МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля
Урок русского языка
в 8 классе
Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Учитель русского языка и литературы:
Сухарева Светлана Алексеевна
Владикавказ, 2014
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Цели:
Расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
Продолжать развивать сообразительность, логического мышления; воспитывать чувства взаимовыручки
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;
повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательность;
развитие познавательной активности учащихся;
развитие внимания, памяти, критического мышления;
развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);
развитие речи учащихся;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке:
воспитание интереса к предмету;
воспитание умения работать в группе.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русского язык» под редакцией Л.А.Тростенцовой,Т.А.Ладыженской, М. Просвещение 2014
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа в группах, фронтальный опрос.
Ход урока
I ВЫЗОВ
– Мы сегодня работам в группах, состав которых мы определили накануне. Но еще раз вспомним наши главные правила:
с уважением относиться ко всем членам группы:
не перебивать товарища;
каждый имеет право высказать свое мнение;
не критиковать в процессе обсуждения;
высказывать конструктивные замечания можно только после того, как высказались все члены группы.
мы все одна команда. Результат команды зависит от каждого из вас, а ваш личный результат – от деятельности всей команды.
1. – Разберите предложения по членам предложения и сравните их. Стоит земля в сиянье голубом. Каждый может приносить пользу.
Курить – здоровью вредить.
Что интересного заметили? (Предложения двусоставные)
Какими частями речи выражены подлежащие в этих предложениях?
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о подлежащем. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.
Прием «Верите ли вы, что…»
– Итак, первое задание «Верите ли вы…».
Предложение – это единица синтаксиса.
Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
В русском языке фиксированный порядок слов.
Предложения с одним главным членом называются односоставными.
День чудесный. – двусоставное предложение.
В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
Подлежащее может быть выражено местоимением
Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.
На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.
Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.
2. Совместное определение темы и целей урока.
3. Формулирование темы.
Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Запишем тему в тетрадь.
4. Таблица З – Х – У
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
| | |
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.
– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.
– Можно совещаться с товарищами.
5. Проверка записей. (по группам, по очереди)
– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?
6. Прием «Корзина идей»
– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.
– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)
II ОСМЫСЛЕНИЕ
– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?
– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».
1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»
Текст | Маркировка |
Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи. Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?». Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю. А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал. Место подлежащего может занять любая часть речи. Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает. Или причастие: Провожающие стояли у вагона. Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация. | |
– Что нового вы узнали из этого материала?
– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У
2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)
– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.
3. Исследование (разбор предложений)
– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.
Двое уехали в столицу.
Жить – Родине служить.
Завтра не наступит никогда.
В воздухе прокатилось «ура».
Анютины глазки растут в саду.
«Из» – это предлог.
– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.
– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?
4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
Работа по учебнику П 17.
Группы зачитывают дополненную таблицу. Условие: необходимо внимательно слушать товарищей, чтобы не повторять уже озвученную информацию.
III РЕФЛЕКСИЯ
(выход на применение знаний, полученных в ходе урока)
– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.
1. Упражнение
2. Проверка по слайду.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.
– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?
– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»
3. Прием «Синквейн»
Схема синквейна:
1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.
2) Два прилагательных, характеризующих тему.
3) Три глагола, показывающих действие темы.
4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.
5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
Пример синквейна
Подлежащее.
Основное, главное.
Называет, обозначает, отвечает.
Подлежащее – ключевое слово в предложении.
Предмет речи.
– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.
IV Домашнее задание:
П 17 упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.