СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика содержания курса технология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание Примерной программы 2004г.

Направление «Технология. Обслуживающий труд». Содержание Примерной программы 2010г. Направление «Технология ведения дома».

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика содержания курса технология.»

6


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТЕХНОЛОГИЯ.

Подготовлена учителем технологии МБОУ «СОШ №5 г. Кировска»

Кубасовой С.И.

Пояснения:

Красный цвет – материал, который отсутствует в примерной программе по ФГОС ОО

Зеленый цвет – новый материал

Синий цвет – новый материал.

Содержание Примерной программы 2004г.

Направление «Технология. Обслуживающий труд».

Содержание Примерной программы 2010г. Направление «Технология ведения дома».

  • Примерная программа основного общего образования по технологии (5-9 класс), 2004

  • Авторские программы


Составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  • Примерная основная общеобразовтельная программа основного общего образования,  (standart.edu.ru)

  • Авторские программы


Количество часов в неделю

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе – 35 часов.


Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.


Структура программы

  • Общая характеристика

  • Цели.

  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • Обязательный минимум содержания образования (по классам)

  • Требования к уровню подготовки выпускников основной школы


  • Общая характеристика,

  • Цели

  • Требования к результаты обучения – личностные, предметные и метапредметные по абзацу. (более подробно – учитель должен смотреть в Примерной основной образовательной программе основного общего образования);

  • основное содержание, состоящее из разделов и тем (без классов);

  • примерное тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов (в модальности «не менее») с характеристикой основных видов деятельности учеников;

  • рекомендации по оснащению учебного процесса.


Основные содержательные линии предмета «Технология»

  • Программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд».

  • Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд».

  • Программа по технологии для 5-9 классов (растениеводство, животноводство)


Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».


  • Направления:

  • «Индустриальные технологии»,

  • «Технологии ведения дома»,

  • «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).

Для программы по направлению «Технологии ведения дома» базовыми являются разделы: Кулинария, Создание изделий из текстильных материалов, Художественные ремесла. Оформление интерьера. Современное производство и профессиональное самоопределение. Электротехника. Технология творческой и опытнической деятельности.


Раздел 1. Кулинария (54 часа)

1.1.Культура питания 5 класс (1 час)

Теоретические сведения. Понятия «кулинария», «питание», «культура питания». Рациональное питание. Пищевые продукты источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газовых плит, при работе с горячей жидкостью.

Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Варианты объектов труда. Кухонная посуда, инвентарь и приспособления.

Культура питания 6 класс (1 час)

Теоретические сведения. Понятия «минеральные вещества», «макроэлементы» и «микроэлементы», их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Источники основных минеральных веществ. Суточная потребность в минеральных веществах.


Практические работы. Составление меню, удовлетворяющего суточную потребность организма в минеральных веществах.

Варианты объектов труда. Меню.

Культура питания 7 класс (1 час)

Теоретические сведения. Понятия «микроорганизмы». Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощи при пищевых отравлениях.


Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.


Варианты объектов труда. Кухонная посуда, инвентарь и приспособления

Раздел 1. Кулинария (не менее 31 ч)

Тема 1. Санитария и гигиена (не менее 1 ч)

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды. Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

2. Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.


1.2.Технология приготовления блюд

5класс (11 часов)

Теоретические сведения. Общие сведения о питании, процессе пищеварения, усвояемости пищи. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Витамины, их значение и функции в организме человека, суточная потребность. Продукты, содержащие витамины.

Значение овощей в питании человека. Содержание в овощах питательных веществ. Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей. Критерии определения качества овощей. Механическая (первичная) обработка овощей. Виды тепловой обработки овощей. Виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Блюда из сырых и вареных овощей и технология их приготовления. Требования к качеству и оформлению готовых блюд, подача их к столу. Правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ.

Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Способы варки и жарения яиц. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд из яиц к столу.

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Украшение бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Подача бутербродов к столу. Горячие напитки их пищевая ценность. Посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления чая, кофе, какао. Требования, предъявляемые к качеству горячих напитков. Подача чая, кофе, какао к столу.

Практические работы. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц.

Приготовление бутербродов и горячих напитков. Дегустация блюд. Оценка качества.


Варианты объектов труда. Блюда из сырых овощей и вареных овощей, винегрет. Омлет, яичница, вареные яйца. Бутерброды. Горячие напитки: чай, кофе.



Тема 2. Физиология питания (не менее 1 ч)

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах. Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ. Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.

Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1.Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

2.Поиск рецептов блюд, отвечающих принципам рационального питания.

3.Составление меню из малокалорийных продуктов.


