«Формирование культуры семейного досуга» (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 25» города Курска)
Поведение родителей, характер их отношений, атмосфера в семье создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль матери и отца в семейном коллективе. У детей формируются или (не формируются) такие качества, как мужественность, женственность, нравственная чистота, трудолюбие; вырабатываются (или не вырабатывается) навыки здорового и активного образа жизни.
В рамках реализации программы «Ответственное родительство» классные руководители гимназии № 25 особое внимание уделяют вопросу рационального использования свободного времени обучающихся через создание условий для организации и пропаганды активных форм семейного досуга. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Организация досуга – одна из значимых воспитательных функций семьи, главной целью которой является укрепление семьи, удовлетворение различных духовных потребностей всех членов семьи.
Формы семейного досуга можно разделить на два вида: семейный домашний досуг и семейный внедомашний досуг.
Семейный домашний досуг - это любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.); совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ); домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра - живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т. п.); семейное чтение; игры (с детьми, настольные и т. д.); праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных праздников с привлечением широкого круга родственников и друзей.
С целью изучения и пропаганды опыта семейного воспитания в гимназии проводятся выставки творческих работ, выполненных обучающимися совместно с родителями, конкурсы рисунков. ФОТО
Популяризации опыта семейного домашнего досуга способствует конкурс «Семейный альбом» и проведение классных часов на темы: «Интересы моей семьи», «Наши домашние питомцы», «Наша семья на отдыхе», «Наши семейные традиции», «Реликвии моей семьи», «История одной фотографии в жизни моей семьи». ФОТО
Семейный внедомашний досуг – это рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм); оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс - клуба и т. д.); совместное посещение театров, музеев, кино - театров, концертов и других культурно - зрелищных мероприятий; хождение в гости; организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности; участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях; организация семейных праздников и на базе учреждений культурно - досуговой сферы.
В 2014-2015 учебном году в гимназии был проведен конкурс проектов на тему «Семейный отдых вне дома», в ходе которого обучающиеся вместе с родителями представляли интересный опыт семейного туризма, семейных коллективов художественной самодеятельности. Фото
В рамках реализации городской целевой воспитательной программы «Будь здоров» классные руководители гимназии активно организуют проведение спортивных, досуговых программ совместно с родителями на базе ДООЦ имени У.Громовой, центра имени Терешковой, ДОЛ «Орленок» ФОТО
Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи. Задача педагогов гимназии – создать все необходимые условия для укрепления института семьи через представление лучшего опыта семейного воспитания, оптимизацию детско-родительских отношений, педагогическое просвещение родителей и вовлечение в организацию активных досуговых форм жизнедеятельности в семье и школе.