Середина урока | Попросите первоклассников выполнить задание в группах и сообщить результат всему классу: найти выражение с наибольшим значением (дети назовут выражение с наибольшим числовым компонентом, так как буквы одинаковые); найти выражение с наименьшим значением; сравнить два выражения с помощью знаков " и ""; построиться в порядке возрастания значений выражений (ребята построятся, держа в руках карточки с выражениями); прочитать сравниваемые выражения разными способами, придумать математическую историю для полученного неравенства. Например, "b + 8 b" можно описать так: "коробка конфет и еще 8 конфет меньше, чем эта же коробка конфет и еще 12 конфет". Сравни. Данное задание выполняется на основе предыдущей иллюстрации в учебнике. Предложите учащимся представить, будто они перекладывают конфету из одной группы в другую, Какие буквенные выражения можно составить в этом случае? Попросите записать эти выражения и выполнить сравнение. Нужно иметь в виду, что в тексте задания не указано, как именно "перекладываются" конфеты. Поэтому возможны 2 варианта сравнения: х + 6 х + 7. Посредством комментирования и аргументирования своих ответов дети развивают навыки мышления и устную речь, Составь и сравни буквенные выражения. Организуйте фронтальную работу. Предложите учащимся по иллюстрациям составить буквенные выражения, сравнить их и записать полученные неравенства на ламинированных листах. Первое неравенство получится при сравнении длины двух карандашей. Известна ли их длина7 Составив выражения, обозначающие длину карандашей, мы можем сравнить их. Например, длина первого карандаша равна х + 4, а второго х + 5. Получается неравенство х + 4 | |
Конец урока | Попробуй. Парная работа. После выполнения работы организуйте фронтальную проверку результатов. Учащиеся сравнивают значения двух выражений на вычитание при различных значениях буквы (о = 0; 1; 2; 3) и приходят к выводу, что при вычитании не всегда выполняются закономерноcти, которые действуют при сложении. Например, не всегда из двух выражений с одинаковой буквой больше то, у которого больше числовой компонент. Условие выполняется, если неизвестное является уменьшаемым, и не выполняется, если неизвестное — вычитаемое. Реши. В задании нужно сравнить буквенные выражения по числовому компоненту. Попросите первоклассников самостоятельно выполнить задание и провести взаимопроверку в парах. Они закрепят навыки сравнения выражений на сложение с одинаковыми буквами, приобретенные в процессе групповой работы. Учащимся нужно понимать, что одинаковые буквы в двух выражениях имеют одинаковые числовые значения, следовательно, необходимо сравнивать только числа, входящие в состав буквенного выражения. | |
Дополнительные задания Обведи рисунок. Цель задания — обвести зеленым карандашом рисунок, на котором кубиков больше, а красным — тот, на котором их меньше. Под каждым рисунком нужно написать подходящее буквенное выражение. Ответы 9 + х, 10 + х, 12 + х. Соедини пустые окошки с подходящими числами. Цель — соединить место пропущенного числа со всеми подходящими числами. В этом задании учащиеся закрепляют вывод о сравнении двух выражений с одинаковой буквой. Ответы а) подходят числа: 7, 8,10, 4, 9. Не подходят: 40, 100, 50. б) подходят числа: 7, 8, 10, 100, 50. Не подходят: 4, 5, 6. Сколько литров воды может поместиться в ведре? Производя необходимые вычисления, ученик должен установить, что подходят карточки с числами больше 3, и соединить изображение ведра с именованными числами 4 л, 5 л, 6 л, 7 л. Ответы 4 л, 5 л, 6 л, 7 л, Сравни числовое выражение 5 + 2 и буквенное выражение 5 + d. Подставляя вместо буквы числа, ученик вычислит числовое значение буквенного выражения 5 + d и сравнит с результатом выражения 5+2. Результат сравнения отметит в таблице "галочкой". Ответы Знак "" при значениях d = 0, 1; знак " d = 3, 15, 10; знак "=" при значении d = 2. | Чтобы выявить, как учащиеся усвоили учебный материал, задайте вопросы: Что тяжелее: мешок картошки и 3 картофелины или этот же мешок картошки и 5 картофелин? В одно ведро налили кувшин и 5 кружек воды, а во второе — этот же кувшин и 7 кружек. В каком ведре воды больше? Какая лента длиннее, если длина одной равна длине карандаша и еще 10 см, а длина второй — длина этого же карандаша и еще 11 см? Какое из буквенных выражений больше: а + 7 или а + 17? Почему? Сохраняется ли в буквенных выражениях на вычитание эта закономерность? Почему? Проведите работу с учащимися по самооцениванию с помощью "Лестницы успеха" в рабочей тетради. | Физминутка «Строим дом». Получили мы подарки. Кирпичи, бруски и арки. Из коробки мы берем, Строим мы красивый дом. (Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.) Строим быстро, строим скоро Без цемента, без раствора. Дом карниз, труба и крыша. (Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут кирпичи.) Пальчиковая гимнастика «Инструменты». Мы пилили, (Делают пилящие движения.) Мы рубили, (Делают рубящие движения.) Громко молотком стучали, Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз.) Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши.) И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой.) |