Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочными и полноценными навыками чтения.
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, по средствам чего ученик сам учится.
Чтение, книга – это мощное средство образования воспитания и развития умственного, языкового, речевого ,нравственного ,культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального чувственного средства развития всех способностей.
Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельного усвоения навыка чтения. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка, того, что изучают, и того, посредством чего учатся.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так .чтобы не допускать в них пропусков, изменений перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и чтение целым словами и группами слов. Темп – определённое, посильное и необременительное для определённого возраста скорость чтения.
Навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимание, уразумение содержание смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её способом, правильностью и выразительностью чтения.
Смысловое – сторона чтения - это совокупное понимание читающим: 1) значение большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержание отдельных частей текста и смысла этих частей; 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания к прочитанному. При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учёт двух планов содержания текста: 1) фактического, предметного плана и 2) смысла предметного плана.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:
I класс – не менее 25-30 слов в минуту;
II класс – не менее 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия), 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия);
III класс – 50-60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия);
IV класс – 70-80 слов в минуту (в конце первого полугодия). Если результат ниже – это сигнал недоработки.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б)пропуски; в)перестановки; г)добавления; е)повторы букв, слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударение в словах.
Выразительное чтение проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы; делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию; читать достаточно громко и внятно.
На качестве чтения может сказаться то обстоятельство, какой текст задан – знакомый или же впервые читаемый.
При оценке чтения здесь нужна соответствующая поправка: в первом случае более взыскательно надо подойти к оценке прежде всего способа и правильности чтения, затем уже скорости и выразительности. «Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость» (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Процедура итоговой проверки такова:
Выбирается текст, соответствующий по сложности тем, что помещены в учебнике для данного класса, объемом – 1,5 страницы;
Ученику предлагается начать его читать про себя (чтобы вчитаться и снять возможное напряжение), а с какого-то абзаца перейти на чтение вслух. С этого момента измеряется скорость чтения. Учитель попутно отмечает в своей тетради замеченные ошибки. Если же сразу предложить чтение вслух. То измерение скорости, темпа чтения целесообразно производить в течении двух минут – это своеобразный этап «вхождения» в процесс чтения, вторая – это контрольное время;
Сразу же после окончания чтения задаются 2-3 вопроса по содержанию прочитанного, ответы на которые требуют у ученика понимания и предметного плана содержания, и смысла предметного плана, и эти показатели надо считать главными, решающими.
Общая цель литературного чтения – развитие речевой деятельности младших школьников, формирование их познавательной активности и самостоятельности. Литературное чтение должно обеспечивать формирование человека читающего, слушающего, рассказывающего и объясняющего, готового к продолжению филологического образования в основном звене школы и умеющего использовать навыки чтения, письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности.
Ребёнок должен постепенно осваивать процесс беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. На практическом уровне должен обладать целостным восприятием художественного произведения и оценкой его содержания и художественных особенностей, приобретать умение самостоятельно работать с книгой. Постепенно формируется круг чтения младшего школьника. Знакомство с языком художественного произведения должно обеспечивать формирование умения различать видовое и жанровое разнообразие литературных произведений, выделять их особенности и выразительные средства, осознанно оперировать отдельными литературоведческими понятиями. Восприятие литературных текстов обеспечивает ценно-эстетическое развитие личности и препятствует превращению литературы в чисто познавательный предмет.
Умение понимать и анализировать тексты разных видов, ориентироваться в тексте – является условием успешного освоения всех предметов основной школы.
Всю работу по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения делю на 3 этапа: 1 этап – 1 класс, 2 этап – 2-3 класс, 3 этап – 4 класс.
1 этап – 1 класс
«Формирование плавного, осознанного чтения, привитие любви к литературному чтению».
Для этого этапа были определены задачи:
- полное планирование прохождения программы и его грамотное оформление;
- повышение мотивации учебной деятельности;
- оказание педагогического влияния на социализацию ребёнка, его нравственную ориентацию, повышение общей культуры через уроки чтения;
- диагностика.
Для этого намечены следующие пути:
- научно-методическая работа
а) изучение и внедрение элементов новых педагогических технологий;
б) создание условий для усвоения новых форм работы с книгой.
