Сл. 1 Специфика краеведческих экскурсий естественно- научного содержания в начальных классах, их экологическая направленность.
Краеведческие экскурсии формируют экологическую культуру, а в свою очередь экологическая культура развивается в течение комплекса психолого – педагогических воздействий на обучающегося. Такой комплекс предполагает взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностной ориентации, практических умений по охране природы, воли и желания осуществлять экологически грамотные и социально значимые поступки.
Сл.2 Краеведческие экскурсии несут в себе познавательное и воспитательное значение, так как они конкретизируют, углубляют и расширяют знания младших школьников.
Для накопления краеведческого материала большое значение имеют экскурсии.
Сл.3 Экологическое воспитание и обучение учащихся проводится в рамках разнообразных организационных форм.
Это маршрутная экскурсия на местности, беседы, самостоятельные исследования детей в природе, индивидуальные и групповые консультации, природовосстановительные и природоохранные работы и т.д. Например: субботники, высаживание растений в клумбы.
Каждая из этих форм организации имеет свое особое содержание, обладает специфическими образовательными и воспитательными возможностями. Например: в процессе бесед и консультаций ученики знакомятся с целями и задачами экспедиции, содержанием различных видов работ, методами сбора и обработки материалов, правилами оформления результатов, в ходе самостоятельных исследований в природе проводят сбор первичной информации о состоянии среды.
Сл. 4В прошлом году я проводила кружок «Краеведение», в рамках этого кружка проводились краеведческие экскурсии естественно - научного содержания.
Сл. 5 Давайте рассмотрим подробнее экскурсию. Была принята классификация экскурсий, оставшаяся неизменной до настоящего времени. Согласно ей, всё разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
• по содержанию;
• по составу участников;
• по месту проведения;
• по способу передвижения;
• по форме проведения.
Я проводила природоведческую и историческую экскурсию, для учеников 1 класса, в г.Оса от МБОУ «СОШ №4 г.Осы» до Осинского краеведческого музея. Сл. 6 Когда я с ребятами шла до музея, мы рассматривали местность. Обращали внимание на рельеф, деревья, название улиц, памятников архитектуры. В самом же музее ребята посещали обзорную экскурсию «Природа Осинского Прикамья». Совмещая по содержанию две экскурсии получается хорошая экономия времени, а также поход до Музея с пользой.
Внимание детей концентрируется на выявлении доступных для кратковременного наблюдения природных связей типа:
Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено должного внимания раскрытию связей человека с природой. Для этого необходимо использовать самые разнообразные проявления следов человеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные сооружения, посадки растений, замусоривание, вытаптывание.)
Перед экскурсией необходимо предварительно глубоко изучить соответствующие разделы программы, познакомиться с теми участками местности, на которых будут проводиться экскурсии.
Сл. 7Также я проводила виртуальную экскурсию в Кунгурскую пещеру. Мы смотрели презентацию, а также видео https://sounb.ru/news/?ELEMENT_ID=19367 .
И это только показана малая часть экскурсий, которые я провела.
Осуществление краеведческого принципа в обучении возможно при условии, если все учащиеся, приобретают определенный минимум непосредственных краеведческих знаний.
Сл. 8 Таким образом, важное место в воспитании учащихся занимают экскурсии и краеведение. Экскурсии помогают решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Они учат коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы. Экскурсии и краеведение в нашей стране стали массовым явлением в общественной и социально-культурной жизни. Путешествия, походы, экскурсии стали одним из излюбленных видов активного отдыха людей в нашей стране. Создаются все более благоприятные условия для организации содержательного культурного досуга детей.
Экскурсия помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Экскурсия в системе образования России является традиционным и эффективным средством воспитания, созданием оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формированием профессиональных интересов в процессе туристической деятельности. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления; общественной активности и дисциплины; преодоления препятствий и обеспечение безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристической деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.