Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по математике» в 11 классе разработана на основании:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №2»
Учебного плана ОУ;
Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия №2»
Предлагаемый спецкурс призван решить проблему повторения и обобщения отдельных тем математики. Кроме этого он поможет учащимся систематизировать свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.
Этот курс предназначен для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ.
Курс «Подготовка к ЕГЭ по математике» представляет изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников профильного класса, желающих основательно подготовиться не только к ЕГЭ, но и подготовиться к поступлению в ВУЗы. В результате изучения этого курса будут использованы приемы индивидуальной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
При сдаче ЕГЭ проверяется владение не только материалом курса алгебры и начал анализа 10-11 классов, но и материалом некоторых тем математики основной школы (пропорции, проценты), а также курсов алгебры основной школы (текстовые задачи, прогрессии), которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах в вузы.
Большое внимание уделяется повторению геометрии, так как в материалах по подготовке к ЕГЭ появляется много задач геометрических. Экзамен в форме ЕГЭ предусматривает 3ч 55мин. на выполнение 19 заданий. Это означает, что развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач "в уме" является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ. Основной характеристикой методики проведения специальных занятий по подготовке к ЕГЭ является активизирующее воздействие на обучаемых – систематическое убеждение их в том , что лишь при наличии активной позиции при изучении данного предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на успех.
Особенности программы
Программа сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе. Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенаправленно готовит к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами
Сроки реализации программы.
1 год, 35 учебных недель, 35 часов (1 занятие в неделю по 1 часу)
Цель курса:
расширение и углубление знаний по математике, направленные на развитие способностей обучающихся;
создание базы к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
подготовка к сдаче ЕГЭ.
Задачи курса:
систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении курса математики 7-10 классов;
расширить и углубить знания новыми теоремами планиметрии, формулами, которые необходимы для быстрого и успешного решения заданий различного типа: по форме тестирования, ЕГЭ и др.;
выделить общие методы решения математических задач;
развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, интуицию;
повысить уровень понимания важности математики;
научить решать задачи разными способами.
Планируемые результаты изучения курса:
После изучения данного курса, обучающиеся должны уметь / знать:
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
правильно анализировать условия задачи;
выполнять грамотный чертеж к задаче;
выбирать наиболее рациональный метод решения задачи;
сложные задачи раскладывать в последовательность более простых и стандартных задач;
логически обосновывать свой выбранный метод решения задачи;
использовать символический язык для записи решений геометрических задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения задачи.
Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ по математике»
Данный курс рассчитан на 34 часов, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу (зачет). Примерное распределение учебного времени указанно в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Занятия направлены на успешное решение стереомтрических и планиметрических задач при итоговой аттестации и изучении курса «Стереометрия». Запланировано более глубокое и осмысленное изучение таких тем, как «Тригонометрические выражения и их преобразование», «Тригонометрические уравнения и неравенства», «Решение текстовых задач», «Взаимное расположение прямых и плоскостей». Кроме того, важное место отводится для изучения и повторения таких тем, как «Решение неравенств с одной переменной». Следует отметить, что тематическое планирование составлено с учетом работы класса по учебникам Мордковича А.Ф. и др. «Алгебра и начала математического анализа 10-11» и Атанасяна Л.С. и др. » Геометрия 10-11».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Текстовые задачи на ЕГЭ -3 часа
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы». Задачи геометрического содержания
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Функции и графики в задачах ЕГЭ- 2 часа
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по еѐ графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим заданием
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 3. «Экономические» задачи на ЕГЭ – 5часов
Задачи на оптимизацию, вклады, кредиты.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 4. Геометрия в пространстве - 4 часов
Угол между прямыми в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Расстояние от точки до плоскости.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 5. Геометрияна плоскости - 6 часов