6 класс (11 часов)

Теоретические сведения. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Домашние животные, молоко которых используются в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Критерии определения качества молочных продуктов. Первичная обработка молока (кипячение, пастеризация, стерилизация). Приготовление топленого молока. Приготовление молока из сухого и сгущенного молока. Технология приготовления молочных супов и каш. Требования к качеству готовых блюд. Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Признаки доброкачественности рыбы и сроки хранения рыбных продуктов и консервов. Шифр на консервных банках. Краткая характеристика мяса живой, охлажденной, мороженой и соленой рыбы. Правила оттаивания мороженой рыбы. Последовательность механической (первичной) обработки рыбы. Способы разделки рыбы в зависимости от ее размеров. Разделка соленой рыбы. Инструменты и приспособления для обработки рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Способы тепловой обработки рыбы (отваривание, припускание, жарение, запекание). Правила подачи рыбных блюд к столу. Практические работы. Приготовление блюд из молока, творога. Оттаивание и первичная обработка свежемороженой рыбы. Разделка соленой рыбы. Приготовление блюд из рыбы. Дегустация блюд. Оценка качества. Варианты объектов труда. Блюда из молока: суп молочных, каша молочная. Блюда из творога: сырники, ленивые вареники. Свежемороженая рыба. Соленая рыба. Блюда из рыбы6 отварная рыба, жареная рыба.

Тема 3. Блюда из овощей (не менее 4 ч)

Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов. Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения. Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и недостатки различных способов варки овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.

2. Приготовление салата из сырых овощей.

3. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

4. Приготовление блюда из вареных овощей.


7 класс (11 часов)

Теоретические сведения. Значение мяса в питании челове­ка. Домашние животные, мясо которых используется в пита­нии человека. Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. Механическая (первичная) обработка мяса. Тепловая обработка мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу.

Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма. Ассортимент кисломолочных продуктов. Сроки хранения кисломолочных продуктов. Приготовления творога в домашних условиях. Приготовление блюд из творога. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд к столу.

Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. Виды пресного теста. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного теста.

Желирующее вещество – крахмал, его виды и свойства. Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления суфле, желе, мусса.


Практические работы. Приготовление блюд из мяса, творога, теста; сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества.

Варианты объектов труда. Блюда из мяса: борщ, жаркое. Блюда из творога: сырники, ленивые вареники. Варенье, цукаты. Сладкие блюда: желе, мусс. Блюда из теста: печенье, пирог.


1.3 Домашние заготовки 5класс (2часа) Теоретические сведения. Способы заготовки продуктов впрок. Подготовка продуктов к замораживанию. Быстрое замораживание продуктов в домашнем холодильнике. Условия и сроки хранения свежезамороженных продуктов. Практические работы. Подготовка и замораживание ягод, пряных трав в морозильной камере холодильника. Варианты объектов труда. Ягоды, пряные травы, 6 класс (2часа)

Теоретические сведения. Способы заготовки продуктов впрок с помощью соли. Подготовка продуктов к солению, мочению. Способы соления и мочения овощей, ягод. Условия и сроки хранения.

Практические работы Подготовка к солению или мочению овощей, ягод, пряных трав.

Варианты объектов труда. Варенье, цукаты. Сладкие блюда: желе, мусс. 7класс (2часа)

Теоретические сведения. Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервирование с сахаром.

Практические работы. Приготовление джема, варенья или цукатов.

Варианты объектов труда. Огурцы, помидоры, морковь, лук. Ягоды, пряные травы,



Тема 5. Блюда из молока и кисломолочных продуктов» (не менее 2 ч)

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Приготовление молочного супа или молочной каши.

2. Приготовление блюда из творога.







Тема 7. Изделия из теста (не менее 4 часов)

Механическая кулинарная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу. Технология приготовления пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий. Ножи и выемки для формования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности. Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструмент для раскатки и разделки теста. Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др. Формование и выпечка изделий из песочного теста (температура выпечки, определение готовности).

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Приготовление вареников с начинкой.

2. Выпечка блинов.

3. Выпечка кондитерских изделий из пресного слоеного теста.

4. Выпечка изделий из песочного теста.




Тема 8. Блюда из мяса (не менее 4 часов)

Значение и место мясных блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Органолептические и лабораторные экспресс методы определения качества мяса. Условия и сроки хранения мяса и мясных полуфабрикатов. Оборудование и инвентарь, применяемые для механической и тепловой кулинарной обработке мяса. Технология приготовления мясных блюд. Принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам. Требования к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд к столу.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1.Определение качества мяса органолептическими методами.

2.Определение качества мяса лабораторными методами

3. Приготовление мясных блюд (по выбору).


