Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик»
«Создание условий для развития полноценных пространственных представлений у дошкольников»
- Как развивать зрительно-пространственную ориентировку у детей?
Выполнили: Матюнина Е.М..
«Активный разговор»
- Это техника, включающая в себя активное слушание и постоянное включение собеседников в разговор.
- «Активное слушание» – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации, постоянное уточнение той информации, которую хочет донести собеседник.
- Мы рассказываем. Вы – спрашиваете.
- 1. В соей работе с детьми педагог опирается на ФГОС.
- 2. ФГОС, в свою очередь, учитывает: Конвенцию ООН о правах ребенка, Конституцию РФ, законодательства РФ.
3.В основе всего вышеперечисленного лежат принципы:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства;
- личностно-развивающий и гуманитарный характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
- Осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Основные принципы дошкольного образования:
Цели стандарта:
Задачи стандарта:
Задачи стандарта:
Задачи стандарта:
Пирамида познания
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Воображение
Задача образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в области познавательного развития:
Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.
Способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в старшей возрастной группе:
Примеры пособий для воспитателей
При несформированности пространственных представлений:
При несформированности пространственных представлений:
Направления работы:
Задачи и последовательность их решения:
Задачи и последовательность их решения:
Задачи и последовательность их решения:
Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку
«Карта сокровищ»
Развитие восприятия пространственных отношений между предметами и группами предметов
Формирование пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180
Развитие восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины) в процессе развития зрительного восприятия
Развитие понимания логико-грамматических структур языка
- Как развивать зрительно-пространственную ориентировку у детей?
Диагностика состояния зрительного восприятия
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны.
Одним из тестов для детей 5–7 лет, наиболее широко применяемых во всем мире, является комплексный тест М.Фростик.
Тест представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:
- Фигуро - фоновое различение.
- Зрительно-пространственное восприятие
- Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
- Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки.
Субтест 1: Фигуро - фоновое различение
- Оборудование: тестовый материал, цветные карандаши (фломастеры), демонстрационная карточка (далее ДК).
- Задание 1. Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяснить и показать.) Посмотри внимательно на карточку. Здесь нарисован треугольник (ДК). А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.
РППС должна быть:
Примеры дидактических игр
- «Что где было? Что изменилось?»
Задание: Показать и назвать, что (кто) находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева. Объяснить, что изменилось.
Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.
- «Найди предмет, которого нет»
Задание: Рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет(овощ). Объяснить, почему его там нет.
Задание: Рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2 – 5)
- «Воспроизведение геометрических фигур»
Задание: Рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительно заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, слева – справа.
«Солнышко»
- Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
- Оборудование: схематическое изображение лица человека.
- Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
«Контролер»
- Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения
- детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.
- Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи
- Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.
Достижения выпускника
Источники:
- источник 1 https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-prostranstvenyh-predstavlenii-u-starshih-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-fgos.htmlРазвитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС
- Источник 2 https://infourok.ru/proekt-razvitie-zritelno-prostranstvennoy-orientirovki-u-detey-s-onr-3507036.html
Спасибо за внимание!