СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование. Основные способы словообразования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе  - Словообразование. Основные способы словообразования.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование. Основные способы словообразования.»

Урок в 10 классе

Тема: Словообразование. Основные способы словообразования.

Цель:1) повторить основные термины и понятия раздела;

2) совершенствовать навыки связной речи учащихся;

3) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: таблица, презентация (ресурс РСДО).

Ход урока.

1.Орг.момент.

-Сегодня на уроке мы повторим основные термины и понятия раздела «Словообразование». Вспомним способы образования слов в русском языке.

2.Повторение.

-орфоэпическая разминка: закупорка, избаловать, квартал, колледж, начала, километр, некролог, углубить, приданое, понял, духовник, принудить, красивее, две доски, дремота, жалюзи, задолго, погода прояснела.

-дополните диктант своими примерами (5 слов);

-Проанализируем основные ошибки, допущенные при работе над тестом2Решу ЕГЭ» (7,22,23,24)

II.Знакомство с теоретическим материалом.

-Посмотрите на тему урока. Определите, что общего и чем различаются слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ?

III.Работа над темой урока.

1.-А теперь вспомним, какие способы образования слов есть в русском языке?

Рассмотрим схему «Основные способы словообразования в русском языке» (учебник -п.17, стр.57)

2.Работа по учебнику (стр.51) чтение статьи учебника.

3.Работа с презентацией. Путем перетаскивания распределите способы образования.

IV.Закрепление.

1.Словообразовательный разбор (по карточкам).

2. Работа со словарем (Школьный словообразовательный словарь русского языка. Тихонов А.Н.).

3.Упражнение 69 (работа в группах)

V.Проверочная работа. Из предложения выписать слова и показать их способ образования.

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.

VI.Подведение итогов урока.

VII.Домашнее задание: сделать работу над ошибками, допущенными в тесте (с пояснениями!). Задание 25. Сочинение. Задание для самостоятельной работы к уроку №22. Вариант5 (РСДО).



Тест по теме «Сложноподчиненные предложения».

  1. Укажите неверное утверждение.

    1. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

    2. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

    3. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

  2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

    1. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

    2. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

    3. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.

3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

  1. Я сказал, что люблю осенний лес.

  2. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

  3. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

  1. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.

  2. Недаром говорится, что дело мастера боится.

  3. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  2. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.

  3. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.

6. Укажите СПП с придаточным места.

  1. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

  2. Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.

  3. Нет истины, где нет любви.

7. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

  1. Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго.

  2. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.

  3. Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

8. Укажите СПП с придаточным причины.

  1. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

  2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

  3. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.

9. Найдите СПП с несколькими придаточными.

  1. Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

  2. Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

  3. Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

10. Укажите правильный ответ.

  1. Туман перед рассветом сделался прозрачным.

  2. Туман перед рассветом сделался прозрачным.

  3. Туман перед рассветом сделался прозрачным.

11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а) б) в) г)

ко..ентатор м мм м мм

гости..ая нн н н нн

пе..имист сс сс с сс

э..ект ф фф фф ф

12. Укажите правильный разбор слова по составу:

  1. Замочек. Б. Замочек. В. Замочек.

  • Отредактировать записанные предложения. Определите характер исправленных ошибок.



1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего.

2. У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

3. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

4. Наш боксер был слабже своего соперника.

5. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?



Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.



1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.





  • Записать предложения. Составить схему первого предложения. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».



Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему пр...вести. Когда жизненная борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге.

- Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика Д. Писарева.

Предложение начните так:



Я согласен (не согласен) с тем, что если…

Полагаю, что, для того чтобы…





  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?



Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.



1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.



  • Записать предложения. Составить схему первого предложения. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».



Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему пр...вести. Когда жизненная борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге.

- Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика Д. Писарева.

Предложение начните так:



Я согласен (не согласен) с тем, что если…

Полагаю, что, для того чтобы…

______________________________________________________________________________

  • Определить тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет

землю.

2. Она не любила, когда ее тревожили утром.

3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены.

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

______________________________________________________________________________

  • Определить тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет

землю.

2. Она не любила, когда ее тревожили утром.

3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены.

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

______________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!