СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы словообразования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы словообразования»

Урок русского языка 10 класс .Способы словообразования


Цели урока: Повторить способы образования, морфологический анализ слов.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Один из учащихся проводит тест, составленный им дома.

II. Работа по теме урока

II. Работа по теме урока

Различают несколько наиболее продуктивных морфологичес­ких способов словообразования.

Аффиксация — образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город при-город.

При префиксальном способе новое слово образуется путем присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). На­пример: город при-город; автор со-автор; мощный сверх­мощный; бежать от-бежать, за-бежать; спокойно не-спокойно.

Этим способом образуются слова той же части речи и обладаю­щие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования но­вых слов является у глаголов.

При суффиксальном способе новое слово образуется пу­тем присоединения к производящей основе суффикса. На­пример: лимон лимон-н-ый; черн-ый черн-от-а.

При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путем одновременного присоединения к произ­водящей основе приставки и суффикса. Например: нос пере- нос-иц-а; окно под-окон-ник-П.

Сложение — образование новых слов путем соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозем.

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращенных слов:

  1. из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);

  2. из части слова и полного слова: педколлектив (педагогиче­ский коллектив), Сбербанк (сберегательный банк);

  3. из начальных букв слов (аббревиатура): Л//У (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставоч­ный центр).

Усечение основы — образование новых слов посредством усече­ния производящей основы. Данный способ действует только в сло­вообразовании имен существительных. Например: магнито фон маг, заведующий зав.

Многие слова, образованные способом усечения производя­щей основы, имеют разговорную стилистическую окраску:

баки (разг.) бакенбарды (нейтр.).

Обратное словообразование — образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга (ср.: в польском языке/1азЦса), дояр

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1.Укажите способы образования слов.

Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончатель­ный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ, студсовет, призем­лить, Курилы, педсовет, РФ, ВВЦ, выставка-продажа, главбух, завхоз, завуч, зарплата, самбо, ракета-носитель.

Неморфологические способы словообразования

| Среди неморфологических способов словообразования I различают:

1 Лексико-семантический способ — появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) прапорщик (воинское | звание), бригадир (воинское звание) бригадир (руководитель трудового коллектива).

2.Морфолого-синтаксический способ — появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Напри- I мер: столовая (ложка) [прилаг.] столовая (помещение) [сущ.], ? караул [сущ.] караул! [междом.].

г Лексико-синтаксический способ — появление новых слов в ре- 4 зультате сращений сочетаний слов. Например: высококачествен- | ный + качественный; тотчас + час.

Задание 2. Распределительный диктант 1 колонка-морфологические, 2 -неморфологические). Докажите свою точку зрения.

Мороженое, мать-и-мачеха, сегодня, труднодоступный, пирожное, горничная, гостиная, высокоразвитый, спутник (аппарат), иван-да-марья, вокруг (дома), итого, часовой (стражник).

Задание 3. Разберите слова по составу. Сделайте словообразовательный анализ любых пяти слов.

Подоконник, платье-костюм, переписка, предместье, испод-лобья, безнравственный, отвязать, отвязанный, клинчанин, трех-этажный, взгорье, стихосложение, подранок, сверхсложный, напере-гонки, влияние, грушевый, нефтепровод, гордость, превеликий, безжалостный

Задание 4. Постройте из слов словообразовательные цепочки.

Образец: бессвязный — вязать — связать — бессвязно — связь — связный. Словообразовательная цепочка: вязать с-вязать связь связ-н-(ый) бес-связ-н(ый) бессвязн-о.

  1. Смех — смешно — смешок — смешной — смешинка —усмешка — усмехаться.

  2. Фабрикант — по-фабричному — фабрика — фабричный — фа­брикантский.

  3. Фантаст — фантазия — фантазер — фантазировать — фанта­стично — пофантазировать — фантастичный.

5. Работа с учебником.

Упр.77,78,79

IV. Итоги урока

— Что изучает морфемика?

— Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?

— Какие способы образования слов вы знаете?

— Расскажите о морфологическом способе словообразования.

— Что значит неморфологический способ словообразования?

6.Домашнее задание. Упр.86




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!