СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы выражения подлежащего

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал даёт возможность повторить изученный материал о подлежащем и расширить знания об этом члене предложения.

Просмотр содержимого документа
«Способы выражения подлежащего»

Семнадцатое октября  Классная работа  Подлежащее Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1» Омского р-на Омской обл.

Семнадцатое октября Классная работа Подлежащее

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Омского р-на

Омской обл.

Проверка домашнего задания 1) В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? 2) Как делятся предложения по количеству грамматических основ? 3) Какие бывают предложения по цели высказывания? 4) Что называется грамматической основой предложения? 5)Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения?

Проверка домашнего задания

  • 1) В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения?
  • 2) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?
  • 3) Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • 4) Что называется грамматической основой предложения?
  • 5)Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения?
Что такое подлежащее? Какая часть речи может занять место подлежащего?
  • Что такое подлежащее?
  • Какая часть речи может занять место подлежащего?
  «Словоблоки» Распределите предложения по группам в соответствии со способами выражения подлежащего 1. Страна богата талантами. 2. Пять – моя любимая цифра. 3. Вошедший молчал. 4. День будет холодным. 5. Люблю я пышное природы увядание. 6. Опоздавшие сели на свои места. 7. Мы любуемся осенним лесом. 8. Никто не забыт, ничто не забыто. 9. Тополь перерос клен. 10. Семь – нечетное число. 11. Меня окружают тысячи удивленных глаз. 12. Любить – значит жить. 13. Все живое тянется к солнцу. 14. Учиться – моя основная задача.
  •   «Словоблоки» Распределите предложения по группам в соответствии со способами выражения подлежащего
  • 1. Страна богата талантами.
  • 2. Пять – моя любимая цифра.
  • 3. Вошедший молчал.
  • 4. День будет холодным.
  • 5. Люблю я пышное природы увядание.
  • 6. Опоздавшие сели на свои места.
  • 7. Мы любуемся осенним лесом.
  • 8. Никто не забыт, ничто не забыто.
  • 9. Тополь перерос клен.
  • 10. Семь – нечетное число.
  • 11. Меня окружают тысячи удивленных глаз.
  • 12. Любить – значит жить.
  • 13. Все живое тянется к солнцу.
  • 14. Учиться – моя основная задача.
«Собери пазл» . Самостоятельно соедините части предложения по вариантам, выделите подлежащие, определите, чем они выражены.  1. В поле вышли            Родине служить. 2. Пятью пять-             а неученье-тьма. 3.Ученье- свет,          от мала до велика. 4.Жить-   двадцать пять.
  • «Собери пазл» . Самостоятельно соедините части предложения по вариантам, выделите подлежащие, определите, чем они выражены. 
  • 1. В поле вышли            Родине служить.
  • 2. Пятью пять-             а неученье-тьма.
  • 3.Ученье- свет,          от мала до велика.
  • 4.Жить-   двадцать пять.
Смелый к победе поет и бродит осень. Один за всех,     всегда пригодится. Учиться-  стремится. Незримо по лесам          все за одного.
  • Смелый к победе поет и бродит осень.
  • Один за всех,     всегда пригодится.
  • Учиться-  стремится.
  • Незримо по лесам          все за одного.
«Эстафета» Определите, чем выражено подлежащее в представленных предложениях. Наступило роковое послезавтра.  Семь бед – один ответ. Учиться всегда пригодится. Большое видится на расстоянии. Это было десять лет назад. Читающая сидела у окна. Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам. «В» является предлогом. «Не» с глаголами пишется раздельно. Бабье лето – прекрасная пора.
  • «Эстафета»
  • Определите, чем выражено подлежащее в представленных предложениях.
  • Наступило роковое послезавтра. 
  • Семь бед – один ответ.
  • Учиться всегда пригодится.
  • Большое видится на расстоянии.
  • Это было десять лет назад.
  • Читающая сидела у окна.
  • Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам. «В» является предлогом.
  • «Не» с глаголами пишется раздельно.
  • Бабье лето – прекрасная пора.
Упражнение 3 Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений. 1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.)
  • Упражнение 3
  • Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.
  • 1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.)
6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились. 11)«Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 12)«Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский).
  • 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.)
  • 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились. 11)«Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 12)«Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский).
Упражнение 8 Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие. 1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятими­нутным опозданием этот давно нами ожидаемый ... на­чался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с бра­том появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло ... , а может быть, и больше. 7.... — значит познавать науки.  В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?   
  • Упражнение 8
  • Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.
  • 1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятими­нутным опозданием этот давно нами ожидаемый ... на­чался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с бра­том появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло ... , а может быть, и больше. 7.... — значит познавать науки. В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?  
Дома Выучить правило У.69

Дома

  • Выучить правило
  • У.69


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!