Для выполнения поставленных задач была проведена кропотливая работа. В течение года велась диагностика состояния учебного процесса. Ежемесячно велась проверка навыков чтения; выявлялись сильные и слабые стороны. Анализ результатов контроля навыков чтения показал, что учащиеся 1 класса усвоили программный материал на оптимальном уровне.
Выводы: в 1 классе все учащиеся на конец года освоили навыки плавного, осознанного чтения. Наблюдалась тенденция к росту качества обучения.
На 2 и 3 этапы основная задача:
«Способствовать повышению мотивации учебной деятельности»
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведения словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогатить нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.
В целях дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения учителю необходимо:
При подготовке к уроку тщательно обдумать целесообразность включения того или иного этапа и с учётом этого правильно распределять время по его этапам.
В ходе проверки домашнего задания:
– шире практиковать тихое чтение учащихся (вполголоса) с соблюдением индивидуального темпа ( в это время учитель получает возможность, проходя по рядам и прислушиваясь к чтению определённых детей, за короткий срок установить их качество чтения и по мере необходимости индивидуально проработать);
– наряду с чтением текстов букваря для обеспечения индивидуальной работы с учащимся в соответствии с их особенностями, предусматривать чтение текстов на доске, таблицах, книжках-малышках, карточках.
Готовясь к изучению нового текста, продумывать необходимость предварительности работы, её содержание, а проводя эту работу, создавать у детей необходимый эмоциональный настрой, вызывать у них интерес к произведению, желание услышать новое и понять его.
Предлагая детям новое произведение для первоначального знакомства (особенно во 2-5 классах), чаще поручать учащимся самостоятельно его прочитать, заранее готовя отдельных из них к чтению «за учителя» (читать «за учителя» в течении всего года должны все учащиеся, в том числе и слабочитающие, задача же учителя – хорошо подготовить каждого из них).
В ходе многократного перечитывания одного и того же произведения с целью сохранения к нему интереса со стороны учащихся широко использовать разнообразные виды работ по чтению: «цепочкой», выборочное, за «ведущим» (учителем или учеником), по ролям, тихое чтение с соблюдением индивидуального темпа, хоровое ( в унисон) по группам, всем классом, про себя ( на первом этапе изучения нового текста до выяснения основной мысли не следует включать чтение «цепочкой», т.к. оно затрудняет осознание восприятия главной мысли в произведении; целесообразнее применять такое чтение при проверке домашнего задания, в конце урока).
Особое внимание обратить на развитие навыков выразительного чтения, используя для этого все многообразия приемов обучения:
- образец чтения произведения самим учителем,
- разметку текста ( определение интонации и темпа чтения, установление наличия знаков препинания, логических и психологических пауз, постановка логических ударений, уточнение интонаций в определённых отрывках),
- подготовку отдельных частей текста для выразительного чтения на уроке,
- более широкое использование видов работ: чтение «за ведущим», по ролям, драматизация отрывков текста и др.
7. При работе с текстом помогать учащимся понять прочитанное, разобраться в содержании, осознать идею произведения, определить отношение к поступкам героев, объяснить различные явления и факты, установить между ними взаимосвязь ( в этом залог сознательного, а на основе этого и правильного, выразительного, беглого чтения).
8. Для развития речи необходимо:
а) работать над расширением, уточнением, активизацией словаря учащихся; на уроках использовать разнообразные виды творческих работ обучающего характера с учетом возрастающей степени трудности; проводить лексическую работу, выделять главную мысль, коротко пересказывать, учить отвечать по плану связно;
б) применять разнообразные приемы над изобразительными средствами художественных произведений.
9. Помнить, что эффективность урока определяется не только тем, насколько удалась работа по совершенствованию навыка полноценного чтения, но и тем, что нового узнали дети, какие чувства они при этом пережили, какую оценку поступкам и событиям сделали, какое отношение к действительности у них возникло.
10. Для развития у детей интереса к книге, чтению осуществлять тесную взаимосвязь уроков классного и внеклассного чтения.
Основные задачи литературного чтения
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности ,воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателям произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогатить нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Основные направления развития речевых умений и навыков при работе с текстом
Развитие навыка чтения.
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения.
