Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»
Разработка урока по алгебре в 8 классе по теме: «Способы решения квадратных уравнений»
Выполнила: Перекрест Т.Г.
Информационная карта урока алгебры в 8 классе, учителя математики Нижнеангарской средней общеобразовательной школы №1 .
Данный урок разработан для учащихся 8 класса работающих по учебнику Ю.Н.Макарычева: Просвещение, 2009г. Базовая программа по алгебре 8 класса предусматривает изучение темы «Квадратные уравнения». Эта тема изучается в 3 главе данного учебного пособия, на изучение которой отводиться 24урока. Это 6 урок данной темы. При изучении данной темы было внесено изменение: рассмотрен вопрос о свойстве коэффициентов.
Тема урока: «Способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения при решении квадратных уравнений.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить формирование умений решать квадратные уравнения и обработку способов их решения наиболее рациональным способом;
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, умению производить классификацию уравнений, сравнивать и обобщать;
Воспитательные: создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся и личностной рефлексии, воспитание математической культуры;
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Форма проведения: семинар - практикум.
Методы обучения: словесно-наглядный, частично - поисковый.
Виды контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль.
Форма работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Применяемые технологии: технология развивающего дифференцированного обучения.
В ходе урока формируются математические компетенции: умения проводить вычисления, использовать для подсчета известные формулы, умение извлекать и интерпретировать информацию.
Оборудование: компьютер, проектор , экран, рабочее место ученика с набором дидактических материалов, схема алгоритма решения квадратных уравнений, таблица квадратов, карта контроля, лист самооценки.
Структура урока:
Орг.момент и постановка цели урока;
Проверка домашнего задания;
Устная работа;
Постановка домашнего задания;
Систематизация знаний;
Резервные задания;
Подведение итогов урока.
Способы решения квадратных уравнений.
Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешу проблем.
(английский поэт средних веков Чосер)
Ход урока:
Добрый день дорогие ребята. Тема нашего урока «Способы решения квадратных уравнений». Нам с вами необходимо научиться выбирать среди нескольких решений более рациональный способ для каждого квадратного уравнения. Систематизировать знания и умения при решении квадратных уравнений. Это и будет целью нашего урока. А эпиграфом к нашему уроку будет высказывание поэта средних веков Чосера. (слайд1)
2.Открыли тетради с домашним заданием, передали своему соседу по парте и проверили выполнение домашнего задания №546(в) и №547(б). (Слайд2)
№546(в) №547(б)
или
Ответ:
? Каким способом решается первое квадратное уравнение.
? С помощью чего было решено данное квадратное уравнение.
Оцените качество выполнения домашней работы по следующим критериям.
Верно 2 уравнения ---«5»
Верно 1 уравнение----«3»
Если есть замечания (неверно привели к общему знаменателю, возвели в квадрат и т.д.)----«4»
Результаты проверки занесите в лист самооценки, который находиться у вас на столе.
Результаты взаимопроверки домашнего задания «5»----------
«4»----------
«3»---------
3. Поработаем устно:
? Какое уравнение называется квадратным.
? Что значит решить квадратное уравнение.
? Сколько корней может иметь квадратное уравнение.
2. а) 2х2-х=0 3. а) х2-5х+1=0 4.а)3х2-5х+12=0
б) х2-16=0 б) х2+3х-5=0 б)2х2+3х-5=0
в)4х2+х-3=0 в)9х2-6х+10=0 в)2х2+3х+1=0
г)2х2=0 г) х2+2х+1=0 г)7х2-4х-3=0
Как вы думаете, какое из уравнений каждой из этих групп является лишним и почему?
С каждой группой уравнений работаем отдельно.
По группе2. Почему данные уравнения называются неполными? Каким способом мы их решаем? Какие коэффициенты равны нулю? Может ли коэффициент «а» в квадратном уравнении быть равен нулю? (слайд 3)
По группе 3. Как называются уравнения а, б, г? Чему равен в этих уравнениях первый коэффициент? (слайд4)
По группе 4 .Какое свойство можно применить при решении данных уравнений? Какие корни имеют уравнения б, в, г? (слайд5, 6)
? Какими способами можно решать данные квадратные уравнения(слайд 7)
Хорошо, спасибо! Прошу вас оценит себя за участие в этой работе.
