Создание Родительского клуба в школе
Начало обучения в школе характеризует выход ребёнка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребёнка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый - Учитель, - авторитет которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей. Несмотря на это, семья для ребёнка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения
«Тема семьи, взаимопонимания, воспитания стала приоритетной в работе педагогических коллективов. Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка и социума..
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка . Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
В связи с этим становится ясно, что работа педагога с родителями его воспитанников приобретает особое значение. Необходимы знание ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании детей. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания и обучения.
Родительский клуб в школе значительно обогащает воспитательную атмосферу, дает дополнительные резервы для формирования личности ребенка, но, конечно же, это зависит от содержательной стороны контактов между школой и семьёй, от сотрудничества, т.е тесного взаимодействия учащихся, родителей и педагогов.
Сл.5А цель сотрудничества с семьей – Способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания.
Слайд 6 Основные задачи организации работы при создании клуба с семьёй :
Составление характеристик семей обучающихся.
Организация диагностической работы по изучению семей, использование оптимальных форм и методов в работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей. создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся.
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике, диагностике, предупреждении негативных проявлений у детей.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.
Разработка тематического оформления по работе с семьёй (уголок для родителей).
Активное включение в работу с семьёй социального педагога.
Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем.
Очень важно представить клуб как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагога, детей и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Методы исследования: Блоки технологии 7
анализ результатов детского творчества
Создание родительского клуба- это интересная и результативная форма работы. Формат клуба был выбран в связи с тем, что данная форма предполагает встречи людей, которых объединяют одни интересы, вопросы и трудности. Особенно эта форма результативна в начальной школе, так как у всех (учителей, родителей и детей) общие интересы: интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблеме воспитания.
Содержание программы родительского клуба определяют следующие принципы
Принцип гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому.
Принцип системности и единства – при определении целей и задач работы необходимо исходить из ближайшей зоны развития учащихся.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития индивида нормальному развитию, с одной стороны, и признание уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности – с другой.
Принцип партнерства – предполагает уважение к правам другого, неукоснительное соблюдение личностной автономии и права человека на ошибку.
Деятельностный принцип. Указывает на то, что генеральным способом мероприятий является организация активной деятельности индивида, в ходе которой создаются условия для позитивных изменений в развитии личности.
Принцип интеграции методов психологического воздействия. Утверждает необходимость использования комплекса методов, техник и приемов практической психологии.
Принцип вариативности. Указывает на необходимость дифференцированного подхода, на то, что при соблюдении общей структуры занятия, подбор комплекса практических упражнений и заданий необходимо осуществлять с учетом особенностей группы, в которой проводятся занятия.
Рекомендательный характер работы. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) и их детей.
Новизна: встречи клуба являются нетрадиционной формой родительских собраний, последовательно организованных отдельно с родителями (законными представителям) и совместно с детьми. Данная структура предполагает, что на встречах без детей родители получают определенные психолого-педагогические знания, на встречах с детьми появляется возможность отрабатывать навыки взаимодействия в диаде «родитель-ребенок».
Практическая значимость: описанная технология работы позволяет создать в образовательном учреждении условия, способствующие повышению психологической компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Технология может использоваться педагогами-психологами и социальными педагогами, работающими в школе.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение и решение вопросов воспитания и обучения. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность. В работе клуба можно использовать разные формы. Расскажу о некоторых из них. лекционные блоки, мозговой штурм, анализ ситуаций и видеоматериалов, элементы социально-психологический тренинга, групповая дискуссия, психологические ролевые и деловые игры, психотерапевтические упражнения и приемы, беседа, рефлексия.
Критерии и диагностика эффективности технологии
Индикаторы эффективности | Диагностический инструментарий |
- снижение числа детско-родительских конфликтов; - повышение психолого-педагогической грамотности родителей; - повышение уровня удовлетворенности своими детско-родительскими отношениями. | Анкета удовлетворенности для родителей, направленная на получение обратной связи, позволяющая изучить субъективную оценку изменений в детско-родительских отношениях; Рене Жиля (исследование социальной приспособленности ребенка, конфликтные зоны); Специализированный семантический дифференциал для оценки детско-родительских отношений. |
- использование полученных психолого-педагогических ЗУНов родителями в общении с детьми. | Модифицированный под цели клуба вариант незаконченных предложений, направленный на изучение изменений в детско-родительских отношениях «до» и «после» цикла занятий. |
- субъективное благополучие ребенка. | |
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы необходим компьютер, колонки, проектор, экран (или интерактивная доска), копировальный аппарат, раздаточный материал, два помещения (актовый зал, и/или большой кабинет), канцелярские товары (бейджи, ручки, клей, цветная бумага, бумага для принтера А4, гуашь, кисти, карандаши, стаканчики-непроливайки и др.), цветной песок (манка), стекла, куклы и другие принадлежности для театра на столе и т.д.
