Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя
Автор: классный руководитель 5 класса
МБОУ «Красивская СОШ»
филиал «Сатинский»
Климонова Е.Д .
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.
Классное руководство – это не обязанность, а творчество каждого педагога.
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»
К.Д.Ушинский.
Цель деятельности классного руководителя
- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;
- формирование здорового образа жизни;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
Классному руководителю необходимо знать:
- психолого – педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях,
способах и формах воспитательной деятельности;
- владеть современными воспитательными технологиями;
Воспитательная технология
– совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств,
позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
Это один из способов воздействия на
процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Современные воспитательные
технологии:
- технология проектного обучения;
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология учебной деловой игры;
-технология развития критического мышления;
-технология КТД И. П. Иванова;
-технология проведения учебных дискуссий;
-технология создания ситуации успеха;
-шоу-технологии;
-ситуативные технологии.
Здоровьесберегающие технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья обучающихся;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух», классный час «Вредные привычки», «Нет наркотикам» )
Технология КТД
(коллективные творческие дела)
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность обучающихся, причем не зрительская, а деятельностная.
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант” акция « Чистая вода», «Сирень победы»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг», «Никто не забыт, ничто не забыто.»)
Художественные КТД (пример; «Звездопад талантов», «Для милых дам», «День учителя» )
Спортивные КТД (пример: “Весёлые старты”)
Экологические КТД (пример: «Укрась живую елку», праздник «День птиц», «Зелёная планета», «День Земли»)
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
- стремление установить доверительные отношения, проявление внимания к настроению, желаниям, достижениям и неудачам ребят;
- поощрение самостоятельности в выполнении общественных поручений, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, интересы);
- стремление разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.
- при организации совместных мероприятий учитываются желания друг друга, а учитель выступает в качестве доброжелательного участника;
«Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства), классный час «Приглашаем на чай»
Технология сотрудничества
Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы..
Пример: «Мастерская Деда Мороза», акция «Кормушка»
Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Использование ИКТ
Вывод:
Воспитательные технологии имеют огромное значение в образовательной деятельности сегодня, но при выборе той или иной технологии педагог должен ориентироваться на индивидуальные особенности детей, специфику их восприятия окружающей действительности, уровень воспитанности.