Некрасова Ольга Олеговна,
Давлятова Лариса Алексеевна,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 94»
г. Новокузнецк, Россия
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Встретившись с трудностями, не получив должной поддержки от учителя, он теряет веру в себя и, как следствие, интерес к учению.
Учитель должен поддержать источник внутренних сил ребенка, который дает энергию для преодоления трудностей и формирует желание учиться.
Еще К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении делился рассуждениями о том, как лучше организовать обучение детей и пришел к выводу, что интерес ученика к учению поддерживает только успех. Ребенок потеряет интерес к учебе, если не будет ощущать удовлетворение и гордость от преодоления трудностей в учении. [4,142]
В.А. Сухомлинский считал, что учебное заведение должно стать школой радости, а методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира. [3, 23]
Даже слово, сказанное неосторожно может надломить ребенка, понизить его самооценку, лишить веры в себя, что отразиться на его дальнейшей жизни. Главная задача учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Придя в школу, ребенок должен погрузиться в атмосферу дружбы и взаимопомощи, уверенности и защищенности. Ребенка нужно привести к мысли, что в жизни, чтобы добиться успеха, нужно приложить усилия. Только в таких условиях будет происходить развитие личности ребенка. Осознание ситуации успеха приходит к ученику после преодоления своего неумения, незнания, психологического поражения и других видов трудностей.
Понятия “успех” и “ситуация успеха” нужно разделять.
С психологической точки зрения успех, по мнению А. Белкина – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. [1,28]
По мнению И. Дичковской, с педагогической точки зрения, ситуация успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. [2,30]
Другими словами, ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
В своей работе я стараюсь организовать ситуацию, результатом которой является переживание радости, успеха, как у ученика слабой успеваемости, так и ученика высокой продуктивной деятельности. Помогаю преодолеть неуверенность, повысить самооценку, тем самым, формируя в коллективе благоприятный психологический климат.
Использую дифференцированный подход – даю возможность выбора задания. Сильным ученикам предлагаю задание на опережение, даю возможность, самостоятельно находить интересную и важную информацию по теме.
Нахожу в работе каждого ребёнка положительные моменты и обязательно хвалю, отмечаю даже малый успех. Никогда не сравниваю учеников между собой. Достигнутый результат каждого ребенка сравниваю с его предыдущим достижением, тем самым выявляя динамику развития. Заранее оговариваю с учениками параметры оценки. Считаю, что справедливое оценивание возможно только с учётом количества затраченных ребёнком усилий. Стараюсь сделать все, чтобы ребенок поверил в себя, свои силы и захотел работать на уроке, зная, что справиться с заданием. Использую в своей работе фразы, помогающие преодолеть у ребят неуверенность в собственных силах. Например: “У тебя все получиться”. “Я даже не сомневаюсь, что ты с этим справишься”. “Подумай, с чего лучше всего начать”. “Выполняя работу, обрати внимание на…”.
Некоторые ученики чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Поэтому предлагаю на уроках выполнить работу в паре или в группе, тем самым даю возможность слабому ученику справиться с заданием успешно. Создаю проблемную ситуацию, организуя поиск решения на основе уже имеющихся у учеников знаний, что позволяет им почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В индивидуальной работе выполняю с учеником задачу, объясняя ему сложные места, потом в классе даю решить подобную. Ученик самостоятельно справляется с заданием и чувствует успех. Сознательно делаю ошибки или вид, что не могу выполнить какое-либо задание, не понимаю, как получился тот или иной результат, прошу совета или помощи у ребят. Сама помогаю при решении сложных задач: вместе составляем алгоритм действий, памятки, таблицы, обращаем внимание на ключевые слова. Вместе с детьми анализирую причины, которые мешают достижению поставленной цели.
Важным показателем успешности на моих уроках является атмосфера доброжелательности и отсутствие страха перед ответом у ребят.
Технология “Ситуация успеха” производит ценное человеческое качество – стойкость в борьбе с трудностями.
Использование ситуации успеха способствует осознанию себя полноценной личностью, обеспечивает успех в обучении. Каждый ребенок имеет определенные способности. Наша задача – отыскать и развивать их. Создание ситуации успеха, вера в ребенка и учет его индивидуального стиля деятельности наиболее продуктивно влияет на мотивацию учащихся, которые впоследствии действуют по сценарию «Победителя».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К.: Академвидав, 2004. - 127с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.