4.На предыдущих уроках мы побывали в Древнем Египте, Древнем Китае, Древнем Вавилоне и узнали, какие уравнения и как их решали в древности великие математики. Мы говорили о том, что еще не знали в то время отрицательных чисел и поэтому практически почти все задачи имели одно решение. А вот сегодня Петя расскажет, как относились к решению уравнений в Древней Индии. А мы с вами немного отдохнем и послушаем полезную для нас информацию .
Ученик: В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг по поводу таких соревнований говорится следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи эти часто облекались в стихотворную форму. Приведу, например одну из задач знаменитого индийского математика 12 века Бхаскары: (слайд8)
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.Попробуйте и вы посоревноваться с великим математиком и составить по условию задачи уравнение.Кто желает записать уравнение, которое решал Бхаскара в 12 веке?
К доске выходит один из учащихся и записывает это уравнение:
()2+12=х
А вот, сколько обезьянок резвилось на поляне, вы найдете дома. Решив это уравнение несколькими способами. В дневники, записали домашнее задание, приготовились работать дальше.
5.Открыли тетради, записали число, классная работа. НА предыдущих уроках и сегодня мы рассматривали решения квадратных уравнений, говорили о способах их решения. Еще раз повторим, какие же это способы.
Учащиеся отвечают, а на экране появляется таблица. (слайд9 )
Решение квадратных уравнений
Неполные КВУ | По формуле | Четность коэффициента в | Свойства коэффициентов |
| | | |
На доске записано уравнение 7х2-4х-3=0.
? Какими способами мы будем решать данное уравнение. (У доски работают 3 ученика, вместе с ними работают группы))
По формуле
По четности коэффициента в
По свойству коэффициентов
7х2-4х-3=0 7х2-4х-3=0 7х2-4х-3=0
а=7, в=-4, с=-3. Д=в2-ас=4+21=25 с 0,2 корня
Д=в2-4ас=16+84=100 х1===1 а+в+с=7-4-3=0
Х1===1 Х2== х1=1
Х2== х2=--
(1 ряд решает поформуле,2ряд по четности коэффициента в,3 ряд по свойству коэффициентов.)
? Какой способ самый рациональный. Какой способ экономит время, которое нам так необходимо.
А сейчас вам предлагается из 10 уравнений каждого варианта, выбрать по одному в таблицу и решить соответствующим способом. Кто затрудняется на последней странице в рабочей папке находиться алгоритм решения каждого способа. В карточке – помощнице №10 примеры решения неполных уравнений. (Приложения 1, 3, 4)
Учащиеся выполняют.
Учитель корректирует решения некоторых учащихся (кто пропустил по болезни или иным причинам)
Переверните последний листок в рабочей папке и проверьте решение своих уравнений по карте самоконтроля, выбрав нужное уравнение и его ответ в соответствующей колонке. (приложение2) За 5 уравнений –«5»
За 4 уравнения-«4»
За 3 уравнения –«3»
6.Учащиеся, которые быстрее справились с заданием, выполняют из разноуровневых дидактических материалов уравнение №7(а) на стр.84.
Х(х-10)-х(1,2-х)+12,8=0
Х2-10х-1,2х+х2-12,2=0
2х2-11,2х+12,8=0
Х2-5,6х+6,4=0
а=1,в=-6,6, с=6,4
Д=в2-4ас=(-5,6)2-4*1*6,4=31,6-25,6=5,76
Х1== x2==
Тетради проверили, оценили свои знания, закрыли и сдали.
7.итог урока.
Вывод .Решая квадратные уравнения , вы убедились в том, что зная различные способы их решения, можно их решать быстро, правильно и красиво.
Оценки за урок с комментариями:
Домашнее задание: ( запись на экране)- 2 ученика
Уравнения у доски: -2 ученика
За выполнение домашнего задания оценки ваших соседей будут выставлены.
За работу в таблице каждый оценил себя сам.
За дополнительное задание оставляю оценивание работ за собой.
Урок окончен. Большое всем спасибо. До свидания .
Лист самооценки у каждого ученика на рабочем месте:
Ф.И. | |
Дом задание | Устная работа | Задача в стихах | Работа с таблицей | Доп.задание |
| | | | |
Приложение 1
Лист самоконтроля для проверки выполненных заданий:
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4