СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы представления текстовой информации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС  начального общего образования, одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности. К какому виду УУД относится умение работать с информацией?Это один из главных факторов развития познавательных УУД.

Просмотр содержимого документа
«Способы представления текстовой информации»

Способы представления текстовой информации

В современном мире информация окружает нас повсюду. Наши ученики находятся под воздействием разных видов информации: текстовая — передаваемая в виде символов, числовая — в виде цифр и знаков, графическая — в виде изображений, предметов, графиков, звуковая и т.д. Как подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать ее, овладевать способами восприятия информации?  Как бесполезную массу информации можно отбросить, чтобы сфокусироваться на нескольких вещах, которые действительно значимы?

Учитель должен научить детей добывать правильно нужную информацию, используя разные источники, учиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет (Слайд 2).

В соответствии с ФГОС начального общего образования, одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности.

- К какому виду УУД относится умение работать с информацией?

- Это один из главных факторов развития познавательных УУД.

Этапы работы с информацией (Слайд 3)

В 1 классе основными источниками информации являются реальные объекты, рисунки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. С ними осуществляются следующие действия: сбор информации, выделение основной информации, составление небольшого сообщения.
Во 2 классе появляются дополнительные источники информации: учебный текст, словарь, схема, диаграмма. Учим соотносить собственный вывод с тем, что дан в учебнике, находится значение незнакомых слов в словаре, извлекать информацию из схем, диаграмм.
В 3 классе продолжают развиваться познавательные учебные действия учащихся при работе с информацией. Формируется умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); умение кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, результаты наблюдения, опыта). 

В 4 классе продолжается формирование умений работать с разными источниками информации: учебная статья, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, схемы, диаграммы, модели природных объектов и явлений, собственные наблюдения, проведённый эксперимент, энциклопедии, Интернет. Продолжается и развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать социальные и исторические события, давать им оценку. 

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, поэтому

современная образовательная школа – это переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

Виды работы с текстовой информацией

Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в своей работе. Почему я обратилась к данной теме? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, что очень важно в современном образовании.

1. На уроках использую схемы, где теоретический материал представлен в форме графического изображения. Применяю и готовые схемы, а также учу детей самостоятельно составлять опоры, например, для того, чтобы легче запомнить правила на уроках русского языка. Такое изображение создается в упрощенно обобщенном виде (Слайд 4)

- Запишем коротко с помощью схемы содержание орфографического правила «Правописание Ь после шипящих в глаголах 2 лица ед. ч.» (коллективная работа)

(Слайд 5)

- «Правописание Ь после шипящих на конце имён сущ.» (работа в группах на планшетах, представление)



2. Важно учить школьников декодированию информации – восстановлению информации в первоначальной форме (Слайд 6)

- Объясните, что означает схема и сформулируйте правило.

Р.п. м.р. -ого

Р.п.

ср.р. –его


3. - Памятки-узелки на память (показать)

В начале учебного года я рекомендую детям завести специальные словари-справочники, которые составляются из справочника и словаря. В справочник мы вносим опорные схемы, конспекты, сигналы, алгоритмы, таблицы. В словарь записываем слова по различным аспектам.

4. Конструированию связного высказывания способствуют упражнения на составление рассказа по опорным словам.

- Расскажите о постановке запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. (Слайд 7).




Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них. (Слайд 8, памятка)

1.     Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте преобразовать информацию в текстовую.

2.     Приведите примеры на каждое положение схемы.

3.    Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

4.     Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5.    Определить, какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

- Какие виды работ применили на заданиях?

- Какие не попробовали?

-Какие умения формирует этот приём? (работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления).

( Слайд 9) Приём составления кластера развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций. Прием кластера применяю на любом этапе урока. Например, на уроках изучения нового материала, применяя проблемно-диалогическую технологию, записываю на доске все гипотезы на поставленный проблемный вопрос, принимаю все предложенные варианты. В ходе урока возвращаемся к этой схеме, проверяем, чьи гипотезы подтвердились, добавляем новые знания. Это развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

На этапе осмысления знаний использование кластера позволяет структурировать учебный материал. Здесь использую групповую или индивидуальную форму работы на листах или в рабочей тетради.

Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы. Это могут быть слова, словосочетания, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг них могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему. Для наглядности использую разные цвета.

Пример составления кластера: по теме «Обобщение знаний о падежах» (Слайд 10)

С большим успехом использую приём на уроках окружающего мира. (Слайд 11). На уроке по теме «Свойства воды» в начале изучения материала, отвечая на поставленный вопрос кластер имел вид. После работы по теме в конце урока кластер приобрёл следующий вид.

Использование данного метода помогает детям в домашней работе и является планом ответа.

(Слайд 12)

- Составим схему в виде кластера по теме «Отчего мы иногда болеем» (окр. мир 4 класс) – работа в группах, представление работы.

-Какие умения формирует этот приём?

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.


Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий реализующий зрительную наглядность. Таблицы просты в использовании, для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления. Таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию.

Осуществляя деятельностный подход, применяю такой вид работы как представление текста в табличной форме. Это даёт возможность широко использовать прием сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его. Составление таблиц использую при изучении всех предметов. Хочу поделиться опытом работы на уроке литературного чтения. На предметной неделе всей школе была предложена работа с текстом «Ярославский край: города «Золотого кольца». Для учеников 3 класса было задание … (Слайд 13), (Слайд 14).

- Постарайтесь его выполнить.


При работе с текстом, с новой информацией использую метод инсерта, (Слайд 15) его часто называют технологией эффективного чтения. Этот метод мы изучали на уроках риторики по программе «Школа 2100».Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание.  Начинаем работу с коротких текстов, иногда заполняем таблицу «знаю» — «узнал новое». Очень важно использовать этот приём регулярно, а в 4 классе мои ученики уже без напоминания пользуются этим приёмом. (Работа с текстом – индивидуально, представление работы)

На уроках русского языка при изучении словарных слов использую приём синквейн . Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 16)

   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На 2 строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3 строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4 строке - целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя 5 строка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме. Составляем синквейны. Например, составим синквейн слова «дорога». (Слайд17)

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

Показ пособия «Работа с трудными словами»

- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления

характеристики герою. (Слайд 18) 

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

С помощью данного метода достигаем обогащения  словарного запаса детей.

- Какие способы представления текстовой информации мы сегодня рассмотрели? (схема, кластер, таблицы, инсерт, синквейн). Уважаемые коллеги, попробуйте составить синквейн по данным приёмам самостоятельно. (Слайд 19).

Заслушиваются ответы разных групп.

Навыки работы с информацией формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности.









































Источники информации

Действия с информацией

1 класс

Реальные объекты, рисунки,

небольшие дополнительные тексты, загадки.

Сбор информации, выделение основной информации, составление небольшого сообщения.

2 класс

Учебный текст, словарь,

схема,

диаграмма, энциклопедии.

Умение соотносить собственный вывод с тем, что дан в учебнике, находим значение незнакомых слов в словаре, учим извлекать информацию из схем, диаграмм.

3 класс

Формируется умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); умение кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, результаты наблюдения, опыта)

4 класс

Учебная статья, научно-популярный и художественный тексты,

модели природных объектов и явлений, собственные наблюдения, проведённый эксперимент, интернет.

Развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, характеризовать существенные признаки, анализировать социальные и исторические события, давать им оценку. 
























7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!