1.4 Творческое задание

5 класс (4часа)

Теоретические сведения. Меню завтрака. Расчет количества и состав продуктов. Приготовление завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды для завтрака. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. Меню сладкого стола. Расчет количества и состав продуктов. Практические работы. Составление меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Варианты объектов труда. Меню завтрака, ужина, сладкого стола. Блюда для завтрака, ужина, сладкого стола.


Тема 9. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (не менее 2 часов)

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы "B".Способы варки макаронных изделий.

Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши.

2. Приготовление гарнира из макаронных изделий.


6 класс (4часа)

Теоретические сведения. Меню ужина. Расчет количества и состав продуктов. Приготовление ужина. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды к ужину. Правила приглашения гостей. Освещение и оформление ужина. Прием и дарение подарков, цветов. Этика и такт во взаимоотношениях в семье.

Практические работы. Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину.

Варианты объектов труда. Меню ужина. Блюда для ужина.


Тема 10. Заправочные супы (не менее 2 часов)

Значение супов в рационе питания используемых для приготовления

заправочных супов. Технология приготовления мясных бульонов, используемых для приготовления заправочных супов. Способы очистки бульона. Технология приготовления заправочных супов. Значение соотношения воды и остальных продуктов в супах. Оформление готового супа зеленью петрушки, укропа, зеленого лука. Оценка качества супов и подача его к столу.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  1. Расчет количества мяса и других продуктов для приготовления супа для 6-8 человек.

  2. Приготовление заправочного супа.


7 класс (4часа)

Теоретические сведения. Приготовление сладкого стола. Особенности сервировки сладкого стола. Набор столовых приборов и посуды для сладкого стола. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.

Практические работы. Приготовление и сервировка сладкого стола. Дегустация блюд. Оценка качества.


Варианты объектов труда. Меню сладкого стола. Блюда сладкого стола.


Тема 12. Сервировка стола. Этикет (не менее 2 часов)

Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита. Приглашения и поздравительные открытки.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1.Оформление стола к празднику.

2.Организация фуршета.


Раздел 2: СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    1. Швейные материалы
5 класс (4 часа) Теоретические сведения. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение долевой нити в ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани. Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практические работы. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия. Объекты труда. Образца хлопчатобумажных и льняных тканей; шерстяных и шелковых тканей, химических волокон, прокладочных материалов, фурнитуры.

Раздел 2: СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

(не менее 59 часов)

Тема 1. Свойства текстильных материалов (не менее 4 часов)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон.

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Свойства тканей, нитей, шнуров и нетканых материалов (механические, физические, технологические, эксплуатационные). Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Изучение свойств нитей основы и утка.

2. Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.

3. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

4. Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.


6 класс (4 часа) Теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения, первичная обработка. Виды шерстяных и шелковых тканей. Признаки определения волокнистого состава тканей из натуральных волокон. Виды ткацких переплетений. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Механические, гигиенические и технологические свойства тканей из волокон животного происхождения. Прокладочные материалы. Способы их соединения с тканью. Понятие «фурнитуры». Виды фурнитуры. Выбор материалов для изготовления юбки с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.

Объекты труда. Образцы шерстяных и шелковых тканей, химических волокон, прокладочные материалы, фурнитуры.


7 класс (2 часа) Теоретические сведения. Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия. Объекты труда. Образца тканей из химических волокон, прокладочных материалов, фурнитуры.



2.2 Бытовая швейная машина 5 класс (4 часа)

Теоретические сведения. Истории я создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Правила ТБ при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины.

Практические работы. Заправка швейной машины нитками. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки.

Объекты труда. Бытовая швейная машина. Машинная игла. Образцы машинной строчки.


Раздел 3: СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (не менее 59 часов)

Тема 1. Свойства текстильных материалов (не менее 4 часов)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон.

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Свойства тканей, нитей, шнуров и нетканых материалов (механические, физические, технологические, эксплуатационные). Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Изучение свойств нитей основы и утка.

2. Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.

3. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

4. Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.


6 класс (2 часа)

Теоретические сведения. Регуляторы натяжения верхней и нижней ниток. Причины возникновения и способы устранения дефектов машинной строчки. Устройство и установка машинной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной.

Практические работы. Регулировка качества машинной строчки. Установка машинной иглы. Очистка швейной машины.

Объекты труда. Бытовая швейная машина. Машинная игла.

7 класс (2 часа)

Теоретические сведения. Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликаций. Применение приспособлений к швейной машине: обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек.

Практические работы. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов.

Объекты труда. Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек.


Тема 2. Элементы машиноведения (не менее 4 часа)

Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобметочных и вышивальных машин с программным управлением.

Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Устройство челнока универсальной швейной машины. Порядок разборки и сборки механизма челнока. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.

Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной.

Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда.


Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Включение и выключение махового колеса. Намотка нитки на шпульку.

2. Заправка верхней и нижней нитей.

3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины.

4. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.

5. Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

6. Устранение неполадок в работе швейной машины.

7. Чистка и смазка швейной машины.


    1. Конструирование и моделирование
5 класс (4 часа)

Теоретические сведения. Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук, юбка). Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда. Чертеж выкройки фартука. 6 класс (4 часа)

Теоретические сведения. Понятия «одежда», «проектирование», «конструирование». Эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к одежде. Ассортимент женской одежды. Последовательность построения чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Способы моделирования юбок. Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.


Варианты объектов труда. Чертежи и выкройки конической, клиньевой и прямой юбок.

7 класс (4 часа)

Теоретические сведения. Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. Мерки для изготовления основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с помощью мультимедийных программ.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка плечевого изделия с цельнокроеным рукавом из пакетов готовых выкроек, журналов мод, мультимедийных программ.



Тема 3. Конструирование швейных изделий (не менее 5 часов)

Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды. Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Особенности строения мужской, женской и детской фигуры. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Выполнение эскизных зарисовок национальных костюмов.

2. Эскизная разработка модели спортивной одежды на основе чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом на основе цветовых контрастов.

3. Снятие мерок и запись результатов измерений.

4. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.


    1. Раскройные работы

5 класс (4 часа)

Теоретические сведения. Понятия «раскрой», «выкраивание». Правила ТБ при раскройных работах. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Последовательность раскроя швейного изделия.

Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки. 6 класс (4 часа)

Теоретические сведения. Способы раскладки выкройки юбки на ткани в зависимости от модели, ширины ткани и направленности рисунка. Способы раскладки выкроек плечевого изделия в зависимости от модели и ширины ткани.

Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки. Клеевой прокладочный материал. 7 класс (4 часа)

Теоретические сведения. Способы раскладки выкройки плечевого изделия на ткани в зависимости от модели, ширины ткани и направленности рисунка. Припуски на швы. Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки. Клеевой прокладочный материал.

Тема 4. Моделирование швейных изделий (не менее 6 часов)

Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий. Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Художественное оформление народной одежды. Связь художественного оформления современной одежды с традициями народного костюма. Определение количества ткани на изделие.

Выбор модели изделия из журнала мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Способы копирования выкройки из журналов. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки. Поиск в Интернете современных моделей швейных изделий, построение выкроек, раскладка выкроек на ткани и расчет количества ткани на изделие с применением компьютерных программ.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Моделирование изделия.

2. Расчет количества ткани на изделие.

3. Копирование выкройки из журнала мод, проверка и коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры.

4. Подготовка выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.


    1. . Технология швейных работ

5 класс (12 часов)

Теоретические сведения. Правила ТБ при выполнении ручных работ, ВТО. Организация рабочего места. Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка», «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Классификация ручных стежков. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций (перенести линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать, сметать детали). Способы контроля качества. Требования предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: обметывание, застрачивание, стачивание. Условное обозначение операций. Классификация машинных швов.

Технология выполнения операций влажно – тепловой обработки: декатирование швейного материала; приутюживание, разутюживание, заутюживание, сутюживание деталей, отпаривание швейного изделия. Способы контроля качества. Типовая последовательность изготовления швейных изделий без проведения примерки на примере базовых изделий (фартук, юбка на кулиске). Придание изделию окончательной формы. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.

Практические работы. Упражнения на перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком и прямыми стежками; обметывание срезов деталей кроя; сметывание, заметывание. Изготовление образцов машинных швов. Выполнение ВТО. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.

Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.

6 класс (8 часов)

Теоретические сведения. Технология выполнения машинных операций: притачивание деталей; застрачивание шва, складок, вытачек; настрачивание шва; подшивание детали. Технология обработки вытачек, складок, застежки тесьмой – молнией, верхнего среза юбки притачным поясом. Типовая последовательность изготовления юбки с приведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.

Практические работы. Изготовление образцов машинных швов. Выполнение ВТО. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Образцы машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие. 7 класс (8 часов)

Теоретические сведения. Технология выполнения ручных операций: выметывание деталей швейного изделия; высекание среза детали швейного изделия. Технология выполнения машинных операций: расстрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание детали. Технология ВТО: дублирование деталей швейного изделия, оттягивание деталей. Технология обработки вытачек, плечевых и боковых швов, срезов подкрайной обтачкой, косой бейкой; соединение лифа с юбкой. Типовая последовательность изготовления плечевого изделия(без рукавов и воротника) с проведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет затрат на изготовление изделия.

