СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с несколькими придаточными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе - СПП с несколькими придаточными

Просмотр содержимого документа
«СПП с несколькими придаточными»



УРОК в 9 классе

Тема: СПП с несколькими придаточными.



Цель: 1. Закрепить навыки постановки знаков препинания в СПП с

несколькими придаточными.

2. Показать роль пунктуации: коммуникативную и эстетическую.

3. Воспитывать стремление к счастью, к природе.



Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Мы с вами изучили основные виды сложных предложений, их строение, виды придаточных и особенности присоединения придаточных предложений к главному. А дома, используя план рассказа, вы должны были повторить все о придаточных обстоятельственных предложения.

Беседа по вопросам:

*На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные предложения?

*К каким придаточным обстоятельственным иногда трудно поставить вопрос?

*Какие союзы помогают определить значение придаточных обстоятельственных предложений?

Особое внимание следует уделить изъяснительным и определительным придаточным, т.к. эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.

Работа со слайдом.

Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного определяют по союзу или союзному слову, но порой это приводит к ошибочному решению. Поэтому важно установить смысловые отношения между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса.

Придаточные изъяснительные чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать, понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т.п.) Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяснительным:



что ты скажешь.

кто приходил.

как это сделать.

Я знаю (что?), какой сегодня день.

когда он вернется.

где он живет.

почему ты молчишь.

зачем он приходил.



Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:



которая была ярко освещена.

Мы вошли в что находилась справа.

ту комнату куда нас пригласила хозяйка.

(какую?), откуда доносились голоса.

где были сложены вещи.



III. Языковая разминка.

  • Работа над развитием речи. (КАРТОЧКА)



Очень часто в устной и письменной речи встречаются ошибки в образовании слов, форм слов, в построении предложений. Сейчас вы должны будите отредактировать предложения.

1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего.

(С шестьюстами)

2. У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

(Нет времени)

3. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

(Не кладет)

4. Наш боксер был слабже своего соперника.

(Слабее)

5. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

(Тонет)



    • Определите характер исправленных ошибок.

(Образование форм числительных, существительных, глаголов, прилагательных, нарушение стилистических норм)

  • Орфоэпическая разминка. (ДОСКА)



Расставить ударения в словах, написанных на доске.



Новорождённый, кухонный, обеспечение, приговор, процент, пуловер, принять, ракушка, столяр, танцовщица, украинский, цемент, щавель, эксперт.

IV. Закрепление изученного материала.

Сообщение темы и целей урока.

ДОСКА: расставить знаки препинания в сложном предложении.

Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

[…], (что (когда…), то …).



Если рядом оказывается два подчинительных союза или сочинительный союз с подчинительным, то запятая на стыке союзов не ставится, если далее следует часть двойного союза: то, так, но.

Кони так устали, что, когда с них сняли тюки, они легли на землю.

[…], (что, (когда…), то …).



Если вторая часть союза отсутствует, то запятая на стыке союзов ставится.



  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?



Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.



1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.



В приведенном предложении есть вторая часть двойного союза то, следовательно, на стыке союзов запятая не нужна.



  • Записать предложения. Составить схему первого предложения. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках». (КАРТОЧКА)



Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы со ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему при.вести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.

- Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев? Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если… Полагаю, что, для того чтобы…



  • Записать предложения. Обозначить орфограмму «Разделительные ъ и ь». Обозначить границы простых предложений в составе сложных. Подчеркните основы предложений. (КАРТОЧКА)



[Просыпаюсь я рано с первыми лучами и вижу], как бьются они, (чтобы проникнуть в овраг сквозь туман).

Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь. [Монетки осени так промерзли или подсохли],( что слышно),( как в трепете друг о друга стучат).

    • Какой тип речи использован в тексте М. Пришвина?

    • Какое чувство (радости, грусти, умиления, тревоги, тоски и т.п.) вызывает описание природы?


V. Итог урока.

(Тест)
VI. Домашнее задание.