Просмотр содержимого документа
«Создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 с УИОП г. Екатеринбург
Создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе
- Создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе
- Создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе
Составитель: ВЕРШИНИН A И.Н.,
учитель-логопед,
заместитель председателя ШППк
2023
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
П.3. К специальным условиям обучения относятся:
- Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
- Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
- Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
- Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
- Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
- Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Особенности организации образования обучающихся с ЗПР и ТНР (из методических рекомендаций ТППК)
Специальная
организация работы
в классе
Учет работоспособности
и особенностей
психофизического развития
обучающихся с ОВЗ
Охранительный
режим
Использование
дополнительных
вспомогательных
приемов и средств
Специальная организация работы в классе
- Близость учеников к учителю
- Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг)
- Сохранение достаточного пространства между партами
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов и заданий
- Предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться, в так называемом, «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства
Учёт работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ
- Замедленность темпа обучения
- Упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностями ученика
- Рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала
- Дробление большого задания на этапы
- Поэтапное разъяснение задач
- Последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока
- Повторение учащимся инструкций к выполнению задания
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания
- Выполнение диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью его мышления
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка
Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств
- Памятки
- Образцы выполнения заданий
- Алгоритмы деятельности
- Печатные копии заданий, написанных на доске
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации
- Предоставление краткого содержания глав учебников.
- Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста
- Указание номеров страниц для нахождения верных ответов
- Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, написать небольшое сообщение, представить устное сообщение по заданной теме, нарисовать рисунок и составить по нему рассказ)
- Альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама)
Охранительный режим
- Создание климата психологического комфорта
- Предупреждение психофизических перегрузок
- Особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности обучающихся с ОВЗ
- Уменьшенный объем домашнего задания
- Проведение физкультурных пауз на уроках
- Оборудованная игровая зона в классе, место для отдыха
- Индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона, закрепленной подставкой для ручек, карандашей
- Стенды с опорными учебными материалами
Практикум: Какие формы организации представлены?
Адаптированные программы
Индивидуальная
коррекционно-развивающая
программа
Адаптированные программы
Коррекционно-развивающая
работа на уроках
Методические материалы
Дидактический материал
Дидактический материал для индивидуальной работы
Алгоритмы
Памятки
Памятки – опоры
в помощь обучающимся
Памятки – опоры в помощь обучающимся
Стенды
с опорными учебными
материалами
Стенды с опорными учебными материалами
Работа в группах
Индивидуализация обучения
Индивидуализация обучения
Демонстрация
практического опыта ученика
Работа в парах
Физкультурные паузы
на уроках
Проведение физкультурных пауз на уроке
Близость к учителю
Микроклимат на уроке
Видеофрагмент:
интегрированный урок
во 2-ом классе
Интегрированный урок