважды помог. 28 – 4

  6. Красив тот, кто красиво поступает. 28 – 4



Набор 13

  1. Без дела жить – только небо коптить. 28 – 4

  2. Дитя плачет, а у матери сердце болит. 29 – 4

  3. Бабушке один только дедушка не внук. 30 -4

  4. Без ужина подушка в головах вертится. 31- 4

  5. Любви, огня и кашля от людей не спрячешь.32-4

  6. Кто часто злится и завидует, тот слабый. 32-4

Набор 14

  1. Не беда ошибиться, беда не справиться. 32-4

  2. Вчера солгал, сегодня лгуном обзывают. 33-4

  3. Не для того голова, чтоб шапочку носить.33-4

  4. С малыми детками горе, а с большими вдвое. 33-4

  5. Хороший ученик тот, кто поправит учителя. 33-4

  6. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. 33-4

Набор 15

  1. Не затем руки даны, чтоб даром болтаться. 34-4

  2. Человек должен быть доволен своим трудом.35-4

  3. Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. 35-4

  4. Не хвали себя сам, пусть тебя похвалит. 36-4

  5. Смотри дерево по плодам, а человека по делам. 36-4

  6. Солнце как родная матушка , никогда не обидит. 37-4

Набор 16

  1. От лихого человека – хоть полу отрежь да уйди. 36-5

  2. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 36-5

  3. Битого, пролитого да прожитого не воротишь. 36-5

  4. Солнце как родная матушка , никогда не обидит. 37-4

  5. Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдёт. 38-5

  6. Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. 38-5

Набор 17

  1. Кто за своё дерётся, тому и сила двойная даётся. 38-6

  2. У бездельника охота до того, чтоб обмануть кого. 39-6

  3. Гостя по одежде встречают, а по разуму провожают. 39-6

  4. Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь. 40-6

  5. Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог –лапти. 42-7

  6. Сонливого не добудишься, а а ленивого не дошлёшься. 41-7

Набор 18

  1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 43-7

  2. Выразительны не только дурные примеры, но и хорошие. 43-7

  3. За правое дело своей головы не жалей и чужой не дорожи. 42-7

  4. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. 44-7

  5. Будешь сладок – живьём проглотят, будешь горек – проклянут. 47-8

  6. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. 46-8









56 видов работы с текстом

  1. Чтение по заданию учителя всего текста.

  2. Чтение и деление на части, составление плана.

  3. Чтение по готовому плану.

  4. Чтение, после чтения пересказывание.

  5. Чтение нового текста, заранее подготовленного дома.

  6. Чтение с сохранением текста.

  7. Чтение цепочкой по предложениям.

  8. Чтение цепочкой по абзацам.

  9. Жужжащее чтение.

  10. Нахождение отрывка к рисунку.

  11. Чтение – ответы на вопросы.

  12. Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  13. Чтение самого красивого.

  14. Нахождение по данному началу или концу всего предложения.

  15. Чтение выше нормы.

  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  17. Нахождение предложения, с помощью которого найти ошибку.

  18. Нахождение главной мысли.

  19. Чтение и установление: что правда, что ложь.

  20. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками.

  21. Составление сценария к диафильму.

  22. Чтение и подборка звукового оформления.

  23. Беседа с сопровождением выборочного чтения.

  24. Нахождение выводов и построение плана.

  25. Высказывание своих суждений: «Я думаю, что…».

  26. Рассказ чем понравилось.

  27. Установление причинно-следственных связей.

  28. Чтение названия рассказа, вариативность.

  29. Чтение по ролям.

  30. Чтение по ролям диалога, исключая автора.

  31. Чтение – пересказ прочитанного с помощью жестов.

  32. Живая картинка.

  33. Найти отрывок, прочитать презрительно, с мольбой.

  34. Нахождение и чтение предложений с ?, ! …, цель высказывания.

  35. Конкурсное чтение.

  36. Нахождение и чтение слов с логическим ударением, изменение ударения.

  37. Нахождение и чтение образных описаний.

  38. Нахождение и чтение слов громко, тихо, медленно.

  39. Расстановка пауз.

  40. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая паузой.

  41. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

  42. Чтение отрывка текста с распространением отрывка в нём.

  43. Вычленение слова из рассказа в предложенной схеме.

  44. Кто быстрей найдёт слово на правило.

  45. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  46. Нахождение двух- трёх- четырёхсложных слов.

  47. Нахождение сочетаний.

  48. Чтение и пометка непонятных слов.

  49. Чтение слов с разбивкой на слоги слабочитающими.

  50. Нахождение слов, составление устного портрета.

  51. Нахождение близких по значению слов.

  52. Чтение слов – сноски.

  53. Нахождение слов для написания сочинения.

  54. Чтение и выписывание слов для словаря.

  55. Комбинированное чтение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!