Практические работы. Изготовление образцов машинных швов. Выполнение ВТО. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Образцы машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.


Тема 5. Технология изготовления швейных изделий

(не менее 40 часов)

Ручные стежки и строчки. Конструкция и технология выполнения машинных швов, их условные графические изображения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка застежек, карманов, поясов, бретелей, проймы и горловины;

- обметывание швов ручным и машинным способами;

- обработка вытачек с учетом их расположения на деталях изделия;

- обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;

- обработки низа швейного изделия ручным и машинным способами.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.

2. Подшивание низа изделия потайными подшивочными стежками.

3. Отработка техники выполнения соединительных, краевых и отделочных швов на лоскутках ткани.

4. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.

5. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

6. Обработка деталей кроя.

7. Скалывание и сметывание деталей кроя.

8. Проведение примерки, исправление дефектов.

9. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

10. Влажно-тепловая обработка изделия.

11. Определение качества готового изделия.



Раздел 3: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ВОРЧЕСТВО

8 класс (8/16часов)

Теоретические сведения. Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты, приспособления. История и современность народных художественных промыслов: мастерская вышивка. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной, штриховой глади, двусторонней глади без настила, художественной глади, швов «узелки» и «рококо». Понятие «натюрморт» и «пейзаж». Подбор материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта пейзажа. Выполнение работ с помощью вышивальной машины и компьютера. Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой гладью, атласной и штриховой гладью, двусторонней гладью без настила, художественной гладью, швами «узелки» и «рококо».



Варианты объектов труда. Образцы вышивки гладью. Панно. Блузка. Наволочка. Шторы. Салфетки.














Раздел 3: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (не менее 18 часов)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство (не менее 2 часов)

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, росписи по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

  1. Экскурсия в музей.


Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (не менее 2 часов)

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции. Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

2. Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву и др.

3. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.

4. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.




5 класс (12 часов)

Теоретические сведения. История лоскутной техники. Материалы и инструменты, применяемые для лоскутной техники. Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология выполнения прихватки по шаблонам: составление эскиза; изготовление шаблонов; раскрой; соединение деталей между собой и с подкладкой. История вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

Практические работы. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. Варианты объектов труда. Прихватка, салфетка.


Тема 3. Лоскутное шитье (не менее 4 часов)

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).

2. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.


6 класс (12 часов)

Теоретические сведения. История вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Подбор пряжи в зависимости от требований к изделию. Приемы вязания спицами. Убавление и прибавление петель. Народная вышивка счетными швами. Современные центры народных промыслов по вышивке. Приемы выполнения счетных швов. Использование компьютера в вышивке. Изготовление схем для вышивки по авторскому замыслу с помощью ПЭВМ. Технологическая последовательность создания декоративного вязаного изделия или оформление вышивкой. Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий. Практические работы. Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.

Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении.

Освоение приемов вязания на спицах и/ или вышивки счетными швами. Изготовление схем для вязания и вышивки по авторским рисункам вручную и / или с помощью ПЭВМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей.


Варианты объектов труда. Образцы вязок. Образцы счетной вышивки. Вязанные на спицах изделия: шарф, носки, варежки, салфетка, прихватка, подкладка под горячее. Вышитые панно, полотенце, наволочка, салфетка, скатерть.


Тема 4. Вязание на спицах (не менее 4 часов)

Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Вязание образцов и изделий на спицах.

2. Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.


7 класс (12 часов)

Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка материалов к работе бывших в употреблении. Положение крючка в руке. Основные виды петель и приемы их выполнения: начальная и воздушная петли; цепочка из воздушных петель; соединительный столбик; столбик без накида; столбик с одним, двумя, тремя накидами. Условные обозначения петель. Схемы для вязания. Применение ПВЭМ для получения схем. Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель: под обе стенки петли; под переднюю стенку; под заднюю стенку; плотность вязания. Плотное и ажурное вязание по кругу. Искусство ручного ткачества. Материалы, применяемые для изготовления ковров и гобеленов. Правила безопасной работы. Оборудование для ручного ткачества. Основные приемы ручного ткачества, цвет, орнамент в ковровой композиции. Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия. Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.

Практические работы. Освоение приемов вязания крючком. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком и ткачества вручную и \ или с помощью ПВЭМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей.


Варианты объектов труда. Образцы вязок. Образцы ткачества. Вязанные крючком изделия: подкладка под горячее, прихватка, топик. Тканые панно, сумочка, очечник.


Тема 5. Вязание крючком (не менее 2 часов)

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Рапорт узора и его запись.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Изготовление образцов вязания крючком.


