СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средняя линия трапеции

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средняя линия трапеции»

МБОУ «Воргинская средняя школа» 2019-2020гг  «Прикладная математика» Выполнила: Прокопенкова Марина, 8 А класс,  МБОУ «Воргинская средняя школ» Руководитель: Суслов Григорий Александрович учитель математики МБОУ «Воргинская средняя школа»

МБОУ «Воргинская средняя школа» 2019-2020гг

«Прикладная математика»

Выполнила: Прокопенкова Марина, 8 А класс,

МБОУ «Воргинская средняя школ»

Руководитель: Суслов Григорий Александрович

учитель математики МБОУ «Воргинская средняя школа»

«Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли…»  В.Произволов

«Геометрия полна приключений,

потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли…»

В.Произволов

Дано : ABCD –равнобедренная трапеция, FE -высота, FE= а AC ┴ BD Найти : MN  FE =FO+OE= а F C D FO+OE=DF+AE, DF+AE =½( AB + CD )= a M N MN = 1/2(AB+CD) B MN=a A E

Дано : ABCD –равнобедренная трапеция, FE -высота, FE= а AC BD

Найти : MN

FE =FO+OE= а

F

C

D

FO+OE=DF+AE,

DF+AE =½( AB + CD )= a

M

N

MN = 1/2(AB+CD)

B

MN=a

A

E

«А есть ли еще средние линии в трапеции?»

«А есть ли еще средние линии

в трапеции?»

Цель исследования:   установить, сколько средних линий имеет трапеция Обьект исследования: трапеция Предмет исследования: средние линии трапеции Задачи исследования: подобрать данные о средних линиях трапеции изучить особенные особенности средних линий в трапеции исследовать задачи о средних линиях трапеции, действующие в математической литературе разобрать конкретные вопросы о средних линиях трапеции

Цель исследования:

установить, сколько средних линий имеет трапеция

Обьект исследования: трапеция

Предмет исследования: средние линии трапеции

Задачи исследования:

  • подобрать данные о средних линиях трапеции
  • изучить особенные особенности средних линий в трапеции
  • исследовать задачи о средних линиях трапеции, действующие в математической литературе
  • разобрать конкретные вопросы о средних линиях трапеции
Гипотеза:  Если знать в совершенстве основные особенности средних линий трапеции, то их применение будет хорошим подспорьем ученикам в практическом направлении материала Актуальность, новизна и практическая значимость: Наше исследование актуально и ново, поскольку в школьной программе по математике данное направление не рассматривалось более глубоко и основательно. В процессе собственных информационных поисков получены не известные факты для школьников о второй средней линии трапеции. Данные исследования будут полезны при подготовке к математическим олимпиадам и конкурсам, более углубленного изучения геометрии, а также поможет обычным школьникам стать более успешными в математике, поскольку данная тема является важной при подготовке к ОГЭ.

Гипотеза: Если знать в совершенстве основные особенности средних линий трапеции, то их применение будет хорошим подспорьем ученикам в практическом направлении материала

Актуальность, новизна и практическая значимость:

Наше исследование актуально и ново, поскольку в школьной программе по математике данное направление не рассматривалось более глубоко и основательно.

В процессе собственных информационных поисков получены не известные факты для школьников о второй средней линии трапеции.

Данные исследования будут полезны при подготовке к математическим олимпиадам и конкурсам, более углубленного изучения геометрии, а также поможет обычным школьникам стать более успешными в математике, поскольку данная тема является важной при подготовке к ОГЭ.

Вторая средняя линия трапеции : MN= ½ ( AB + CD ) F C D B A E

Вторая средняя линия трапеции :

MN= ½ ( AB + CD )

F

C

D

B

A

E

В точке, в которой пересекаются две средние линии, они делятся пополам K KO = OS MO = ON B KN || BD и KN =½ BD C MS || BD, MS =½ BD МК || АС, MK =½ AC O NS || AC, NS =½ AC A S D

В точке, в которой пересекаются две средние линии,

они делятся пополам

K

KO = OS

MO = ON

B

KN || BD и KN BD

C

MS || BD, MS BD

МК || АС, MK AC

O

NS || AC, NS AC

A

S

D

Диагонали трапеции и вторая средняя линия пересекаются в одной точке ~ Дано : ВК=КС Доказать : AS=SD ~ K C B BK=KC O AS=SD D A S

Диагонали трапеции и вторая средняя линия

пересекаются в одной точке

~

Дано : ВК=КС

Доказать : AS=SD

~

K

C

B

BK=KC

O

AS=SD

D

A

S

Прямая, содержащая вторую среднюю линию трапеции проходит через точку пересечения прямых, содержащих боковые стороны △ A O D △ B O C ~ OK = ½ (ОВ+ОС),  OS = ½ ( OA + OD ),  OS = ½ ( k ∙ OB + k ∙ OC )= ½ k ( OB + OC )= k OK O OS

Прямая, содержащая вторую среднюю линию трапеции проходит через точку пересечения прямых, содержащих боковые стороны

△ A O D △ B O C

~

OK = ½ (ОВ+ОС),

OS = ½ ( OA + OD ),

OS = ½ ( k OB + k OC )= ½ k ( OB + OC )= k OK

O OS

Средние линии равнобедренной трапеции перпендикулярны MN  FE  В равнобокой трапеции вторая средняя линия перпендикулярна ее основаниям FE AB FE CD F C D Если средние линии трапеции равны, то ее диагонали перпендикулярны N M AC  BD B A E

Средние линии равнобедренной трапеции перпендикулярны

MN FE

В равнобокой трапеции вторая средняя линия перпендикулярна ее основаниям

FE AB

FE CD

F

C

D

Если средние линии трапеции равны, то ее диагонали перпендикулярны

N

M

AC BD

B

A

E

в) N C B NF = MF – MN = (a – b)/2 D A F " width="640"

M

Задача 1. (Кушнир И. А.)