Отрезки между параллельными прямыми. Подобие треугольников. Вписанные углы. Угол между хордами, касательной и хордой. Планиметрия в задачах ЕГЭ- задача №16.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 6. Выражения, уравнения, неравенства в заданиях ЕГЭ – 9 часов
Показательные уравнения. Показательные неравенства. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Решение логарифмических уравнений и неравенств повышенной сложности. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических неравенств.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 7. Теория вероятности – 2часа
Теория вероятности в заданиях ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 8. Производная в задачах ЕГЭ – 2 часа
Касательная к графику функции. Исследование функции с помощью производной. Наибольшее и наименьшее значение функции
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Зачет (по материалам варианта ЕГЭ) – 1 час
Тематическое планирование
спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по математике»
Тематическое планирование составлено с учетом анализа вариантов ЕГЭ, вследствие чего курс предполагает рассмотрение всех типичных заданий экзамена по данным темам (часть І), а также предполагает создание прочной базы для начала работы над более серьёзными заданиями (часть ІІ). Обширность тем позволяет при изучении «Основных приемов решения уравнений и неравенств» разбирать серьезные задания (типа №13,15), изучение стереометрии в данном курсе рассчитана на овладение необходимыми навыками для решения заданий типа №14, 16.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела | Кол-во часов | Дата |
| Текстовые задачи на ЕГЭ | 3 | | | |
1 | | | Решение текстовых задач на проценты, на части. | 1 | |
2 | | | Решение задач на смеси и сплавы. | 1 | |
3 | | | Решение задач на движение. | 1 | |
| Функции и графики в задачах ЕГЭ | 2 | | | |
4 | | | Свойства функций в задачах ЕГЭ | 1 | |
5 | | | Графические задания в тестах ЕГЭ | 1 | |
| Экономические задачи на ЕГЭ | 5 | | | |
6-7 | | | Решение задач на оптимизацию, | 2 | |
8-9 | | | Решение задач на вклады | 2 | |
10 | | | Решение задач на кредиты. | 1 | |
| Геометрия в пространстве | 4 | | | |
11 | | | Угол между прямыми в пространстве. | 1 | |
12 | | | Угол между прямой и плоскостью | 1 | |
13 | | | Угол между плоскостями | 1 | |
14 | | | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | |
| Геометрия на плоскости | 6 | | | |
15-16 | | | Отрезки между параллельными прямыми. Подобие треугольников. | 2 | |
17 | | | Вписанные углы. Угол между хордами, касательной и хордой. | 1 | |
18-20 | | | Планиметрия в задачах ЕГЭ- задача №16. | 3 | |
| Выражения, уравнения, неравенства в заданиях ЕГЭ | 9 | | | |
21-23 | | | Решение тригонометрических уравнений. | 3 | |
24-25 | | | Логарифмические и показательные неравенства. | 2 | |
26 | | | Логарифмические и показательные уравнения. | 1 | |
27 | | | Общие методы решения уравнений | 1 | |
28-29 | | | Нестандартные показательные уравнения и неравенства. | 2 | |
| Вероятность в ЕГЭ | 2 | | | |
30-31 | | | Теория вероятности в заданиях ЕГЭ | 2 | |
| Производная в задачах ЕГЭ | 2 | | | |
32 | | | Касательная к графику функции. Исследование функции с помощью производной. | 1 | |
33 | | | Исследование функции с помощью производной. Наибольшее и наименьшее значение функции | 1 | |
34 | Зачет (по материалам варианта ЕГЭ) | 1 | | | |
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
кружок «Избранные вопросы математики»
№ п/п | Темы раздела | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1 | Решение текстовых задач на проценты, на части. | 1 | 3.09 | | |
2 | Решение задач на смеси и сплавы. | 1 | 10.09 | | |
3 | Решение задач на движение. | 1 | 17.09 | | |
4 | Отрезки между параллельными прямыми. Подобие треугольников. | 1 | 24.09 | | |
5 | Подобие треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | 1 .10 | | |
6 | Вписанные углы. Угол между хордами, касательной и хордой. | 1 | 8.10 | | |
7 | Свойства функций в задачах ЕГЭ | 1 | 15.10 | | |
8 | Графические задания в тестах ЕГЭ | 1 | 22.10 | | |
9 | Решение тригонометрических уравнений. | 1 | 29.10 | | |
10 | Решение тригонометрических уравнений. | 1 | 5.11 | | |
11 | Экономические задачи. Решение задач на вклады | 1 | 12.11 | | |
12 | Экономические задачи. Решение задач на кредиты. | 1 | 19.11 | | |
13 | Угол между прямыми в пространстве. | 1 | 26.11 | | |
14 | Угол между прямой и плоскостью | 1 | 3.12 | | |
15 | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | 10.12 | | |
16 | Угол между плоскостями | 1 | 17.12 | | |
17-18 | Решение задач на оптимизацию | 2 | 24.12, 14.01 | | |
19-20 | Логарифмические и показательные неравенства. | 2 | 21,28.01 | | |
21-22 | Теория вероятности в заданиях ЕГЭ | 2 | 4,11.02 | | |
23 | Общие методы решения уравнений | 1 | 18.02 | | |
24 | Решение тригонометрических уравнений. | 1 | 25.02 | | |
25 | Решение логарифмических и показательных уравнений. | 1 | 4.03 | | |
26-27 | Неравенства в заданиях ЕГЭ | 2 | 11.03 18.03 | | |
28-30 | Планиметрия в задачах ЕГЭ- задача №16. | 3 | 1,8,15.04 | | |
31 | «Экономические» задачи в ЕГЭ | 1 | 22.04 | | |
32 | Касательная к графику функции. Исследование функции с помощью производной | 1 | 29.04 | | |
33 | Исследование функции с помощью производной. Наибольшее и наименьшее значение функции | 1 | 6.05 | | |
34 | Зачет (по материалам варианта ЕГЭ) | 1 | 13.05 | | |