Требования к уровню сформированности навыков чтения.
Выработка умений работать с текстом.
Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.
Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.
Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.
Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.
Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.
Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.
Резервы техники чтения
Главная задача хорошо читать – грамотно, выразительно, логически выделяя паузы, стройно, логически грамотно.
Аспекты методики работы со всем классом во время урока
Не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Проверка техники чтения просебя. Разбивать текст на абзацы.
Жужжащее чтение.
Ежеурочные пятиминутки чтения.
Режим щадящего чтения (для детей, у которых плохо со слиянием слогов): прочитал слово, пауза, слово, пауза (при чтении нового текста).
Чтение перед сном.
Развитие оперативной памяти:
а) зрительные диктанты Федоренко.
б) три типа упражнений Пальчикова:
- многократное чтение;
- в темпе скороговорки;
- выразительное чтение текста с переходом на незнакомую часть.
8) Стимулирование учащихся и ситуация успеха на уроке.
Зрительные диктанты Федоренко
Набор 1
Утро мудро 9 букв – 4 секунды
Будь здоров. 10 – 5
Делай добро. 10 – 5
Беда ум родит. 11 – 5
День – трудень. 11 – 5
С делом не шути. 12 – 6
Набор 2
Было да сплыло. 12 – 6
Беден, да честен. 13 – 6
Ошибка не обман. 13 – 6
Умный уступает. 13 – 6
Свой хлеб сытнее. 14 – 7
Первый блин комом. 15 – 8
Набор 3
Век живи, век учись. 15 – 8
Один в поле не воин. 15 – 8
Секрет не для двоих. 16 – 8
Без труда нет добра. 16 – 8
Время дороже золота. 17 – 8
Шути, да оглядывайся. 17 – 8
Набор 4
Без ума голова – котёл. 17 – 8
Больного бьют больно. 18 – 7
Кто ленив, тот и сонлив. 18 – 7
Людей сближает улыбка. 19 – 7
В злобе теряется разум. 19 – 7
Непоседа портит беседу. 20 – 7
Набор 5
Без старых не проживёшь. 20 – 6
Без терпенья нет уменья. 20 – 6
Бумага терпит, перо пишет. 21 – 6
Добро помни, а зло забывай. 21 – 6
Спрос не грех, отказ не беда. 22 – 6
Говори меньше – умнее будешь. 23 – 6
Набор 6
Говорит бело, а делает черно. 23 – 5
Мать плачет, что река льётся. 23 – 5
За доброго человека сто рук. 23 – 5
В гостях хорошо, а дома лучше. 23 – 5
Бранись, а рукам волю не давай. 24 – 5
Поменьше слов, побольше дела. 24 – 5
Набор 7
Ум без догадки гроша не стоит. 25 – 4
Глаза страшатся, а руки делают. 25 – 4
Других не суди – на себя погляди. 25 – 4
После драки кулаками не машут. 25 – 4
Русский человек добро помнит. 25 – 4
С миру по нитке – голому рубашка.25 – 4
Набор 8
Сробел – пропал. 12 – 6
Каша – радость наша. 15 – 7
Ссора – оружие глупца. 17 – 8
Аптека не прибавит века. 20 – 10
Без беды друга не узнаешь. 21 – 10
Тому тяжело, кто помнит зло. 22 – 10
Набор 9
Как ты к земле, так и она к тебе. 23 – 7
После дела и гулять хорошо. 22 – 7
Без хлеба куска везде тоска. 23 – 7
Частые гости – в доме порядок. 23 – 7
Доброму слову – добрый ответ. 23 – 7
Больше слушай – меньше говори. 24 – 7
Набор 10
Доброе слово – это доброе дело. 24 – 5
Добро того учит, кто слушает. 24 – 5
Бранись, а рукам волю не давай. 24 – 5
С поклону голова не отвалится. 25 – 5
Силу применить легче, чем разум. 26 – 5
Берут завидки на чужие пожитки. 26 – 5
Набор 11
Поменьше слов, побольше дела. 24 – 4
Азбука – к мудрости ступенька. 24 – 4
Бархатный весь, а жальце есть. 24 – 4
Старого учить, только портить. 25 – 4
Болен – лечись, а здоров – берегись. 26 – 4
Своего не бросай, чужого не бери. 26 – 4
Набор 12
Ошибся, что ушибся – вперёд наука. 26 – 4
Будет и на нашей улице праздник. 26 – 4
Людям хорошо – тогда и тебе хорошо.27–4
На всякое хотение есть терпение. 27 – 4
Кто быстро помог, тот дважды помог. 28 – 4
Красив тот, кто красиво поступает. 28 – 4
Набор 13
Без дела жить – только небо коптить. 28 – 4
Дитя плачет, а у матери сердце болит. 29 – 4
Бабушке один только дедушка не внук. 30 -4
Без ужина подушка в головах вертится. 31- 4