В трапеции ABCD сумма углов при меньшем основании равна 270º. Найти длину второй средней линии, если основания AD и BC соответственно равны а и в (а в)

N

C

B

NF = MF – MN =

(a – b)/2

D

A

F

Задача 2 (Кушнир И.А.) Доказать, что площадь трапеции равна произведению второй средней линии на сумму перпендикуляров, проведенных к этой средней линии (или её продолжению) из двух противоположных вершин трапеции Дано: ABCD – трапеция, EF – вторая средняя линия, СN  EF, AM  EF.  Доказать: E B C N Доказательство: Рассмотрим △ AEF и△ ECF M D A F

Задача 2 (Кушнир И.А.)

Доказать, что площадь трапеции равна произведению второй средней линии на сумму перпендикуляров, проведенных к этой средней линии (или её продолжению) из двух противоположных вершин трапеции

Дано: ABCD – трапеция, EF – вторая средняя линия, СN EF, AM EF.

Доказать:

E

B

C

N

Доказательство: Рассмотрим △ AEF и△ ECF

M

D

A

F

Задача 3. (Кушнир И. А.) В трапеции ABCD сумма углов при основании AD равна 90º. Докажите, что отрезок, соединяющий середины оснований, равен полуразности оснований    AD, BC – гипотенузы прямоугольных △  AMD и △BMC  Решение: AF=FD, BN=NC M C N B D A F FN =½ AD –½ BC =½ (AD – BC)

Задача 3. (Кушнир И. А.)

В трапеции ABCD сумма углов при основании AD равна 90º. Докажите, что отрезок, соединяющий середины оснований, равен полуразности оснований

 

AD, BC – гипотенузы прямоугольных

AMD и △BMC

Решение: AF=FD, BN=NC

M

C

N

B

D

A

F

FN =½ AD –½ BC =½ (AD – BC)

Задача 1 (составлена самостоятельно) Верно ли утверждение: если прямая проходит через точку пересечения диагоналей и середину одного основания трапеции, то и второе основание она делит пополам?  K C B Диагонали трапеции и вторая средняя линия пересекаются в одной точке O D A S

Задача 1 (составлена самостоятельно)

Верно ли утверждение:

если прямая проходит через точку пересечения диагоналей

и середину одного основания трапеции, то и второе основание

она делит пополам?

K

C

B

Диагонали трапеции и вторая средняя линия пересекаются в одной точке

O

D

A

S

Задача 2 (составлена самостоятельно) В трапеции ABCD вторая средняя линия KS = 4 см, основания равны 12 см и 8 см, угол между средними линиями 30º.  Найти площадь трапеции.  △ KHS - прямоугольный K C B N O M KH =2 см S H A D

Задача 2 (составлена самостоятельно)

В трапеции ABCD вторая средняя линия KS = 4 см, основания равны 12 см и 8 см, угол между средними линиями 30º.

Найти площадь трапеции.

△ KHS - прямоугольный

K

C

B

N

O

M

KH =2 см

S

H

A

D

Задача 3  С помощью чертежной линейки построить вторую среднюю линию трапеции K B C O D A S

Задача 3

С помощью чертежной линейки построить вторую среднюю линию трапеции

K

B

C

O

D

A

S

Задача 4 Найдите среднюю линию трапеции АВС D , если ВС= 1 6см и ее вторая средняя линия делится диагональю в отношении 1:2.    Рассмотрим ∆КОС и ∆ SOA . Они подобны по стороне и прилежащим углам.  Значит  Так как точка К середина отрезка ВС, то КС= 8 см, а А S = 1 6 c м. Следовательно, AD = 3 2 c м. C K B O A D S

Задача 4

Найдите среднюю линию трапеции АВС D , если ВС= 1 6см и ее вторая средняя линия делится диагональю в отношении 1:2.

 

Рассмотрим ∆КОС и ∆ SOA . Они подобны по стороне и прилежащим углам. Значит Так как точка К середина отрезка ВС, то КС= 8 см, а А S = 1 6 c м. Следовательно, AD = 3 2 c м.

C

K

B

O

A

D

S

Задача 5   Вторая средняя линяя равнобокой трапеции перпендикулярна её основаниям. △ АОD и △ ВОС равнобедренные ОМ и ОК медианы M KM ┴BC, KM┴AD

Задача 5 Вторая средняя линяя равнобокой трапеции перпендикулярна её основаниям.

АОD и ВОС равнобедренные

ОМ и ОК медианы

M

KM ┴BC, KM┴AD

ВЫВОДЫ: 1. В процессе собственных информационных поисков получены не известные факты для школьников о второй средней линии трапеции. 2. Изучены особенные свойства средней линии 3. Рассмотрены практическое решение математических задач с использованием свойств средней линии трапеции. 4. Составлены собственные математические задачи и их решение. 5. Получены новые для меня знания и умения, повысилась заинтересованность к изучению математики.

ВЫВОДЫ:

1. В процессе собственных информационных поисков получены не известные факты для школьников о второй средней линии трапеции.

2. Изучены особенные свойства средней линии

3. Рассмотрены практическое решение

математических задач с использованием свойств средней линии трапеции.

4. Составлены собственные математические задачи и их решение.

5. Получены новые для меня знания и умения, повысилась заинтересованность к изучению математики.

«Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли…»  В.Произволов

«Геометрия полна приключений,

потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли…»

В.Произволов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!