СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы оформления прямой речи на письме. Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнение к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Способы оформления прямой речи на письме. Презентация.»

 Прямой речи  Косвенной речи  Вводных слов Дополнения с предлогом О  Примеры – на следующем слайде
  • Прямой речи
  • Косвенной речи
  • Вводных слов
  • Дополнения с предлогом О

Примеры – на следующем слайде

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».  2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.  3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.  4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи (способы см. на слайде 2).  Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи (способы см. на слайде 2).

  • Мне рассказали о прилёте журавлей.
  • Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
  • По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.

4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания  Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.      Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.  Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания

Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.

Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.

Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

 А : « П. » 4) « П », - а 2) А : « П! » 5) « П !» - а  А : « П? » 6) « П ?» - а     7) « П, - а, - п.»    8) « П, - а. - П.»    9) « П ? – а. – П.»    10) « П ! – а. – П.»
  • А : « П. » 4) « П », - а

2) А : « П! » 5) « П !» - а

  • А : « П? » 6) « П ?» - а

7) « П, - а, - п.»

8) « П, - а. - П.»

9) « П ? – а. – П.»

10) « П ! – а. – П.»

 Запишите предложения, расставьте знаки препинания.  1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1.Что с вами приключилось, малыши?

2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…

4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?

6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)  Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.   1) «П!- а.- П!»  2) «П,- а,- п!»  3) «П»,- а,- «п!»  4) «П,- а,- п»!

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)

Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.

1) «П!- а.- П!»

2) «П,- а,- п!»

3) «П»,- а,- «п!»

4) «П,- а,- п»!

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр. - Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка. - А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр. - Все вымерли, а один остался. - А почему он остался? Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.  ( В.Токарева)

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.

- Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка.

- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.

- Все вымерли, а один остался.

- А почему он остался?

  • Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.

( В.Токарева)

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).  СРАВНИТЕ  1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»  2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.  Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).

СРАВНИТЕ

1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»

2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.

Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.  Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.  Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Прямая речь

Косвенная речь

«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.

Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Замените прямую речь косвенной   «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.  Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Замените прямую речь косвенной

«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.

Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Расставьте знаки препинания в предложениях  1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу. 2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею. 3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон. 4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.

Расставьте знаки препинания в предложениях

1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.

2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.

3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.

4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!