Способы представления текстовой информации
Учитель начальных классов
СОШ №23
Зайцева Ирина Петровна
Рыбинск 2018 год
ФГОС Глава II Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
1 класс
Источники информации
Реальные объекты, рисунки,
2 класс
Действия с информацией
3 класс
небольшие дополнительные тексты, загадки.
Учебный текст, словарь,
Сбор информации, выделение основной информации, составление небольшого сообщения.
схема, диаграмма, энциклопедии.
Умение соотносить собственный вывод с тем, что дан в учебнике, нахождение значения незнакомых слов в словаре, умение извлекать информацию из схем, диаграмм.
4 класс
Обобщение, систематизация, преобразование информации из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); умение кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, результаты наблюдения, опыта)
Учебная статья, научно-популярный и художественный тексты,
модели природных объектов и явлений, собственные наблюдения, проведённый эксперимент, интернет.
Сравнение, сопоставление, классификация, характеристика существенных признаков, анализ социальных и исторических событий, их оценка. Обобщение, систематизация, преобразование информации на более высоком уровне сложности.
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПО ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛАМ
- - «Правописание Ь после шипящих в глаголах 2 лица ед. ч.»
Задание: составить схемы по орфографическим правилам
- «Правописание Ь после шипящих на конце имён сущ.»
декодирование информации – восстановление информации в первоначальной форме
Задание: объяснить, что обозначает схема и сформулировать правило.
м.р. -ого
Р.п.
ср.р. –его
составление рассказа по опорным словам
Задание: расскажите о постановке запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
, и , а ,но
и ,а , но
Виды работы со схемами
1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте преобразовать информацию в текстовую.
2. Приведите примеры на каждое положение схемы.
3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.
4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
5. Определить, какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
Приём составления кластера
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА
НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА
Задание: составить схему в виде кластера по теме «Отчего мы иногда болеем» (окружающий мир 4 класс)
Условия здоровья
Составление таблиц по тексту
ФИ учени __ 3__ класса ____________________________________________________
1 . Определи тему текста_________________________________________________________
2. Определи жанр текста - повесть, рассказ, научно-популярная статья, быль (подчеркни)
3. Определи вид текста – повествование, описание, рассуждение (подчеркни)
4. В какой сборник можно поместить текст: рассказы, сказки, энциклопедия, словарь
5. Заполни таблицу:
6. По данным таблицы узнай, какой самый древний город___________________________________
Города
Дата образования
Ярославль
Площадь
Ростов Великий
Население
Переславль-Залесский
Мышкин
Достопримечательности
Рыбинск
Тутаев
Углич
Литературное чтение
ФИ учени __ 3 __ класса _______________________________________________________
1 . Определи тему текста_________________________________________________________
2. Определи жанр текста - повесть, рассказ, научно-популярная статья, быль (подчеркни)
3. Определи вид текста – повествование, описание, рассуждение (подчеркни)
4. В какой сборник можно поместить текст: рассказы, сказки, энциклопедия, словарь
5. Заполни таблицу:
6. По данным таблицы узнай, какой самый древний город___________________________________
Города
Дата образования
Население
Более 600 тыс.
862 г.
Достопримечательности
23 кв. км
1777г.
101 кв. км
Более двух десятков разных храмов, Церковь Димитрия на Крови
ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
- Схема
- Кластер
- Таблица
- Инсерт
- Синквейн
СПАСИБО
ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!