ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.04. Информатика
Внеаудиторная самостоятельная работа
студентки отделения заочного обучения
1 курса 10 з/д группы
Истратенко Оксана Валерьевна
Средства ИКТ и их применение.
Содержание:
Характеристики информационно-коммуникативных технологий
Средства ИКТ
Виды ИКТ в сфере образования
Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
Классификация ИКТ
Аспекты использования
Преимущества ИКТ
Определение
ИКТ — комплекс производственных процессов, методов и программно-технических средств, которые собраны воедино с целью сбора, обработки, хранения, трансляции, и использования информации.
Началом для появления ИКТ, стало появление письменности, а затем и возникновение книгопечатания. А после информационно коммуникационные технологии прошли ещё 4 этапа становления такие как:
Этап, на котором происходит появление механических технологий: телефоны, радио, пишущие машинки и тд. В конце XIX века;
Первые изобретения, связанные с электронно-вычислительными машинами;
Появление первого персонального компьютера;
Впервые появляется определение информационные технологии в 1958 году. И по сей день происходит становление современных информационно-коммуникативных технологий.
Для современного этапа, который пронизывает и нашу жизнь, характерно сильное влияние на все процессы общества. Не стали исключением и наука, культура, политика, экономика и образование.
Характеристики информационно-коммуникативных технологий
Давайте рассмотрим, что же характерно для информационно-коммуникативных технологий:
Внедрение во все сферы жизни человека;
Изменения процессов приобретения информации;
Оцифровка любого вида информации, такого как текст, аудио, видео;
Легко изменяются при необходимости;
Позволяют создавать новые типы коммуникаций.
Средства ИКТ
Чтобы более точно понять суть темы, необходимо рассмотреть средства, которые обеспечивают доступ к информации:
ЭВМ;
Персональные компьютеры;
Интернет сети;
Различные носители информации;
Локальные сети;
Искусственный интеллект;
Машинная графика;
Различные средства связи.
Виды ИКТ в сфере образования
Программные: офисные программы, которые помогают приготовить уроки, лекции и прочее;
Специальные, помогающие передать и найти информацию;
Телекоммуникационный, обеспечивающие процесс общения между участниками в сфере образования.
Оборудование
Для того, чтобы осуществить информационно-коммуникативный процесс, требуется специальное оборудование, например:
Все, что связано со связью: это и устройства связи, программное обеспечение и прочее;
Различное оборудование для измерения и управления. К таким можно отнести: устройства, помогающие в автоматическом вычислении, а также средства осуществляющие контроль;
Вычислительная техника, к примеру, вычислительные машины и тд;
Оборудование для воспроизведения аудио и видео формата;
И хранение информации: флешки, карты, диски и тд.
Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
В наши дни происходит активное внедрение информационных технологий в образовательную сферу. Такая информатизация необходима, связи с изменениями в современном обществе, для улучшения качества обучения.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Можно выделить следующие задачи, которые поставлены перед процессом внедрения ИКТ в образовательную деятельность:
Улучшение качества процесса обучения используя ИКТ;
Икт способствует повышению интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
При помощи информационно-коммуникативных технологий можно произвести объединение различных видов учебной деятельности;
Произвести адаптационный процесс ИКТ обучения в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика;
Сделать процесс воспитания непрерывным и преемственным;
Необходимо разработать и внедрить методы и средства дистанционного обучения, основываясь на ИКТ;
Сделать образовательный процесс более совершенным, и подходящим современным реалиям;
Повысить уровень актуальности современного образования и соответствия требованиям общества и государства.
Классификация ИКТ
Средства ИКТ в сфере образования можно классифицировать по таким параметрам:
По решаемым образовательным задачам:
Это средства, которые обеспечивают базовую подготовку учеников. К ним относятся: электронные учебники, различные системы обучения и контроля знаний.;
Средства необходимые для практических занятий: практикумы, задачники, программы, тренажёры.;
Вспомогательные материалы: словари, игры, хрестоматии;
Комплексные средства, такие как дистанционное образование
Относительно функций педагогического процесса:
Информационно-обучающие средства. Это могут быть электронные книги, справочники и тд.;
Интерактив, к примеру: электронные ящики, вебинары и тд;
Средства поиска, такие как системы поиска, каталоги и тд.
По типу информации:
Электронные ресурсы, содержащие текстовую информацию такую, как: учебные пособия, тесты, словари и тд.;
Ресурсы с визуальной информацией: презентации, фотографии, схемы и диаграммы, а также презентации;
Ресурсы в аудиоформате: музыка, всевозможные записи, речевые упражнения;
Комплексные ресурсы из аудио и видео форматы: лекции, экскурсии и тд;
Комбинированные ресурсы: различные пособия, задачники и тд..
По форме применения информационно-коммуникативные технологии в педагогике:
Урочные;
Внеурочные.
От формата взаимодействия с учеником:
Offline связь;
Online связь.
Аспекты использования
В педагогическом процессе выделяют несколько аспектов ИКТ:
Содержательный. Означает, что информационно-коммуникативные технологии могут быть применены:
Для того чтобы занятие, в определённой области, было более наглядным. Для этого используют, например: плакаты, таблицы, презентации;
При формировании персональных мини-тестов;
При создании домашних заданий, различных тренажёров, и тд.
Мотивационный. Это когда ИКТ используют для пробуждения интереса и мотивации, формируя их таким образом:
Создавая учёт индивидуальных возможностей и потребностей в рамках процесса обучения;
Расширяется выбор методов, форм, содержания и типа организации процесса обучения;
Создаётся больше возможностей для раскрытия потенциала учеников;
Создание условий для расширения навыков учащимися использования ИКТ, которое необходимо для продуктивного взаимодействия в обществе.
Учебно-методический. Принцип состоит в том, что ИКТ используется педагогом для усиления наглядности и повышения интереса к информации, которую он хочет донести ученикам. Для этого могут быть использованы различные ИКТ, и на любом этапе образовательного процесса:
На этапе подготовки к занятию. Планирование, создание наглядного материала, написание проекта;
В самом учебном процессе и на этапе закрепления;
В организации самостоятельной работы;
Когда необходим дополнительный материал;
Для контроля знаний, и проверки результатов:
Организационный. То есть информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы, как для:
Индивидуального обучения;
Или для группового формата уроков:
Контрольно-оценочный. Различные виды контроля знаний, такие как: входное тестирование (на определение уровня знаний), промежуточное, итоговое.
Преимущества ИКТ
Информационно-коммуникативные технологии играют огромную роль в организации любых процессов, будь то процессы внутри компании, образовательные или политические. С их помощью можно оказать воздействие на любую сферу нашей жизни. Давайте рассмотрим преимущества ИКТ:
Быстрая связь между объектами процессов по средствам ИКТ;
Возможность хранения огромных объемов информации;
Быстрая передача информации;
Возможность автоматического поиска информации;
Автоматизация обработки информации;
Создание новых форматов взаимодействия;
Аналитика и прогноз результатов;
Стимуляция развития.
Как мы видим современный процесс образования невозможен без ИКТ, который принёс в эту сферу множество преимуществ связанных с автоматизацией процессов, а та же с возможностью донести любую информацию в наглядной форме и многое другое.