9 класс (0/16 часов)

Теоретические сведения. Техника филейного вязания крючком. Вывязывание филейного полотна. Приемы изготовления трикотажной одежды из филейного полотна. Схемы филейного кружева. Декоративная отделка трикотажных изделий. Кружева, прошвы, бахрома, шнуры, кисти, пуговицы. Модные аксессуары.

Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вязания крючком. Выполнение образцов различных вязок. Вывязывание салфеток любой формы в технике филейного вязания. Вывязывание образцов кружев, прошв, бахромы, шнуров, кистей, пуговиц, аксессуаров.

Варианты объектов труда. Образцы филейного вязания. Образцы кружев, прошв, бахромы, шнуров, кистей, пуговиц. Аксессуары.


Раздел 4: ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА (6 часов)

5 класс (2 часа)

Теоретические сведения. Понятие «эскизах». Виды эскизов. Организация рабочего места при выполнении графических работ. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения эскизов. Эскиз швейного изделия. Последовательность работы с эскизами. Понятия «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа швейного изделия. Правила ТБ при выполнении чертежных работ. Организация рабочего места. Последовательность построения чертежа для изготовления образца шва, узла прямоугольной формы.

Практические работы. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ (эскизов, чертежей швейных изделий) от руки.

Варианты объектов труд. Эскизы, чертежи швейных изделий.


6 класс (2 часа)

Теоретические сведения. Условно – графическое изображение формы, структуры объектов и процессов. Условные графические обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Практические работы. Выполнение чертежных и графических работ (чертежей, эскизов, схем) с использованием чертежных инструментов; простановка размеров деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.

Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий. Схемы.


7 класс (2 часа)

Теоретические сведения. Понятие о схемах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.

Практические работы. Выполнение чертежных и графических работ (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий) с использованием чертежных инструментов и приспособлений; простановка размеров деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.

Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий. Схемы. Технические рисунки деталей и изделий.



Раздел 4: ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4.1. Уход за одеждой и обувью

5 класс (2 часа)

Теоретические сведения.   Ремонт одежды: штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов. Уход за одеждой хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды. Выведение пятен.

Практические работы. Ознакомление с условными обозначениями, встречающимися на ярлыках одежды. Выбор вида ухода в зависимости от волокнистого состава материала. Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.

Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из хлопчатобумажных и льняных тканей, изделия подлежащие ремонту.

6 класс (2 часа)

Теоретические сведения.  Уход за одеждой из шерстенных и шелковых тканей. Химическая чистка изделий. Значение символов, встречающихся на ярлыках одежды. Ремонт одежды. Уход за обувью.

Практические работы. Расшифровка символов на ярлыках одежды из шерсти и шелка.

Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды шерстенных и шелковых тканей. Образцы ремонта одежды.

7 класс (2 часа)

Теоретические сведения.  Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Значение символов на ярлыках одежды.

Практические работы. Расшифровка символов на ярлыках искусственных и синтетических тканей.


Раздел 4: ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА (не менее 5 часов)





4.2. Интерьер жилых помещений 5класс (2 часа) Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Интерьер кухни и столовой. Требования предъявляемые к кухне и столовой. Оборудование кухни: минимальный набор мебели, электрических приборов. Правила и варианты размещение оборудования. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Благоустройство кухни. Отделка интерьера различного вида тканями, полимерными покрытиями, декоративными элементами, комнатными растениями. Санитарное состояние кухни. Способы поддержания чистоты воздуха, стен, пола. Гигиена газовых и электрических плит, сантехники и кафеля. Практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне. Варианты объектов труда. Кабинет технологии. План кухни. 6 класс (2 часа) Теоретические сведения. Понятие композиции в интерьере. Характерные особенности жилища. Освещение жилого дома. Понятие коллекции и коллекционирования. Виды коллекций. Домашняя библиотека. Систематизация и хранение коллекций и книг. Картины, размещение их на стенах. Декоративное оформление помещений тканями. Значение и виды уборок помещения. Применение бытовой техники. Мытье окон и дверей. Гигиена жилища. Практические работы. Изготовление макетов оформления тканями окон и дверей. Генеральная уборка кабинета технологии. Варианты объектов труда. Макет окна. Кабинет технологии. Бытовая техника. 7 класс (2 часа)

Теоретические сведения. Роль комнатных растений  в жизни человека. Уход за растениями. Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры. Понятие «ландшафтный дизайн».  Разновидности растений для оформления приусадебного участка. Размещение растений. Уход за растениями, размножение растений. 

Практические работы. Пересадка (перевалка) растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

Тема 1. Интерьер кухни, столовой (не менее 2 часов)

Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере.

Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Выполнение эскиза интерьера кухни, детского уголка.

Тема 2. Интерьер жилого дома (не менее 2 часов)

Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, приготовление пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры. Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев, салфеток и т.д. Систематизация и хранение коллекций и книг. Значение предметов ручного труда в интерьере. Сближение форм материальной культуры в современном искусстве. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников. Подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

  1. Выполнение эскиза планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.

Тема 3. Комнатные растения в интерьере (не менее 1 часа)

Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений в интерьере. Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха. Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков. Декоративное цветоводство. Эстетические требования к составлению букетов. Символическое значение цветов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

  1. Эскиз интерьера с комнатными растениями

  2. Эскиз приусадебного участка с декоративными растениями



4.3. Санитарно –технические работы

6 класс (2 часа)

Теоретические сведения. Устройство и принцип действия простейшего водопроводного крана. Виды смесителей. Устройство и принцип действия смесителя для умывальника. Материалы для изготовления его деталей. Неисправности в работе смесителя и способы их устранения. Профессии связанные с обслуживанием систем водоснабжения. Правила безопасной работы при ремонте санитарно-технического оборудования.

Практические работы. Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки.

Варианты объектов труда. Смеситель и вентильная головка. Обои. Облицовочная плитка.


4.4. Ремонтно – отделочные работы

7 класс (2часа)

Теоретические сведения. Основы технологии оклейки помещений обоями. Виды обоев и обойного клея. Варианты оклейки стен обоями. Основы технологии малярных работ. Виды красок и инструменты. Нанесение рисунков с помощью трафаретов. Организация рабочего места. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки и плиточного клея. Правила ТБ. Профессии, связанные с ремонтно-отделочными работами.

Практические работы. Изучение видов обоев и технологии оклейки помещений. Изучение малярных работ. Ознакомление с технологией плиточных работ.

Варианты объектов труда. Обои. Облицовочная плитка.


4.5 Семейная экономика

8 класс ( 8/16 часов)

Теоретические сведения. Понятие «семья». Основные функции семьи. Понятие «потребность». Потребности: функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки. Источники информации о товарах и услугах. Сертификация. Виды сертификатов. Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Маркировка, этикетка, вкладыш. Бюджет: сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура, планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи. Понятие «культура питания» Сбалансированное рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования участка. Практические работы. Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг – источников доходов школьников. Расчет затрат на приобретение необходимых вещей для обучающего 8 класса. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предлагаемый товар. Определение по штрих-коду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам. Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Оценка затрат на питание семьи на неделю.

Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.



Раздел 5: ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

5.1. Электротехнические работы

8 класс (10/20 часов)

Теоретические сведения. Виды энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники  электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Назначение и устройство электрических проводов. Виды соединения проводов. Устройство и применение электромагнитов в технике. Виды электроосветительных приборов. Устройство современной лампы накаливания, мощность, срок службы. Люминесцентное и неоновое освещение. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания. Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Развитие электроэнергетики. Виды топлива. Электромобиль. Энергия солнца и ветра. Энергосбережение.

Практические работы. Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости. Сборка разветвленной электрической цепи. Сборка электромагнита из деталей конструктора. Изучение  устройства и принципа действия электроутюга с терморегулятором. Изучение устройства двигателя постоянного тока. Сборка простейшей схемы двигателя постоянного тока.

 Варианты объектов труда. Электросчетчик. Электропровода. Изоляционные материалы. Электромагнит. Электроутюг. Электродвигатель.


Раздел 5: ЭЛЕКТРОТЕХНИКА (не менее 3 часов)

Тема 1. Бытовые электроприборы ( не менее 3 часов) Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Бытовая электропроводка. Электроустановочные изделия. Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Подбор бытовых приборов по мощности и рабочему напряжению. Пути экономии электрической энергии. Технические характеристики ламп накаливания и люминисцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о новых электрофизических методах нагрева, о бытовых микроволновых печах, их устройстве и правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием.

2. Рациональное размещение осветительных приборов и розеток на плане квартиры.



5.2. Радиоэлектроника

9 класс (0/12 часов)

Теоретические сведения. Понятие «радиоэлектроника». История радиоэлектроники. Электромагнитные волны и передача информации. Схема спутниковой связи. Правила ТБ при выполнении радиомонтажных работ. Технологии радиомонтажных работ. Технология электрорадиотехнических измерений. Элементы электрических цепей: источники электрического тока, переключатели и выключатели, резисторы, конденсаторы, детали с катушками индуктивности. Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы, интегральные микросхемы, индикаторы. Бытовые электронные приборы. Технология учебного проектирования. Простые автоматические устройства.

