Способы словообразования
В ТДО.
УРОК 2
1. Словообразовательная пара ( т.е. исходное слово и образованное от него)
ночь
ночник
2. Словообразовательная цепочка (т.е. последовательное образование слов друг от друга)
ночничок
ночник
ночь
3. Словообразовательное гнездо (т.е. несколько словообразовательных цепочек с одни исходным словом)
Какой словарь – самый главный помощник в этом разделе?
!
« Словообразовательный словарь русского языка» , автор Тихонов А.Н
Рассмотрим пример
Назовите все словообразовательные пары .
Назовите все словообразовательные цепочки .
Почему морфемы обозначены разным цветом?
Растолкуйте цветовое обозначение?
2 ур.
1 ур.
3 ур.
ноч к а
ночь
ноч нич ок
ноч ник
ноч ева ть
за ноч ева вш ий
за ноч ева ть
пере ноч ева ть
ноч ев к а
Если слов, образованных от исходного слова больше 1го , то ставится вертикальная линия
Задание. Восстановите словообразовательное гнездо слова « учить » . Обозначь морфемы с помощью которых образуется новое слово.
учиться
учитель
выучить
учебник
ученик
учеба
ученический
выученный
Работа с учебником
Упр. 175 (1 ученик на 1группу слов)
- Давайте вместе запишем слова, происходящие от слова «друг».
- Воссоздай словообразовательное гнездо с исходным словом « друг » Обозначьте морфемы с помощью которых образовалось слово.
Домашнее задание