СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства художественной выразительности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен  материал по теме "Средства художественной выразительности" и предназначен для отработки и закрепления знаний учащимися 9 класса при подготовке к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности»

Эпитет Эпитет – это образное определение  (прилагательное, взятое в переносном значении или несущее в себе авторскую оценку) Н-р, « Испуганные тучи», « лазурное небо»

Эпитет

Эпитет – это образное определение

(прилагательное, взятое в переносном значении или несущее в себе авторскую оценку)

Н-р, « Испуганные тучи», « лазурное небо»

Метафора Метафора – это слово или выражение, взятое в переносном значении для образного обозначения другого предмета, явления, действия (на основе сходства).  Н-р, «Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой» 

Метафора

Метафора – это слово или выражение, взятое в переносном значении для образного обозначения другого предмета, явления, действия (на основе сходства).

Н-р, «Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой» 

Метафора Мета́фора  (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метафора

Мета́фора  (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Сравнение Сравнение – это сопоставление предмета с другим предметом (для создания образного представления об этом предмете)  Н-р, «Анчар, как грозный часовой , стоит один во всей вселенной»

Сравнение

Сравнение – это сопоставление предмета с другим предметом (для создания образного представления об этом предмете)

Н-р, «Анчар, как грозный часовой , стоит один во всей вселенной»

Олицетворение Олицетворение  (вид метафоры) – такой прием, при котором неживые предметы наделяются действиями и свойствами живого существа (оживляются) Н-р, «...Нева всю ночь рвалася к морю против бури, не одолев их буйной дури... и спорить стало ей не в мочь … Погода пуще свирепела , Нева вздувалась и ревела … и вдруг, как зверь, остервенясь , на город кинулась ...

Олицетворение

Олицетворение (вид метафоры) – такой прием, при котором неживые предметы наделяются действиями и свойствами живого существа (оживляются)

Н-р, «...Нева всю ночь рвалася к морю против бури, не одолев их буйной дури... и спорить стало ей не в мочь … Погода пуще свирепела , Нева вздувалась и ревела … и вдруг, как зверь, остервенясь , на город кинулась ...

Антитеза Антитеза  – противопоставление предметов, явлений (контраст, антонимия) Н-р, «Я царь — я раб — я червь — я Бог !» (Г.Р. Державин) 

Антитеза

Антитеза – противопоставление предметов, явлений (контраст, антонимия)

Н-р, «Я царь — я раб — я червь — я Бог !» (Г.Р. Державин) 

Оксюморон Оксюморон - соединение в одном словосочетании противоположных по смыслу слов. Н-р,  

Оксюморон

Оксюморон - соединение в одном словосочетании противоположных по смыслу слов.

Н-р,  "С кем мне поделиться той грустной радостью , что я остался жив?" (С. Есенин)

« живой труп », « горячий снег »

Инверсия Инверсия – это нарушение порядка слов в предложении (непрямой порядок слов) Н-р, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» ( Я воздвиг себе нерукотворный памятник )

Инверсия

Инверсия – это нарушение порядка слов в предложении (непрямой порядок слов)

Н-р, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» ( Я воздвиг себе нерукотворный памятник )

Гипербола. Литота. Гипербола  – художественное преувеличение. Литота – художественное преуменьшение. Н-р, «В сто сорок солнц закат сиял…» Н-р, «Мальчик с пальчик»

Гипербола. Литота.

Гипербола – художественное преувеличение.

Литота – художественное преуменьшение.

Н-р, «В сто сорок солнц закат сиял…»

Н-р, «Мальчик с пальчик»

Белеет (3) парус (2) одинокий (1)  В тумане моря голубом!..  Что  ищет он в стране далекой?  Что  кинул он в краю родном?..  Под ним струя светлей лазури ,  Над ним луч солнца золотой …  А он, мятежный , просит бури,  Как будто в бурях есть покой !

Белеет (3) парус (2) одинокий (1) В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Под ним струя светлей лазури , Над ним луч солнца золотой А он, мятежный , просит бури, Как будто в бурях есть покой !

1. Инверсия  2. Эпитеты  3. Антитеза  4. Олицетворение  5. Анафора

1. Инверсия 2. Эпитеты 3. Антитеза 4. Олицетворение 5. Анафора

  Ну ж был денек! Сквозь дым летучий  Французы двинулись, как тучи ,...   Носились знамена, как тени ,  В дыму огонь блестел,  Звучал булат, картечь визжала …   …Что значит русский бой удалый ,  Наш рукопашный бой!  Земля тряслась – как наши груди;…

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи ,... Носились знамена, как тени , В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала … …Что значит русский бой удалый , Наш рукопашный бой! Земля тряслась – как наши груди;…

Когда, росой обрызганный душистой ,  Румяным  вечером иль утра в час златой ,  Из-под куста мне ландыш серебристый   Приветливо кивает головой ;  Когда студеный ключ играет по оврагу  И, погружая мысль в какой-то смутный сон,  Лепечет мне таинственную сагу  Про мирный край, откуда мчится он,..  (« Когда волнуется желтеющая нива…»)

Когда, росой обрызганный душистой , Румяным вечером иль утра в час златой , Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой ; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,.. (« Когда волнуется желтеющая нива…»)

… Тебе, Казбек, о страж востока ,  Принес я, странник, свой поклон.  Чалмою белою от века  Твой лоб наморщенный увит,  И гордый ропот человека  Твой гордый мир не возмутит …   («Спеша на север издалека...»)

