СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подлежащее. Способы выражения подлежащего». Урок русского языка в 8 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

Учитель русского языка и литературы: Сухарева Светлана Алексеевна

Цели:

  • Расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
  • Продолжать развивать сообразительность, логического мышления; воспитывать чувства взаимовыручки

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;
  • повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Подлежащее. Способы выражения подлежащего». Урок русского языка в 8 классе.»

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля




Урок русского языка

в 8 классе


Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»








Учитель русского языка и литературы:

Сухарева Светлана Алексеевна














Владикавказ, 2014

Урок русского языка в 8 классе


Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»


Цели:

  • Расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

  • Продолжать развивать сообразительность, логического мышления; воспитывать чувства взаимовыручки

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;

  • повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • развитие этических чувств, доброжелательность;

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • развитие внимания, памяти, критического мышления;

  • развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

  • развитие речи учащихся;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

  • уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке:

  • воспитание интереса к предмету;

  • воспитание умения работать в группе.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русского язык» под редакцией Л.А.Тростенцовой,Т.А.Ладыженской, М. Просвещение 2014

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа в группах, фронтальный опрос.




Ход урока

I ВЫЗОВ

– Мы сегодня работам в группах, состав которых мы определили накануне. Но еще раз вспомним наши главные правила:

  1. с уважением относиться ко всем членам группы:

  2. не перебивать товарища;

  3. каждый имеет право высказать свое мнение;

  4. не критиковать в процессе обсуждения;

  5. высказывать конструктивные замечания можно только после того, как высказались все члены группы.

  6. мы все одна команда. Результат команды зависит от каждого из вас, а ваш личный результат – от деятельности всей команды.

1. – Разберите предложения по членам предложения и сравните их. Стоит земля в сиянье голубом. Каждый может приносить пользу.

Курить – здоровью вредить.

  • Что интересного заметили? (Предложения двусоставные)

  • Какими частями речи выражены подлежащие в этих предложениях?

  • Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о подлежащем. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

  1. Предложение – это единица синтаксиса.

  2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

  3. В русском языке фиксированный порядок слов.

  4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

  5. День чудесный. – двусоставное предложение.

  6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

  7. Подлежащее может быть выражено местоимением

  • Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

  • На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

  • Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.

2. Совместное определение темы и целей урока.

  • Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чём мы будем говорить?

  • Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Формулирование темы.

  • Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

  • Запишем тему в тетрадь.

4. Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)




– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

5. Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

6. Прием «Корзина идей»

– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.

– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)

II ОСМЫСЛЕНИЕ

– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.


– Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Жить – Родине служить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Анютины глазки растут в саду.

«Из» – это предлог.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

Работа по учебнику П 17.

Группы зачитывают дополненную таблицу. Условие: необходимо внимательно слушать товарищей, чтобы не повторять уже озвученную информацию.


III РЕФЛЕКСИЯ

(выход на применение знаний, полученных в ходе урока)

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.

1. Упражнение

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»

3. Прием «Синквейн»

Схема синквейна:

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквейна

Подлежащее.

Основное, главное.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.


IV Домашнее задание:

П 17 упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!