Таким образом, создание родительского клуба в школе способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей).
Общие положения
Родительский клуб «Искатели» является одной из форм работы по социально-психологическому сопровождению семей обучающихся.
Занятия составлены таким образом, что темы затрагивают часто встречающиеся вопросы, с которыми родители обращаются в социально-психологическую службу в целом и к школьному психологу в частности. Приобретаемые родителями знания и умения способствуют не только разрешению уже сложившихся трудностей в выстраивании детско-родительских отношений, но и в качестве профилактики их возникновения.
На каждом занятии родители получают информационный буклет, где обозначены основные теоретические вопросы встречи и практические упражнения, техники или рекомендации.
Ведущие клуба – педагог-психолог и/или социальный педагог. Занятия должны проводиться специалистами в паре. На встречах, когда присутствуют и дети, и родители, это необходимо для организации параллельной работы с детьми (один ведущий) и с родителями (другой ведущий).
Участники клуба – обучающиеся 1-х классов и их родители (законные представители).
Организация встреч клуба: форма деятельности – открытая, форма работы – групповая, срок реализации программы - 1 учебный год (циклично), периодичность встреч – 2 раза в месяц (20 встреч в год), продолжительность одной встречи 45 – 60 минут.
Структура встречи
1. Ритуал приветствия. Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка. Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3. Основное содержание. Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность лекционных блоков и психотерапевтических упражнений, направленных на решение задач занятия.
4. Рефлексия. Ретроспективная оценка встречи в двух аспектах: эмоционально-смысловом (понравилось – не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо – было плохо, почему); эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния «здесь и сейчас»).
5. Ритуал прощания. Способствует завершению встречи и укреплению чувства единства в группе.
Содержание программы
Тема 1. Как говорить ребенку о своей любви и принятии.
Базовые потребности личности. Влияние удовлетворения (неудовлетворения) потребностей в любви и принятии на развитие личности. Теория «языки любви» Гэрри Чепмена: слова поощрения (или разговор); подарки, время (или присутствие); прикосновения; помощь (или забота). Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 2. Как победить агрессию (совместное занятие).
Театр на столе. Поступки бывают разные (добро – зло). Рисунок на стекле, как способ отреагирования негативных эмоций. Агрессия и агрессивность. Виды агрессии. Причины агрессии. Пути преодоления негативных эмоций. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 3. Как сказать ребенку «нет!»
Биологические потребности. Выживание организма и умение добиваться своего. Рассогласование в родительских требованиях. Виды отказа. Притча. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 4.Наши эмоции и чувства (совместное занятие).
Занятие с элементами сказко- и куклотерапии. Эмоциональная сфера. Эмоции и чувства: сущность, функции, виды. Опыт и знания участников. Сопереживание и понимание чувств другого. Притча. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 5. Мой послушный ребенок (поощрение и наказание в семье).
Понятие о наказании, его виды. Целесообразность использования наказания. Как правильно ограничивать ребенка. Как надо хвалить ребенка. Создание условий для поиска причин трудностей во взаимоотношениях родителей и детей. Притча. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 6. Как слышать и понимать друг друга в общении (совместное занятие).
Общение и взаимодействие. Функции и стороны общения. Общение родителя с ребенком. Способы активного слушания. Эффективные речевые сообщения родителей, адресованные детям. Причины неэффективного общения. Занятие с элементами ролевой игры. Притча. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 7. Саморегуляция в общении с ребенком.
Сущность саморегуляции. Механизмы саморегуляции эмоционального состояния. Позиции общения («сверху вниз», «на равных», «снизу вверх»), анализ каждой позиции. Ложь ребенка как реакция на эмоциональные реакции родителей (связь отсутствия самоконтроля родителя и стремление ребенка к обману; причины детской лжи). Эффективные способы саморегуляции. Навыки расслабления, успокоения и саморегуляции через выполнение серии упражнений. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 8. Тревожность и страхи детей и взрослых (совместное занятие).
Тревога и страх. Физиология тревожности. Виды тревожности. Причины страха (возрастные и нетипичные). Способы работы со страхами и тревогой. Встреча с использованием элементов сказко- и куклотерапии. Притча. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево».
Тема 9. Ребенок и окружающее влияния.
Спектр современных влияний на развитие личности вне семьи: СМИ, компьютер, телефоны, сверстники (групповое давление, буллинг, завоевание социального статуса в коллективе). Положительные и отрицательные факторы социального окружения. Информационные каналы восприятия. Эффективные и современные средства родительского контроля. Притча. Упражнения по теме. Видеоролик. Ритуал обратной связи «дерево». Анкетирование.