Любви, огня и кашля от людей не спрячешь.32-4
Кто часто злится и завидует, тот слабый. 32-4
Набор 14
Не беда ошибиться, беда не справиться. 32-4
Вчера солгал, сегодня лгуном обзывают. 33-4
Не для того голова, чтоб шапочку носить.33-4
С малыми детками горе, а с большими вдвое. 33-4
Хороший ученик тот, кто поправит учителя. 33-4
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. 33-4
Набор 15
Не затем руки даны, чтоб даром болтаться. 34-4
Человек должен быть доволен своим трудом.35-4
Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. 35-4
Не хвали себя сам, пусть тебя похвалит. 36-4
Смотри дерево по плодам, а человека по делам. 36-4
Солнце как родная матушка , никогда не обидит. 37-4
Набор 16
От лихого человека – хоть полу отрежь да уйди. 36-5
На смелого собака лает, а трусливого кусает. 36-5
Битого, пролитого да прожитого не воротишь. 36-5
Солнце как родная матушка , никогда не обидит. 37-4
Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдёт. 38-5
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. 38-5
Набор 17
Кто за своё дерётся, тому и сила двойная даётся. 38-6
У бездельника охота до того, чтоб обмануть кого. 39-6
Гостя по одежде встречают, а по разуму провожают. 39-6
Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь. 40-6
Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог –лапти. 42-7
Сонливого не добудишься, а а ленивого не дошлёшься. 41-7
Набор 18
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 43-7
Выразительны не только дурные примеры, но и хорошие. 43-7
За правое дело своей головы не жалей и чужой не дорожи. 42-7
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. 44-7
Будешь сладок – живьём проглотят, будешь горек – проклянут. 47-8
Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. 46-8
56 видов работы с текстом
Чтение по заданию учителя всего текста.
Чтение и деление на части, составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание.
Чтение нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сохранением текста.
Чтение цепочкой по предложениям.
Чтение цепочкой по абзацам.
Жужжащее чтение.
Нахождение отрывка к рисунку.
Чтение – ответы на вопросы.
Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого.
Нахождение по данному началу или концу всего предложения.
Чтение выше нормы.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения, с помощью которого найти ошибку.
Нахождение главной мысли.
Чтение и установление: что правда, что ложь.
Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками.
Составление сценария к диафильму.
Чтение и подборка звукового оформления.
Беседа с сопровождением выборочного чтения.
Нахождение выводов и построение плана.
Высказывание своих суждений: «Я думаю, что…».
Рассказ чем понравилось.
Установление причинно-следственных связей.
Чтение названия рассказа, вариативность.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая автора.
Чтение – пересказ прочитанного с помощью жестов.
Живая картинка.
Найти отрывок, прочитать презрительно, с мольбой.
Нахождение и чтение предложений с ?, ! …, цель высказывания.
Конкурсное чтение.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением, изменение ударения.
Нахождение и чтение образных описаний.
Нахождение и чтение слов громко, тихо, медленно.
Расстановка пауз.
Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая паузой.
Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
Чтение отрывка текста с распространением отрывка в нём.
Вычленение слова из рассказа в предложенной схеме.
Кто быстрей найдёт слово на правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Нахождение двух- трёх- четырёхсложных слов.
Нахождение сочетаний.
Чтение и пометка непонятных слов.
Чтение слов с разбивкой на слоги слабочитающими.
Нахождение слов, составление устного портрета.
Нахождение близких по значению слов.
Чтение слов – сноски.
Нахождение слов для написания сочинения.
Чтение и выписывание слов для словаря.
Комбинированное чтение.