Практические работы. Очистка от окислов монтажным ножом и лужение выводов радиодеталей. Ознакомление с конструкцией различных типов химических источников тока, выпрямителя, постоянных переменных и резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности. Измерение напряжения на полюсах химических источников тока, зажимах выпрямителя. Измерение сопротивления постоянных и переменных резисторов, между выводами конденсатора. Знакомство с устройством и проверка работы телефона, электродинамического громкоговорителя, микрофона, трансформатора. Ознакомление с конструкцией полупроводниковых термо- и фоторезисторов, транзисторов, интегральных микросхем, индикаторов. Измерение сопротивления фоторезистора. Проверка односторонней проводимости полупроводниковых диодов.

Варианты объектов труда. Радиодетали, источники тока, выпрямителя, постоянные и переменные резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности. Телефон, электродинамический громкоговоритель, микрофон, трансформатор. Полупроводниковые термо- и фоторезисторы, транзисторы, интегральные микросхемы, индикаторы, полупроводниковые диоды.



5.3. Цифровая электроника и ЭВМ

9 класс(0/6часов)

Теоретические сведения. Виды цифровых приборов. Элементы цифровой электроники. Функциональные узлы цифровой электроники. Функциональные блоки персонального компьютера. Учебное проектирование в области цифровой электроники.

Практические работы. Сборка электрических цепей, моделирующих основные логические операции И, ИЛИ и НЕ. Изготовление наглядного пособия для демонстрации и изучения правил перевода двоичных чисел в десятичные с использованием контактных переключателей.

Варианты объектов труда. Наглядное пособие для демонстрации и изучения правил перевода двоичных чисел в десятичные с использованием контактных переключателей.



Раздел 6: СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

9 класс (0/20 часов)

Теоретические сведения. Виды профессиональной карьеры. Сферы современного производства. Разделение труда на производстве. Понятие специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Пути получения профессионального образования. Необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии. Учреждения профессионального образования.

Практические работы. Построение плана профессиональной карьеры. Составление профессиограммы. Определение уровня и характера самооценки. Выявление склонностей, типа темперамента, черт характера. Анализ мотивов профессионального выбора. Профессиональные пробы. Выбор пути продолжения образования или трудоустройства.

Варианты объектов труда. План профессиональной карьеры. Профессиограмма.

Раздел 6: СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

(не менее 3 часов)

Тема 1. Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера

(не менее 3 часов)

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Приоритетные направления развития техники и технологий. Влияние техники и новых технологий на виды и содержание труда. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий. Виды учреждений профессионального образования.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Экскурсия на предприятие легкой промышленности.

2. Поиск информации о возможностях и путях получения профессионального

образования и трудоустройства.

3. Ознакомление по справочнику с массовыми профессиями.


Раздел 7: ПРЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ

7.1. 5 класс (5 часов)


Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных и поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта их содержание.

Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного швейного изделия.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: фартук, изделие, выполненное в лоскутной технике; изделие с вышивкой; меню и блюда для завтрака.

Раздел 7: ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(не менее 9 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (не менее 9 часов)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ.

1. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.

2. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья

3. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.

4. Оформление интерьера декоративными растениями.

5. Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, масленица и др)

6. Изготовление сувенира в технике художественной росписи на ткани.

7. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

8. Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного ткачества.

9. Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.

10. Проекты социальной направленности


7.2. 6 класс (11часов)

Теоретические сведения. Ассортимент женской одежды. Понятие «художественное моделирование». Зависимость модели от эстетических, экологических требований, народных традиций. Анализ моделей из банка творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Выполнение эскиза авторской модели или выбор модели из банка идей. Выделение элементов модели и связей между ними.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: юбка; вязанное спицами изделие; изделие с вышивкой счетными швами; меню и блюда для ужина.


7.3. 7 класс (13часов)

Теоретические сведения. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей – аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: изделие с цельнокроеным рукавом; плечевое изделие без рукава; изделие связанное крючком; гобелен; меню и блюда для сладкого стола.


7.4. 8 класс (7/15 часов)

Теоретические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов соответствующим критериям. Дизайн –спецификация и дизайн –анализ проектного изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей – аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Защита проекта.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: разработка плаката по электробезопасности; панно в технике вышивки гладью; теплица на подоконнике; набор игрушек «Магнитные чудеса»


7. 5. 9 класс (0 /15 часов)

Теоретические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн – спецификация и дизайн – анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.


Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей – аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Защита проекта.


Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: сумка для пляжа; простые автоматические устройства; утилизация отходов (пластмассовых емкостей); мой профессиональный выбор.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!