… Тебе, Казбек, о страж востока , Принес я, странник, свой поклон. Чалмою белою от века Твой лоб наморщенный увит, И гордый ропот человека Твой гордый мир не возмутит … («Спеша на север издалека...»)

Люблю тебя, булатный мой кинжал,  Товарищ светлый и холодный.  Задумчивый грузин на месть тебя ковал,  На грозный бой точил черкес свободный .  Лилейная рука тебя мне поднесла  В знак памяти, в минуту расставанья,  И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,  Но светлая слеза – жемчужина страданья  («Кинжал»)

Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный . Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза – жемчужина страданья («Кинжал»)

Терек воет , дик и злобен ,  Меж утесистых громад,  Буре плач его подобен , слезы брызгами летят.  Но, по степи разбегаясь ,  Он лукавый принял вид  И, приветливо ласкаясь ,  Морю Каспию журчит …  Я родился у Казбека,  вскормлен грудью облаков …  («Дары Терека»)

Терек воет , дик и злобен , Меж утесистых громад, Буре плач его подобен , слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь , Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь , Морю Каспию журчит … Я родился у Казбека, вскормлен грудью облаков … («Дары Терека»)

Горные вершины  Спят во тьме ночной;  Тихие долины  Полны свежей мглой…   («Из Гете»)

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой… («Из Гете»)

Молча сижу под окошком темницы;  Синее небо отсюда мне видно:  В небе играют все вольные птицы;  Глядя на них, мне и больно и стыдно…  В каменный панцирь я ныне закован,  Каменный шлем мою голову давит,  Щит мой от стрел и меча заколдован,  Конь мой бежит, и никто им не правит.   («Пленный рыцарь»)

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют все вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно… В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит. («Пленный рыцарь»)

Без вас сказать хочу вам много,  При вас я слушать вас хочу,..   Все это было бы смешно ,  Когда бы не было так грустно …   («А.О.Смирновой»)

Без вас сказать хочу вам много, При вас я слушать вас хочу,.. Все это было бы смешно , Когда бы не было так грустно … («А.О.Смирновой»)

Как мальчик кудрявый , резва,  Нарядна, как бабочка летом ;   Ей нравиться долго нельзя:  Как цепь , ей несносна привычка,  Она ускользнет, как змея ,  Порхнет и умчится, как птичка .   («К портрету»)

Как мальчик кудрявый , резва, Нарядна, как бабочка летом ; Ей нравиться долго нельзя: Как цепь , ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея , Порхнет и умчится, как птичка . («К портрету»)

Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники ,  С милого  севера в сторону южную …   Вечно холодные , вечно свободные ,  Нет у вас родины , нет вам изгнания .

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники , С милого севера в сторону южную Вечно холодные , вечно свободные , Нет у вас родины , нет вам изгнания .

На севере  диком  стоит одиноко  На голой вершине сосна  И дремлет , качаясь, и снегом сыпучим  Одета , как ризой , она.  И снится ей все, что в пустыне далекой,  В том крае, где солнца восход,  одна и грустна на утесе горючем  прекрасная пальма растет.

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет , качаясь, и снегом сыпучим Одета , как ризой , она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет.

Любил и я в былые годы,  В невинности души моей,  И бури( 2) шумные (1) природы (3),  И бури( 2) тайные (1) страстей (3) .  Но красоты их безобразной  Я скоро таинство постиг…  («Из альбома С.Н.Карамзиной»)

Любил и я в былые годы, В невинности души моей, И бури( 2) шумные (1) природы (3), И бури( 2) тайные (1) страстей (3) . Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг… («Из альбома С.Н.Карамзиной»)

Утес.   Ночевала тучка золотая  На груди утеса-великана ;  Утром в путь она умчалась рано,  По лазури весело играя ;  Но остался влажный след в морщине  Старого утеса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко,  И тихонько плачет он в пустыне.

Утес. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана ; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

И железная лопата  В каменную грудь ,  Добывая медь и злато,  Врежет страшный путь…  Тайно был Казбек огромный   Вестью той смущен ;  И, смутясь , на север темный  Взоры кинул он;  И туда в недоуменье  Смотрит, полный дум ….  Грустным взором он окинул  Племя гор своих,  Шапку на брови надвинул –  И навек затих .  («Спор»)

И железная лопата В каменную грудь , Добывая медь и злато, Врежет страшный путь… Тайно был Казбек огромный Вестью той смущен ; И, смутясь , на север темный Взоры кинул он; И туда в недоуменье Смотрит, полный дум …. Грустным взором он окинул Племя гор своих, Шапку на брови надвинул И навек затих . («Спор»)

В той (1) башне (4) высокой (2) и тесной (3)  Царица Тамара жила:  Прекрасна , как ангел небесный,  Как демон , коварна и зла.   («Тамара»)

В той (1) башне (4) высокой (2) и тесной (3) Царица Тамара жила: Прекрасна , как ангел небесный, Как демон , коварна и зла. («Тамара»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя